поэт и эстетик; р. 30.6. 1807 (Людвигсбург) — ум. 14.9.1887 (Гмунден); профессор в Штутгарте (1866—1877). Несмотря на сильное влияние Гегеля, в своем мышлении противоположен ему и склонен к эклектизму. Осн. соч.: Ästhetik oder Wissenschaft des Schönen, I—VI, 1847—1958; Über das Verhältnis von Form und Inhalt der Kunst, 1858; Auch Einer (Roman), 1879; Briefe aus Italien, 1907.
Glöckner. F. T. V. und das 19. Jh., 1931; E. Volhard. Zwischen Hegel und Nietzsche — Der Ästhetiker F. T. V., 1932; F. Schlawe. F. T. V., 1959; W. Göbel. F. T. V. — Grundzüge seiner Metaphysik und Ästhetik, 1983; H. Schlaffer (Hg.). F. T. V., 1987.
ФИШЕР Фридрих Теодор
ФИШЕР Фридрих Теодор
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ФИШЕР (Vischer) Фридрих Теодор
1807—87) —нем. эстетик и писатель, последователь и критик Гегеля (с позиций Канта и Фейербаха). В отличие от Гегеля Ф. поставил красоту в один ряд с религией как порождение фантазии. Придавая последней большое значение в творческом процессе, подчеркивал творческую роль бессознательных сновидений. Ф. пытался применить к эстетике принципы гегелевской диалектики и построить систему эстетических категорий, рассматривая каждую из них как модификацию прекрасного («О комическом и возвышенном», 1837). По Ф., «прекрасное—это зеркально отраженная, в зеркале преображенная жизнь». Красота существует только для сознания: в иск-ве это сфера видимости, красота природы «неподлинна». В конце жизни Ф. стал сторонником теории вчувствования (Вчувствования теории). Эстетические взгляды Ф. были критически проанализированы в диссертации Чернышевского. Полемизируя с Ф., Чернышевский тем не менее в целом позитивно оценил его осн. труд — «Эстетика, или Наука о прекрасном» (т. 1—6; т. 1—3 1846—58, полностью — 1922—23). Этот труд оказал большое влияние на нем. эстетическую мысль (академического направления) конца XIX — начала XX в. Известно, что «Эстетику» Ф. конспектировал Маркс.
Источник: Эстетика: Словарь
ФИШЕР Фридрих Теодор
Vischer), (30 июня 1807 – 14 сент. 1887) – нем. философ-эстетик, критик, писатель ("Критические прогулки", пародии на "Фауста", трагикомич. роман "Еще один" и др.). С 1844 – проф. эстетики и лит-ры в ун-тах Тюбингена, позднее Цюриха, Штутгарта и др. Будучи депутатом нац. собрания в 1848, принадлежал к умеренно-республ. крылу либералов; в дальнейшем стал монархистом. Автор курса лекций по эстетике ("?sthetik oder Wissenschaft des Sch?nen", Tl 1–3, Stuttg. – [u. a.], 1846–58; 2 Aufl., M?nch., 1922–23), в к-ром он отождествлял эстетику с философией иск-ва и выступал как эпигон гегелевской школы, эклектически сочетая идеи Шеллинга и Гегеля с дуалистич. воззрением Канта, а также нек-рыми положениями Фейербаха и позитивистов. Представив в законченной общедоступной системе (см. К. Маркс, в журн.: "Вопр. лит-ры", 1966, No 5, с. 170) спекулятивную нем. идеалистич. эстетику, Ф. оказал значит. влияние на академич. эстетику конца 19 – нач. 20 вв., а также на эстетику неогегельянства. Эстетич. идеи Ф. были подвергнуты критике Чернышевским (см. Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 265) и Марксом. Г. Пузис. Москва. Эстетика Ф. отмечена печатью внутр. расколотости. Опираясь не столько на лекции по "Эстетике" Гегеля, сколько на его "Феноменологию духа" (см. Н. Glockner, Fr. Th. Vischers ?sthetik in ihrem Verh?ltnis zu Hegels Ph?nomenologie des Geistes, Lpz., 1920) и повторяя мн. его формулировки (в определении прекрасного, комического и т.д.), Ф. в целом совершенно утрачивает его историзм. Гегелевская диалектич. схема ("триада") перестает быть у Ф. превращенным выражением реального историч. опыта и приобретает чисто формальный характер, а внешне "гегельянские" рассуждения скрывают по существу позитивистское мировоззрение. Тяготение Ф. к психологизму в эстетике особенно выявилось в развитой им в конце жизни теории вчувствования; отмежевываясь при этом от "ассоцианистов", Ф. считал основой эстетич. восприятия не просто ассоциацию, а суммирование "сопровождающих представлений" в сложном, многосоставном процессе (см. "Das Symbol", в кн.: "Philosophische Aufs?tze E. Zeller ...gewidmet", Lpz., 1887, S. 173). В целом на фоне худож. развития сер. 19 в. эстетич. теория Ф. может быть понята как своеобразная попытка консервации классически-романтич. представлений, к-рые переплетаются у Ф. с натуралистич. тенденциями (ср. его определение "реализма" – "Kritische G?nge", neue Folge, Bd 1, Stuttg., 1860, S. 25). Ал. В. Михайлов. Москва. Лит.: Случевский К., Явления рус. жизни под критикой эстетики, [вып.] 2, СПБ, 1866; Лукач Г., К. Маркс и Ф. Т. Фишер, в его кн.: Лит. теории 19 в. и марксизм, М., 1937; Reich F., Die Kulturphilosophie Fr. Th. Vischers, [Lpz., 1907]; Glockner H., Fr. Th. Vischer und das 19. Jahrhundert, В., 1931; Vоlhard E., Zwischen Hegel und Hietzsche. Der ?sthetiker Fr. Th. Vischer, Frankf., 1932; Schlawe F., Fr. Th. Vischer, Stuttg., 1959.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.