ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ
"Философские тетради"
записи В. И. Ленина по философии, вышедшие впервые отдельным изданием в 1933. «Ф. т.» представляют собой обширные выписки, сделанные В. И. Лениным (гл. обр. в 1914—16) из различных философских работ. Наряду с конспективной записью содержания прочитанных произведений Ленин делает важные критические замечания, выводы и обобщения. В «Ф. т.» имеются конспекты следующих книг: Маркс и Энгельс — «Святое семейство», Людвиг Фейербах — «Лекции о сущности религии», Гегель — «Наука логики», «Лекции по философии истории» и «Лекции по истории философии», Лассаль — «Философия Гераклита Темного из Эфеса» и Аристотель — «Метафизика». Огромный интерес представляет фрагмент «К вопросу о диалектике», в к-ром Ленин в сжатом виде дает глубокое изложение сущности материалистической диалектики. В «Ф. т.» имеются также заметки на ряд книг по естествознанию. «Ф. т.» содержат огромное количество ценнейших мыслей и высказываний по самым различным проблемам философии. Центральная тема «Ф. т.» — диалектика. Ленин дал глубокое определение диалектики, всесторонне раскрывающее ее суть, ее элементы, сформулировал основы марксистского понимания логики и ее категорий, дал характеристику диалектического процесса познания,учения о противоречиях как ядре диалектики. Большое значение для развития философии имеют положение Ленина о единстве диалектики, логики и теории познания, а также указания по вопросу о разработке диалектической логики. Особо важны в этом отношении мысли Ленина о совпадении в логике истории мысли с законами мышления, о необходимости для выработки правильной теории познания философски обобщить историю техники, естествознания, умственного развития ребенка, животных и т. д. Большое внимание Ленин ур&яяв1 истории философии. Ленин показывает, что она является историей борьбы материализма и идеализма, отмечает важность изучения истории диалектики, касается ряда методологических вопросов истории философии как науки, дает оценку взглядов многих философов, уделяя особое внимание Гегелю. В заметках на книги по естествознанию Ленин подчеркивает значение диалектического материализма как единственно научной методологии. «Ф. т.» представляют собой образец творческого развития материалистической диалектики и дают программу дальнейшей работы в области марксистской философии. Вместе с тем при чтении «Ф. т.» нельзя упускать из виду того, что они состоят из записей, сделанных Лениным для себя и не подготовленных им для печати.
Источник: Философский словарь. 1963
«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ»
произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.
«Ф. т.» - это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Гегеля, Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914-16, а также отд. набросков, наиболее развернутым и важным из к-рых является фрагмент «К вопросу о диалектике». Впервые «Ф. т.» опубликованы в 1929-30. «Ф. т.» в целом представляют собой подготовит. материал для задуманной Лениным работы по теории материалистич. диалектики. Идеи «Ф. т.» составили методологич. основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, напр. «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Детская болезнь „левизны" в коммунизме», «Еще раз о профсоюзах...», «О значении воинствующего материализма» и др.
Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собств. филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении экономич. учения К. Маркса с кантианством, позитивизмом или даже энергетизмом.
Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики, вскрывает ее идеалистич. и мистич. характер, но вместе с тем подчеркивает, что без ее крития. освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать «... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы» (ПСС, т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении «логич. идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т.е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особое значение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логич. строя мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как филос. наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой «суммой примеров» (см. там же, с. 316). «Согласие» с принципом развития, не распространенное на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особый смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характер» связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение,тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаиыопереход противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга - почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики «Капитала», в к-ром Маркс дал образец диалектико-материалистич. анализа реальности.
Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умств. развития человеч. рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств. историю философии, историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобожденное от случайностей историч. формы, должно составить существенное содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич. категорий в истории познания и философии Ленин подчеркивает удачность гегелевского образа «круга кругов», к-рый в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеч. познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые «...направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (там же, с. 142-43). Ленин подчеркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).
Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами кантианства, махизма и т. д. «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более пофейербаховски (и побюхнеровски), чем погегелевски» (там же, с. 161).
Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции науч. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход «к идее обществ. отношений произ-ва»; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание революц. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к социализму. В «Ф. т.» Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной филос. науки, глубокого освоения классич. филос. наследия и острой, принципиальной критики бурж. философии. Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.
«Ф. т.» - это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Гегеля, Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914-16, а также отд. набросков, наиболее развернутым и важным из к-рых является фрагмент «К вопросу о диалектике». Впервые «Ф. т.» опубликованы в 1929-30. «Ф. т.» в целом представляют собой подготовит. материал для задуманной Лениным работы по теории материалистич. диалектики. Идеи «Ф. т.» составили методологич. основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, напр. «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Детская болезнь „левизны" в коммунизме», «Еще раз о профсоюзах...», «О значении воинствующего материализма» и др.
Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собств. филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении экономич. учения К. Маркса с кантианством, позитивизмом или даже энергетизмом.
Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики, вскрывает ее идеалистич. и мистич. характер, но вместе с тем подчеркивает, что без ее крития. освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать «... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы» (ПСС, т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении «логич. идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т.е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особое значение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логич. строя мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как филос. наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой «суммой примеров» (см. там же, с. 316). «Согласие» с принципом развития, не распространенное на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особый смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характер» связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение,тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаиыопереход противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга - почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики «Капитала», в к-ром Маркс дал образец диалектико-материалистич. анализа реальности.
Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умств. развития человеч. рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств. историю философии, историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобожденное от случайностей историч. формы, должно составить существенное содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич. категорий в истории познания и философии Ленин подчеркивает удачность гегелевского образа «круга кругов», к-рый в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеч. познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые «...направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (там же, с. 142-43). Ленин подчеркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).
Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами кантианства, махизма и т. д. «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более пофейербаховски (и побюхнеровски), чем погегелевски» (там же, с. 161).
Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции науч. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход «к идее обществ. отношений произ-ва»; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание революц. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к социализму. В «Ф. т.» Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной филос. науки, глубокого освоения классич. филос. наследия и острой, принципиальной критики бурж. философии. Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.
Источник: Советский философский словарь
"ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ"
произведение В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принцип, положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, ее ядре и т.н., а также о категориях как осн. содержании теории диалектики. "Ф. т." - это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (гл. обр. Гегеля), сделанных Лениным в период 1914-15, а также отд. набросков, наиболее развернутым и важным из к-рых является фрагмент "К вопросу о диалектике". "Ф. т." в целом представляют собой подготовит. материал для задуманной Лениным работы по диалектике как филос. науке. Идеи "Ф. т." использованы Лениным в его статьях по экономике и политике, напр. в статьях "Крах II Интернационала", "Русские зюдекумы", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Еще раз о профсоюзах...", "О значении воинствующего материализма" и др. Работа Ленина над "Ф. т." была вызвана необходимостью разработки филос. основ марксизма, тем более что теоретики 2-го Интернационала отрицали такие основы и настаивали на соединении экономич. учения Маркса с кантианством. Существ. место в "Ф. т." занимают конспекты книг Гегеля. Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчеркивает, что без изучения и освоения ее нельзя проникнуть в существо марксизма и двигаться дальше в филос. познании мира. Именно Гегелю первому удалось угадать "...в смене, взаимозависимости в с е х понятий, в тождестве их противоположностей, в п е р е х о д а х одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, и м е н н о такое отношение вещей, природы" (Соч., т. 38, с. 188). Однако, уточняет Ленин, "именно угадал, не больше". Мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении "логической идеи", мышления. Задача Ленина – применить учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т.е. имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенный вес категория практики, к-рую начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается как основа для формирования категориального, логич. строя мышления. А потому диалектика как ф и л о с о ф с к а я наука есть одновременно и онтология, и гносеология, есть динамич., содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к "сумме п р и м е р о в" (см. тамже, с. 357). "Согласие" с принципом развития, не распространенное на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает принцип единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий (см. Противоречие, раздел: Ленин о категории противоречия). Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различ. термины (единство, совпадение, тождество, равно действие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противо-положностей. "Д и а л е к т и к а есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противополож-н о с т и, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую" (там же, с. 97–98). Ленин обращает внимание на необходимость использования логики "Капитала", где диалектика как логика и теория познания применена к политич. экономии. Большое методологич. значение для теории диалектики имеет ленинское положение о том, что она должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая сюда историю умств. развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобожденное от случайностей историч. формы, должно составить существ. содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич. категорий в истории философии Ленин подчеркивает удачность гегелевского образа "круга кругов" в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля (см. тамже, с. 313–16), Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий угадан общий ход движения человеческого познания. Ленин требует углубить понятие материи, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые "...направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с 315). "С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции" (там же, с. 148). Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие, мистику, идеализм, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии (см. тамже, с. 262, 277, 278, 286). Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики (см. Критика в науч. познании), отмечая недостатки критич. метода Плеханова и нек-рых др. марксистов (см. тамже, с. 170) в оценке кантианства, махизма и т.д., состоящие в неумении раскрыть социальные и гносеологич. корни идеализма: "Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски" (там же). Конспектируя "Святое семейство" Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции рев.-материалистич. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход "к идее обществ. отношений производства"; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание рев. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к социализму. "Из посылок материализма ничего нет легче вывести социализм [переустройство чувственного мира, – связать частный и общий интерес, – разрушить антисоциальные Geburtsst?tten (источники.– Ред.) преступления и пр.]" (там же, с. 28). Для развития диалектики как филос. науки "Ф. т." важны тем, что в них формулируется перспективная программа филос. исследований, включающая в себя как задачи по разработке диалектич. логики, так и задачи критики бурж. философии и глубокого и полного освоения классич. филос. наследия. Лит.: Кедров Б. М., О значении ленинских "Философских тетрадей" для естествознания, "Вести. АН СССР", 1947, No 1; Джафарли Т., Некоторые вопросы теории понятия в свете труда В. И. Ленина "Философские тетради", "Тр. Тбилисского гос. пед. ин-та", 1957, т. 12, с. 293–319; Орлов Ю. М., Понятие субстанции в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, "Уч. зап. Челябинского пед. ин-та", 1959, т. 7, вып. 1, с. 117–30; Степанов В. П., Развитие В. И. Лениным учения о категориях общего и отдельного в "Философских тетрадях", "Уч. зап. Саратовского пед. ин-та", 1959, вып. 33, с. 150–61; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1960. А. Касымжанов. Алма-Ата.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.