ФИРДОУСИ

Найдено 1 определение
ФИРДОУСИ
Абул Касим (р. между 934–941 – ум. ок. 1020) – поэт и мыслитель, классик персидской и таджикской литературы, автор эпич. поэмы "Шахнаме" ("Книга о царях"). В монументальной (120 тыс. стихотворных строк) поэме Ф. излагается история Ирана с древних времен до завоевания его арабами. Исследователи "Шахнаме" (И. С. Брагинский, А. М. Богоутдинов, Е. Э. Бертельс, ?. ?. Османов) отмечают в поэме две тенденции. Одна из них – защита абс. монархии, восхваление военной элиты, культ силы – сближает Ф. с феод. аристократией. Идеалом правителя для Ф. является умный, смелый и справедливый монарх, способный победить многочисл. врагов Ирана и создать сильное процветающее гос-во. В процессе работы над поэмой (к-рой Ф. отдал 35 лет жизни) в его мировоззрении все более проступает и другая, народная тенденция; Ф. приветствует, в частности, идеи маздакизма об имуществ. равенстве. В собственно филос. плане Ф. отличает необычный для его времени рационализм. В эпоху неограниченного влияния ислама Ф. поставил разум, знание выше веры. Разум, по Ф., есть основа человеч. морали и гарантия справедливости правителей: "И тот, в ком светоч разума горит, дурных деяний в мире не свершит" (цит. по кн.: Османов ?. ?., Фирдоуси, жизнь и творчество, М., 1959, с. 84). Огромную роль наряду с разумом Ф. отводит воспитанию: "...Познанье выше имени и званья, и выше свойств врожденных – воспитанье. Коль в воспитаньи сил не оберут, врожденные достоинства замрут" (там же, с. 82). Через всю поэму Ф. проходит идея зороастризма о борьбе двух противоположных начал: Ормузда, олицетворяющего свет, добро, и Ахримана (темные силы, зло). Исход борьбы, изображаемой Ф. в различных художеств, формах, решается в пользу Ормузда; это не означает уничтожения зла: Ахриман бессмертен, и вечно продолжается борьба между добром и злом. В эпоху, когда гос-во Саманидов, пережив период расцвета, клонилось к упадку, поэма Ф. призывала к прекращению феод, междоусобиц и объединению народа для борьбы с завоевателями. Соч.: Шахнаме, т. 1–10, Тегеран, 1934–36; Шохнома, ч. 1–6, Душанбе, 1964–65; в рус. пер.: Шахнаме, т. 1–7, М., 1960–69. Лит.: Фердовси. [Сб.], Л., 1934; Бертелье Е. Э., Избр. труды, т. 1, М., 1960; Богоутдинов А. М., Очерки по истории таджик, философии, Душанбе, 1961. А. Джахид. Душанбе.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Природа человека в «Шахнамэ» Абулкасима Фирдоуси

Атоев Атоулло Мухторович
Философское и культурное наследие А. Фирдоуси является особо актуальным нетолько для Ирана, но и для многих стран Южной и Центральной Азии, и в особенностидля Таджикистана.