Как правило, не только направление, течение в философии, но и система неформальных связей между деятелями, представляющими ту или иную школу. В момент образования Ф. ее роль обычно позитивна, позитивность сохраняется некоторое время, после чего само наличие Ф. представляет собой несомненный вред. Если в научных школах объединение ученых позволяет экономить усилия и средства, дает высокий уровень специализации и эффективности работы (хотя и здесь далеко не все идеально), в Ф. положение дел иное. Первоначально Ф. дает кристаллизацию чисто социального плана, увеличивая возможности философской работы в каком-либо направлении, а заодно подавляя другие местные направления мысли. Если при этом эффективность работы весьма заметна, то значение конкретной Ф. можно оценивать в целом как позитивное. Однако ввиду того, что фундамент философии конвенционально неопределен и неопределим по существу, любые формы развитого философского монополизма рано или поздно становятся идеологическими аберрациями, порочащими философию как таковую.