политеистич. верования, распространенные во 2-1 тысячелетиях до н. э. в Финикии. Единого пантеона богов в Ф. р. не было. Финикияне поклонялись силам природы, небесным светилам, плодотворной силе земли. Гл. божество - Впал (впоследствии Адонис) - благотворящая сила земли. Ваалат (Ашера) — богиня любви. Молах — бог палящих лучей солнца. Астарта - богиня смерти. В Ф. р. имелись элементы фетишизма (культ остроконечных, конусообразных камней, деревьев, гор), были приняты жертвоприношения (людей и животных), строгий аскетизм, самоистязания, обрезание. Первоначально верования финикиян отражали кочевой быт их предков, затем центр. место в них заняли земледельч. культы, в к-рых прослеживается идея умирающего и воскресающего бога, впоследствии проникшая в иудаизм и христианство.
ФИНИКИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ
ФИНИКИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ
Источник: Атеистический словарь
ФИНИКИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ
политеистич. верования и культы, распространенные во II—I тысячелетиях до н. э. в городах и заморских колониях Финикии, в частности в Карфагене. У финикиян, ввиду их полит. раздробленности, не было, в отличие от древних египтян, вавилонян, греков, единого пантеона богов, сложной иерархии жречества и пышного культа. Их храмы имели скромные размеры. Наиболее распространенными «святынями» были конич. каменные столбы и свящ. деревья (ашеры). Каждый город почитал преимущественно своего местного бога. Имена этих богов являлись разл. обозначениями власти и, в сущности, были нарицательными: Ваал - «владыка», Эл - «бог», Молох - «царь», Мелькарт - «царь города», Адонис - «господин». Первонач. религ. верования финикиян отражали кочевой быт их предков, пришедших из степей и пустынь.
Затем центр, место заняли земледельч. культы. Особенно много данных о божествах плодородия содержат многочисл. тексты из сев. финик. г. Угарита (совр. Рос-Шамра), найденные в результате раскопок К. Шеффера в 30-х гг. XX в. С этими земледельч. культурами связаны мифы, повествующие об умирании и возвращении к жизни юного бога растительности (об Алийоне-Ваале и его сестре или жене Анат, об Адонисе и Астарте). Боги Ф. р. провозглашались покровителями царской власти, представали как охранители рабовладельч. строя, как защитники жестокого гнета. В Финикии практиковались человеч. жертвоприношения.
Затем центр, место заняли земледельч. культы. Особенно много данных о божествах плодородия содержат многочисл. тексты из сев. финик. г. Угарита (совр. Рос-Шамра), найденные в результате раскопок К. Шеффера в 30-х гг. XX в. С этими земледельч. культурами связаны мифы, повествующие об умирании и возвращении к жизни юного бога растительности (об Алийоне-Ваале и его сестре или жене Анат, об Адонисе и Астарте). Боги Ф. р. провозглашались покровителями царской власти, представали как охранители рабовладельч. строя, как защитники жестокого гнета. В Финикии практиковались человеч. жертвоприношения.