термин, для понимания и признания права на существование любого из философских направлений и школ, течений. Проблема исторических типов философствования и философского мышления необычайно важна для понимания содержания философских взглядов какого-либо мыслителя, для анализа, классификации, типологии этих взглядов, и, следовательно, это важно для понимания развития направлений в истории философии, начиная с древности. В марксистской философии обычно говорилось о двух, борющихся между собой в смертельной схватке лагерях в философии, о двух основных направлениях: материализме и идеализме, отражающих якобы в своей борьбе интересы противоположных классов - прогрессивных или реакционных. Переход на сторону идеализма означал измену пролетариату, перешедший становился врагом, которого надо уничтожить. Далее, “материализм-идеализм” могут быть либо диалектическими, либо метафизическими (в смысле - антидиалектики). Идеализм в свою очередь делили на объективный идеализм и идеализм субъективный. Есть еще философы дуалисты, которые пытаются сидеть между двумя стульями (материализмом и идеализмом, социалистическим и капиталистическим лагерем). Таково краткое, схематичное понимание в ленинско-сталинской философии исторических типов философствования. Те подходы, о которых сейчас будет сказано, в значительной степени носят характер предварительных суждений и требуют дальнейшего углубленного анализа.
Основные исторические типы философствования могут быть выделены по четырем критериям.
1. Сколько субстанций лежит в основе всего существующего, всей действительности. По этому критерию могут быть выделены три типа философствования: монистическая, дуалистическая, плюралистическая философия.
2. Что определяет появлене и развитие универсума. На основании этого критерия можно выделить следующие типы философии или философствования: 1) мифологический; 2) религиозный; 3) идеалистический; 4) материалистический. В свою очередь они имеют множество оттенков, особенностей, на основании которых могут быть вычленены подтипы, особые разновидности, школы этих направлений философии.
3. Третий критерий выделения философских направлений обусловливается центральным положением человека в их системе. Различные течения внутри антропологической философии выделяются на основании: какая сфера человеческой деятельности или жизни является основным модусом человека и наиболее значима в философском осмыслении действительности. По этому критерию можно выделить несколько типов философствования: аксиологический, экзистенциональный, гносеологический, праксиологический типы философствования с огромным разнообразием оттенков в палитре антропологических школ видения человека. В антропологической философии надо особо выделить тип философствования, который в качестве главной задачи ставит осмысление проблем мудрости, возрождение первородного смысла философии: поиск мудрости, познание ее природы и путей укоренения в человеческой жизни (теософия, антропософия, софиология, евразийская философия в лице софиогонии).
4. В каком состоянии находится все существующее. По этому критерию философское мышление может быть либо диалектическим (творческим, диалоговым), исходящим из принципа саморазвития, самодвижения всего сущего, либо догматическим (по марксистской терминологии – метафизическим), отрицающим развитие, движение или признающим его только под влиянием внешних причин. Догматическое мышление чаще всего реализуется как монологовое, авторитарное мышление.
Сказанное позволяет сделать вывод о необычайной сложности проблемы вычленения исторических типов философствования, поскольку многообразна и многоцветна радуга развития философских взглядов, их переплетение в реальном существовании философской мысли. Ее нельзя представлять в черно-белом одеянии, как дихотомию “материализм-идеализм”, “диалектика-антидиалектика”, “философия научная и ненаучная”, «прогрессивная и реакционная» Эти направления будто бы заняты “классовой”, “смертельной” борьбой на основе принципа партийности партийности философии. Такие подходы к развитию философии в СССР и в социалистическом “лагере” нанесли колоссальный вред философской культуре. Новый подход к историческим типам философствования основан на принципе свободы философского мышления и, следовательно, каждый тип философии и философствования имеет право на существование, поскольку берет какую-то сторону целостного постижения сложнейшей действительности. Потому надо способствовать развитию инакомыслия в философии, свободе и разнообразию ее школ и направлений, что со временем может привести к выработке целостной гуманистической философии. На взгляд составителя словаря для такой роли в наиболшей степени в современных условиях подходит евразийская ветвь философии.