ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
теория, объясняющая механизмы социальной детерминации научного познания тем, что в процессе финализации внешние для той или иной науки цели становятся направляющей линией развития теории. Финализация ведет к «онаучиванию» ряда областей практической деятельности, которые осуществляются на базе «завершенной» фундаментальной теории, которая уже не имеет внутренних стимулов общественного развития.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
концепция, разработанная группой нем. философов и социологов (так называемая Штарнбергская группа - Г. Беме, В. ван ден Дэле, В. Крон, В. Шефер, Р. Холфельд, Т. Шпенглер; группа существовала с начала 70-х годов до 1981) для объяснения механизмов социальной детерминации научного познания. В этой концепции, одной из немногих, удалось построить достаточно убедительную модель, объясняющую то, как социальные запросы и цели могут из "внешних" для науки становиться "внутренними" факторами развития знания. Применительно к естественным наукам это - одна из сложных и принципиальных проблем для социологии знания и подхода к описанию науки в рамках экстернализма.
Состояние определенной научной дисциплины в тот период, когда она откликается на социальные запросы, члены Штарнбергской группы называют ее финализацией. Симптомы финализации они усматривают в появлении новых форм взаимодействия науки и практики, когда научные сообщества работают над решением научно-технических проблем, важных в социальном и практическом отношении. Обычно такая деятельность осуществляется на базе "завершенных", "замкнутых" теорий, которые уже не имеют "внутренних" стимулов собственного развития (понятие "замкнутой теории" было заимствовано у В. Гейзенберга, который обозначил им такие завершившие свое развитие и хорошо объясняющие множество явлений теории, как классическая механика и теория электричества, термодинамика и нерелятивистская квантовая механика). Ученые уже не ставят цель осуществить дальнейшее развитие фундаментальных аспектов этих теорий (это и невозможно), главное для них - конкретизировать модели таких теорий в направлении, определяемом поставленной перед ними проблемой.
Чтобы описать феномен Ф.н. в общем виде, Штарнбергская группа предложила трехфазную модель эволюции научной дисциплины: (1) допарадигмальная (исследовательская), (2) парадигмальная, (3) постпарадигмальная стадии. Эта модель представляет собой дальнейшее развитие концепции Куна: парадигмальная фаза по мере специализации и конкретизации фундаментальной теории сменяется постпарадигмальной фазой "финализации", на которой саморегуляцию научной деятельности затрудняет не только фактор "окончательного завершения" фундаментальной теории, но и тенденция "функционализации" (приспособления) для нужд практики отдельных теоретических положений. В дальнейшем Штарнбергская группа подкрепила и обосновала концепцию Ф.н. обращением к историко-научному материалу. Было изучено возникновение и развитие таких социально-значимых дисциплин, как агрохимия, биохимия, онкология, аэродинамика и т.п. Было показано также, как в ходе "нормативной финализации" (стратегия институционализации новых научных направлений, призванных обеспечить решение острых социальных проблем) может осуществляться критическое переосмысление целей, предписываемых обществом науке, что обеспечивает сохранение определенной автономии научной деятельности и позитивное обратное влияние науки на понимание обществом определенных проблем.
Состояние определенной научной дисциплины в тот период, когда она откликается на социальные запросы, члены Штарнбергской группы называют ее финализацией. Симптомы финализации они усматривают в появлении новых форм взаимодействия науки и практики, когда научные сообщества работают над решением научно-технических проблем, важных в социальном и практическом отношении. Обычно такая деятельность осуществляется на базе "завершенных", "замкнутых" теорий, которые уже не имеют "внутренних" стимулов собственного развития (понятие "замкнутой теории" было заимствовано у В. Гейзенберга, который обозначил им такие завершившие свое развитие и хорошо объясняющие множество явлений теории, как классическая механика и теория электричества, термодинамика и нерелятивистская квантовая механика). Ученые уже не ставят цель осуществить дальнейшее развитие фундаментальных аспектов этих теорий (это и невозможно), главное для них - конкретизировать модели таких теорий в направлении, определяемом поставленной перед ними проблемой.
Чтобы описать феномен Ф.н. в общем виде, Штарнбергская группа предложила трехфазную модель эволюции научной дисциплины: (1) допарадигмальная (исследовательская), (2) парадигмальная, (3) постпарадигмальная стадии. Эта модель представляет собой дальнейшее развитие концепции Куна: парадигмальная фаза по мере специализации и конкретизации фундаментальной теории сменяется постпарадигмальной фазой "финализации", на которой саморегуляцию научной деятельности затрудняет не только фактор "окончательного завершения" фундаментальной теории, но и тенденция "функционализации" (приспособления) для нужд практики отдельных теоретических положений. В дальнейшем Штарнбергская группа подкрепила и обосновала концепцию Ф.н. обращением к историко-научному материалу. Было изучено возникновение и развитие таких социально-значимых дисциплин, как агрохимия, биохимия, онкология, аэродинамика и т.п. Было показано также, как в ходе "нормативной финализации" (стратегия институционализации новых научных направлений, призванных обеспечить решение острых социальных проблем) может осуществляться критическое переосмысление целей, предписываемых обществом науке, что обеспечивает сохранение определенной автономии научной деятельности и позитивное обратное влияние науки на понимание обществом определенных проблем.
Источник: Современная западная философия: словарь