ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
составная часть единой, интернациональной по своей сущности марксистско-ленинской философии. Ф. н. в СССР исходит из принципов диалектического и исторического материализма, к-рый является мировоззренческой и методологич. основой деятельности КПСС и др. марксистско-ленинских партий. Она развивается коллективными усилиями сов. философов и др. ученых на основе марксистско-ленинского наследия и получает все более широкое распространение среди трудящихся всех наций и народностей Сов. Союза. Ф. н. в СССР после ?кт. революции 1917 развивалась под руководством В. И. Ленина, к-рый явился основоположником советской философской науки, в борьбе против идеалистич. философии и ревизионизма. В первые годы Сов. власти (примерно до 1922) в СССР существовал ряд филос. орг-ций бурж.-идеалистич. направления (Филос. об-во при Петрогр. ун-те, Академия духовной культуры в Москве и др.) и немарксистских периодич. издании ("Вопросы философии и психологии", "Мысль", "Рус. мысль" и др.), сотрудниками к-рых были Струве, Бердяев, Лосскии, Введенский, Сорокин, Яковенко, Лопатин и др. философы-идеалисты. Многие из них эмигрировали или были высланы за границу и развернули активную борьбу против сов. народа и марксистско-ленинской философии. В 20-х гг. в Ф. н. в СССР утвердилось марксистско-ленинское мировоззрение. Направ-ляющую и руководящую роль в развитии Ф. н. в СССР на всех этапах ее истории осуществляет КПСС и ее ЦК. Большую работу по исследованию и изданию филос. наследия Маркса, Энгельса, Ленина ведет Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Центр. науч. учреждением Сов. Союза в области философии является Институт философии АН СССР (входящий в Отделение философии и права АН СССР, к-рое осуществляет руководство науч. работой по философии в СССР). Ф. н. в СССР организуют также филос. науч. учреждения союзных республик, среди них: Ин-т философии АН Укр. ССР, Ин-т философии и права АН Белорус. ССР, Ин-т философии АН Груз. ССР, Ин-т философии и права АН Казах. ССР, Ин-т философии и права АН Узб. ССР, Ин-т философии и права АН Азерб. ССР, Ин-т философии и права Арм. ССР, Ин-т философии и права АН Кирг. ССР, Отдел философии и права АН Молд. ССР, Отдел философии АН Тадж. ССР, Отдел философии и права АН Туркм. ССР, Сектор философии АН Латв. ССР, Сектор философии АН Литов. ССР и др. Научную работу по философии организуют и ведут кафедры философии в Академии обществ. наук (АОН) и Высшей парт. школе (ВПШ) при ЦК КПСС; в системе АН СССР работают Московская, Ленинградская, Новосибирская и др. кафедры философии, кафедры философии академий наук союзных республик. Филос. кафедры созданы во мн. высших уч. заведениях; работают филос. ф-ты Московского, Ленинградского, Киевского, Тбилисского, Уральского, Ростовского, филос. отделения Белорусского, Казахского и др. ун-тов. В ряде вузов созданы социологич. лаборатории. Разработкой филос. проблем истории и теории развития естествознания и техники, проблем совр. научно-технич. революции, методологич. проблем науки и др. занимается Институт истории естествознания и техники, входящий в состав Отделения философии и права АН СССР. В 1968 создан Институт конкретных социальных исследований АН СССР, разрабатывающий проблемы социологич. исследований и их методологии и др. Большую идейно-методологич. и научно-координационную работу по проблемам философии ведут Научные советы АН СССР, по комплексной проблеме "Филос. проблемы совр. естествознания", по истории обществ. мысли, по проблемам конкретных социальных исследований, по проблемам зарубежных идеологич. течений, по проблемам эстетики, по комплексной проблеме "Закономерности развития обществ. отношений и духовной жизни социалистич. общества" и др. Подготовка специалистов по Ф. н. в СССР в 20-е гг. была сосредоточена гл. обр. на филос. и естеств. отделениях Ин-та красной профессуры (ИКП) в Москве, Ленинграде, Харькове и др., в 1931–36 – в ИКП философии и естествознания, а также в МГУ и ЛГУ, Моск. ин-те истории, философии и лит-ры (МИФЛИ), Акад. коммунистич. воспитания и др. уч. заведениях. В наст. время подготовка специалистов проводится Институтом философии АН СССР и академиями наук союзных республик (через аспирантуру), АОН при ЦК КПСС, филос. фак-тами и кафедрами вузов. Преподавание Ф. н. в СССР (диалектич. и историч. материализм, история философии, логика, эстетика, этика, научный атеизм и др.) организовано в высших учебных заведениях, в аспирантуре науч. учреждений и вузов, в вечерних ун-тах марксизма-ленинизма, в народных ун-тах культуры и т.д. В старших классах средних общеобразоват. школ и средних спец. уч. заведениях изучается курс обществоведения, включающий основы филос. знаний. Действенным средством активизации филос. работы являются научно-теоретич. конференции, симпозиумы, методологич. и теоретич. семинары, в к-рых участвуют не только философы, но и ученые др. отраслей знания, работники парт, и гос. органов, деятели культуры и искусства. Большую роль в развитии и распространении Ф. н. в СССР играет печать (журн. "Под знаменем марксизма", "Вопросы философии", "Философские науки", "Вестник МГУ. Серия 8. Философия", "Фiлософська думка" и др.). Филос. статьи публикуются также в журн. "Коммунист" (до 1949 – "Большевик"), "Политич. самообразование", "Наука и религия", "Вестник АН СССР", "Вестник ЛГУ" и др., в журн. академий наук союзных республик, ун-тов, обществ.-политич. и литературно-художеств. журналах. В СССР осуществлено издание первой в мире марксистской "Философской Энциклопедии" (т. 1–5, М., 1960–70). Филос. науч. учреждения и вузы СССР принимают участие в работе Междунар. объединения филос. об-в (в него входит Институт философии АН СССР) и Междунар. социологич. ассоциации (членом к-рой является Сов. социологич. ассоциация), Междунар. ассоциации по истории и философии естествознания (членом к-рой является Сов. нац. объединение по истории и философии естествознания). В истории Ф. н. в СССР выделяются два гл. периода: 1) соответствующий переходному периоду от капитализма к социализму (окт. 1917 – сер. 30-х гг.), 2) соответствующий периоду социализма (с сер. 30-х гг.). В рамках второго периода Ф. н. в СССР выделяется ряд ступеней: а) до конца Великой Отечеств. войны (1945); б) до завершения социалистич. строительства в СССР (1959); в) период строительства коммунизма (60–70-е гг.). Все эти периоды и ступени истории Ф. н. в СССР относятся к ленинскому этапу развития марксистской философии. Разработка проблем диалекти-ч е с к о г о м а т е р и а л и з м а. С победой Окт. революции в Ф. н. в СССР на первый план выдвинулись задачи дальнейшего развития (применительно к условиям новой эпохи) материалистич. диалектики как логики, теории познания, науч. метода познания и преобразования мира. Коренные проблемы материалистич. диалектики были поставлены и разработаны в послеоктябрьских трудах В. И. Ленина. Особенно важное значение имела работа "О значении воинствующего материализма", представляющая собой филос. завещание Ленина. Большое филос. значение имеют также др. послеокт. работы Ленина: "Очередные задачи Сов. власти", "О государстве", "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата", "Пролетарская революция и ренегат Каутский", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Великий почин", "Задачи союзов молодежи", "Еще раз о профсоюзах...", "О нашей революции". Исследуя новые социальные процессы, Ленин глубоко раскрыл творч. характер диалектики, развил и применил ее в борьбе с догматизмом, субъективизмом, софистикой и метафизикой. Ленинский анализ особенностей перехода от капитализма к социализму, путей и закономерностей развития социалистич. общества обогатил марксистскую диалектику, привел к выводу о существовании двух типов противоречий: антагонистических и неантагонистических, и различных путей их разрешения. Исследуя категории количество и качество, Ленин на материале обществ. наук показал, что постепенный характер могут носить не только количественные, но и качеств. изменения, напр. закономерности развития кооперирования с. х-ва и др. Сопоставляя диалектич. логику с формальной логикой, Ленин показал, что в процессе познания диалектич. логика идет дальше формальных определений, стремясь охватить в с е стороны, связи и "опосредствования" изучаемого предмета; берет предмет в его развитии, "самодвижении", включает в полное "определение" предмета всю человеч. практику; исходит из того, что душу науч. познания составляет конкретный анализ конкретной ситуации. В трудах Ленина получили дальнейшую разработку также такие категории диалектики, как возможность и действительность, форма и содержание, сущность и явление, общее и особенное, и др. Первостепенное значение для творч. развития марксистской философии имеет принцип партийности, развитый Лениным. Ленин обратился к сов. марксистам с призывом обогатить теоретич. мысль "...теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция, дают необыкновенно много" (Соч., т. 33, с. 208), "опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля..., разрабатывать эту диалектику со всех сторон..." (там же, с. 207). Ф. н. в СССР исходит из поставленной Лениным в его статье "О значении воинствующего материализма" задачи: "Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы и школки, направления и направленьица... Мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания" (там же, с. 206, 207). Сов. филос. наука, следуя Ленину, раскрывает "...связь между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой ею всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений" (там же, с. 202–03). В тесной связи с задачами борьбы против "новейшего" идеализма в 20-е гг. была написанная по поручению Ленина ст. В. И. Невского "Диалектич. материализм и философия мертвой реакции" (М., 1920), содержащая критический анализ работ А. А. Богданова. Послеоктябрьские труды Ленина и особенно публикация в 1929–30 "Философских тетрадей" Ленина дали новые стимулы развития Ф. н. в СССР. В борьбе с троцкизмом, правым и "левым" оппортунизмом и др. антиленинскими группировками и течениями партия и ее видные деятели в 20–30-е гг. М. И. Калинин, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, И. В. Сталин, М. В. Фрунзе, Е. М. Ярославский и др. отстаивали и развивали идеи марксизма-ленинизма, в т.ч. и философские. Вопросы диалектич. материализма в этот период освещали в своих работах В. Адоратский, Л. Аксельрод-Ортодокс, В. Быстрянский, С. Вольфсон, А. Деборин, И. Луппол, В. Сарабьянов, С. Семковский, М. Серебряков, И. Скворцов-Степанов и др. сов. ученые. Во 2-й пол. 20 – нач. 30-х гг. проблемы философской науки широко обсуждались на свободных дискуссиях в печати и собраниях в Комакадемии, ИКП, Российской ассоциации н.-и. ин-тов обществ. наук (РАНИОН), в вузах, Обществе воинствующих материалистов- диалектиков (ОВМД), на конференциях марксистско-ленинских науч. учреждений и др. В их ходе подверглись критике неверные концепции и ошибки нек-рых сов. теоретиков в трактовке актуальных проблем диалектич. материализма. Механистич. филос. концепция Н. Бухарина, при помощи к-рой "обосновывались" его правооппортунистич. взгляды, была подвергнута критике в конце 20-х гг. в работах И. Сталина и др. сов. марксистов. Ошибки механистич. характера, допущенные Аксельрод-Ортодокс, Сарабьяновым, Скворцовым-Степановым, А. Тимирязевым и нек-рыми др. сов. философами, были подвергнуты критике, в частности А. Дебориным, Н. Каревым, И. Лупполом, Я. Стэном, Г. Тымянским и др. философами, группировавшимися вокруг журн. "Под знаменем марксизма", а также М. Селектором, А. Столяровым и др. (см. "Механисты"). В то же время А. Деборин и ряд его сотрудников (Н. Карев, И. Подволоцкий, Я. Стэн и др.), исследуя вопросы диалектики, истории философии (в особенности философии Гегеля) и критикуя механицизм, сами допускали существ. ошибки формалистич. и идеалистич. характера, выразившиеся в сближении диалектич. материализма с идеалистич. диалектикой Гегеля, в недооценке ленинского филос. наследия и в отрыве философии от практики социалистич. строительства. С критикой ошибочных филос. позиций Деборина и др. в конце 20 – нач. 30-х гг. выступали мн. сов. марксисты, в т.ч. В. Адоратский, В. Милютин, Н. Скрыпник, Е. Ярославский, М. Митин, В. Ральцевич, П. Юдин, Ф. Константинов, М. Каммари и др. Итоги филос. дискуссии 20-х гг. подвело постановление ЦК ВКП(б) (янв. 1931) "О журнале „Под знаменем марксизма“", в к-ром отмечалось, что "важнейшей задачей "Под знаменем марксизма" должно быть действительное выполнение намеченной для него Лениным программы, разработка ленинского этапа развития диалектического материализма, беспощадная критика всех антимарксистских и, следовательно, антиленинских установок в философии, общественных и естественных науках, как бы они ни маскировались" ("О партийной и сов. печати", сб. док-тов, 1954, с. 407). Филос. дискуссии, при всех недостатках и односторонностях, допущенных в их ходе, способствовали популяризации, разработке и применению ленинского филос. наследия, приближению философии к практике социалистич. строительства, усилению борьбы против бурж. идеологии, правого и "левого" оппортунизма, привлекли внимание широких слоев коммунистов, сов. интеллигенции к изучению марксистско-ленинской философии. В конце 20 – 1-й пол. 30-х гг. появился ряд работ, освещавших проблемы диалектич. материализма: систематич. изложение основ диалектич. материализма (Б. Быховский, О. Трахтенберг, Г. Тымянский и др.), проблем теории отражения (Т. Павлов); был издан коллективный труд "Диалектич. и историч. материализм", под ред. М. Митина (М., 1933), и др. учебные пособия. С сер. 30-х гг. творч. разработке проблем диалектич. материализма стали мешать элементы догматизма и начетничества, связанные с культом личности Сталина. Работа Сталина "О диалектич. и историч. материализме", представлявшая собой популярное и в ряде пунктов схематич. изложение нек-рых осн. положений марксистско-ленинской философии, была ошибочно провозглашена "классич. произведением марксизма". Наряду с правильными положениями она содержала и ошибочные формулировки. В частности, рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, Сталин делал акцент на борьбу противоположностей, не раскрывая их единства. В результате в лит-ре того времени порой относили понятие единства ("тождества") противоположностей к "пережиткам гегельянщины". Закон отрицания отрицания вообще не фигурировал в работе Сталина, в связи с чем этот закон диалектики в течение длительного времени не упоминался в филос. лит-ре. Вопросы диалектич. материализма рассматривались Сталиным впоследствии в работах "Марксизм и вопросы языкознания" и "Экономич. проблемы социализма в СССР". Но и в них изложению диалектич. материализма сопутствовали неточные и ошибочные положения, что также неблагоприятно отразилось на теоретич. работе сов. философов. Тем не менее и в условиях культа личности сов. философы на основе ленинского наследия освещали и разрабатывали ряд важнейших вопросов диалектич. материализма. В частности, в учебных пособиях и др. работах В. Адоратского, Б. Кедрова, Ф. Константинова, М. Митина, М. Розенталя, Е. Ситковского и др. философов анализировались сущность и богатство марксистско-ленинской философии, материалистической диалектики, ее законов и категорий. Разрабатывались проблемы теории познания диалектического материализма, в особенности теории отражения (Т. Павлов, Ф. Хасхачих и др.), нек-рые филос. вопросы материи и движения (В. Познер и др.), роли и значения практики как основы познания и критерия истины и др. В работах сов. философов (В. Асмуса, К. Бакрадзе и др.) исследовались проблемы формальной логики. С сер. 50-х гг. научно-теоретич. работа в области диалектич. материализма, освобождаясь от последствий культа личности, стала приобретать все более творч. характер. Сов. философы (Ф. Константинов, М. Митин, П. Федосеев, Ю. Францев и др.) разрабатывают вопрос о характере совр. эпохи, осн. содержание к-рой составляет процесс перехода от капитализма к социализму. Для исследования диалектики совр. мирового процесса первостепенное значение имела теоретич. разработка диалектики соотношения общего, единичного и особенного, категорий формы и содержания и др. категорий материалистич. диалектики. В 60-е гг. создан ряд работ по теории материалистич. диалектики и ее актуальным проблемам: коллективные труды – "Диалектика совр. обществ. развития", М., 1966; "Диалектика материальной и духовной жизни общества в период строительства коммунизма", М., 1966; "Категории материалистической диалектики", М., 1966; монографии Б. Кедрова, П. Копнина, Н. Пилипенко, М. Розенталя, М. Руткевича, В. Тугаринова, Г. Штракса и др. В работах по вопросам диалектики развития социалистич. общества и перерастания социализма в коммунизм (работы Г. Глезермана, Л. Ильичева, Ф. Константинова, М. Митина, Ц. Степаняна, Б. Украинцева, А. Ковальчука, В. Черткова и др.), в коллективных трудах ("О диалектике развития сов. социалистич. об-ва", М., 1962; "Общие закономерности и особенности перехода к социализму в различных странах", М., 1962; "Особенности действия законов диалектики в период перехода к коммунизму", Л., 1963; "Диалектика строительства коммунизма". М., 1968, и др.) анализируется вклад КПСС в решение проблем диалектики обществ. развития, делаются попытки показать специфику проявления законов диалектики в условиях социализма. При этом высказываются две разные точки зрения. Согласно одной из них, следует различать два различных типа диалектики: диалектику предыстории человечества и диалектику развития коммунистич. общества. Согласно второй т. зр., получившей широкую поддержку, существует и развивается единая, всеобщая материалистич. диалектика, законы к-рой в различных условиях проявляются по-разному. В качестве центр. проблемы в исследованиях диалектики развития социалистич. общества выделилась проблема противоречий, их структуры, взаимосвязи, специфики и путей их преодоления в условиях социализма, соотношения противоречий и единства и т.п. В условиях социализма, на основе присущего ему социально-политического единства общества, возникают новые пути (формы) преодоления противоречий. В работах сов. философов 50–60-х гг. исследуется закон отрицания отрицания, ряд категорий, ранее не освещавшихся в лит-ре: часть и целое, внешнее и внутреннее, конечное и бесконечное, непрерывность и дискретность, система и элементы, цель и целесообразность и др. В нек-рых работах проводится мысль, что все категории диалектич. логики суть выражения определ. законов, что законами диалектики являются связи и соотношения категорий (законы причинности, превращения возможности в действительность, взаимосвязи случайности и необходимости, формы и содержания и т.п.). Большое место в деятельности сов. философов в 60-е гг. заняли проблемы диалектики как методологии и логики научного мышления (см. сб. "Вопросы диалектич. материализма. Элементы диалектики", М., I960; "Диалектика и логика. Законы мышления", М., 1962; "Диалектика и логика. Формы мышления", М., 1962; "Нек-рые категории диалектики", М., 1963; "Методологич. проблемы науки", М., 1964; "Вопросы диалектики и логики", Л., 1964; "Проблема возможности и действительности", М.–Л., 1964; работы М. Алексеева, Ф. Георгиева, Э. Ильенкова, Б. Кедрова, П. Копнина, А. Коршунова, В. Лекторского, И. Нарского, В. Рожина, М. Розенталя, Е. Ситковского, С. Церетели и др.); был дан анализ проблем восхождения от абстрактного к конкретному в процессе научного познания, о соотношении логического и исторического, о свойствах и значении науч. абстракций, о диалектике соотношения различных понятий и т.п. Появился ряд коллективных трудов – "Диалектика – теория познания" (М., 1964) и др. и монографич. исследования, посвященные разработке ленинской идеи о единстве, тождестве, совпадении диалектики, логики и теории познания. В интерпретации этой идеи выявились три осн. точки зрения. Одна из них сводится к пониманию единства диалектики, логики и теории познания марксизма как тождества, полного совпадения содержания и смысла этих понятий. Другая точка зрения трактует это единство как с в я з ь т о ж д е с т в а и р а з л и ч и я данных понятий. Третья сводится к пониманию указанного единства как сочетания противоположных, различных по содержанию и смыслу элементов. Значит. развитие получили исследования проблем логики. В ряде коллективных трудов ("Вопросы теории познания и логики", М., 1960; "Проблемы логики науч. познания", М., 1964; "Проблемы мышления в совр. науке", М., 1964; "Диалектика и логика науч. познания", М., 1966, и др.) раскрывается сущность диалектич. логики как содержат. логики развития, отвечающей уровню, потребностям и задачам развития совр. науч. знания; исследуются филос. вопросы совр. формальной логики, ее соотношение с диалектич. логикой, формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и мыслит. операции (индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование) – Е. Войшвилло, Д. Горский, А. Зиновьев, Г. Рузавин, Н. Стяжкин, П. Таванец, А. Уемов и др. Развитие логич. исследований способствовало преодолению нигилистич. отношения к математич. (символич.) логике как к науке, якобы не связанной с филос. проблематикой. Было показано, что математизация, формализация науч. знаний имеют важное гносеологич. значение, что в математич. логике определения формальной логики находят наиболее развитое выражение и что с помощью символич. логики осуществляется непосредств. связь с наукой и техникой. Исследования ряда сов. философов (Ф. Архипцева, С. Мелюхина, М. Мостепаненко и др.) посвящены анализу филос. понятия материи в свете данных совр. естествознания. В работах А. Леонтьева, С. Рубинштейна, А. Спиркина, Е. Шороховой и др. ученых дается филос. анализ проблемы сознания, раскрываются – с учетом новых данных нейрологии, психологии и кибернетики – закономерности его происхождения и развития, его сущности как специфически человеч. формы отражения объективной реальности. Разработке филос. проблем материального и идеального, физиологического и психического способствовали работы ряда ученых (П. Анохина, Э. Асратяна, Ф. Бассина, И. Бериташвили, Н. Бернштейна, Н. Гращенкова, В. Парина, С. Саркисова, В. Черниговского и др.), психологов Б. Ананьева, А. Леонтьева, А. Лурия и др. В связи с успехами кибернетики, моделирования различных мыслит, операций, математич. методов в науч. исследовании сов. философы [см. коллективные труды "Ленин и совр. естествознание" (М., 1969), "Ленинизм и филос. проблемы современности" (М., 1970), а также работы Л. Резникова, B. Тюхтина, Б. Украинцева и др.] использовали новые данные науки для разработки ленинских положений об отражении как общем свойстве материи, о соотношении понятий отражения и информации, образа и модели, филос. аспекты системно-структурного анализа и др. Важное значение для разработки теории отражения в свете совр. достижений имеет коллективный труд сов. и болг. философов "Ленинская теория отражения и современность" (София, 1969), созданный под руководством Т. Павлова. Систематизации проблем диалектич. материализма способствовало создание учебников "Основы марксистской философии", под ред. Ф. Константинова (М., 1958) и филос. раздела в кн. "Основы марксизма-ленинизма", под ред. О. В. Куусинена (М., 1959) и ряда учебных пособий (И. Андреева, В. Афанасьева, М. Руткевича, А. Спиркина, А. Шептулина и др.). Разработка философских проблем естествознания в Ф. п. в СССР исходит из идей Ленина, к-рый важнейшей задачей воинствующих материалистов считал разработку в союзе с представителями естеств. науки филос. вопросов, выдвигаемых новейшей революцией в области естествознания, и исследование этих вопросов с позиций материалистич. диалектики. Сов. философы уже в 20-е гг. начали исследование проблемы взаимосвязи философии и естествознания (работы И. Агола, П. Бондаренко, П. Валескална, Б. Гессена, А. Деборина, Э. Кольмана, А. Максимова, C. Семковского и др.). Эта работа сов. философов опиралась в значит. мере на выдающиеся достижения ученых-естествоиспытателей, на их материалистические и диалектические идеи. В работах К. Тимирязева проводилась диалектич. концепция развития применительно к теории органич. эволюции; физиологич. теория И. Павлова способствовала укреплению естеств.-науч. материалистич. фундамента марксистско-ленинской философии. С. Вавилов убедительно показал, что работа над проблемами совр. физики неизбежно заставляет ученых мыслить в категориях диалектики: т.н. "жесткая" антитеза старой физики – непрерывное или дискретное – исчезла для совр. физика, и обе стороны антитезы предстали перед ним в их органич. единстве. Н. Курнаков, используя новейшие данные химии, обосновал диалектич. понимание соотношения свойств непрерывности и дискретности в явлениях природы, положение диалектич. логики о единстве противоположностей, показал методологич. значение этого положения для развития химич. науки. Исследования В. Вернадского способствовали естественнонауч. обоснованию диалектич. концепции развития и связанной с ней идеи единства мира. Значение диалектич. материализма для преобразования-природы подчеркивал в своих работах ученый-селекционер И. Мичурин. В биологич. науке Н. Вавилов успешно применял положения материалистич. диалектики при разработке теории вида и видообразования (см., напр., Н. И. Вавилов, Линнеевский вид, как система, М.–Л., 1931; В. Л. Комаров, Учение о виде у растений, М.–Л., 1940), призывал построить диалектич. учение о виде, ибо только такое учение с его т. зр. способно раскрыть генезис вида. А. Опарин разработал оригинальную теорию происхождения жизни, в к-рой нашли отражение идеи Энгельса. Разработке филос. проблем теории органич. эволюции способствовали также исследования Б. Келлера, А. Северцова, И. Шмальгаузена и др. сов. ученых. На идеи диалектич. материализма с 20–30-х гг. опирались в своих научных исследованиях А. Бах, И. Бериташвили, А. Иоффе, Л. Орбели и др. видные естествоиспытатели. Вопрос о значении диалектич. материализма и ленинского филос. наследия для развития совр. естествознания освещался в ряде работ сов. ученых-естествоиспытателей (коллективные труды "Великое произведение воинствующего материализма", М., 1959; "Ленин и наука", М., 1960; "Октябрь и науч. прогресс", кн. 1–2, М., 1967, и др., работы А. Александрова, В. Амбарцумяна, А. Берга, Д.Блохинцева, Б. Быховского, Н. Дубинина, М. Келдыша, Н. Семенова, В. Фока, Г. Франка, В. Энгельгардта и др. естествоиспытателей) и философов (Б. Кедрова, М. Омельяновского, X. Фаталиева и др.). В процессе исследования филос. проблем естествознания нек-рые философы и естествоиспытатели (А. Тимирязев, А. Максимов, Т. Лысенко и др.) допускали ошибки в подходе к вопросам науки; в частности, о науч. ценности нек-рых научных открытий порой судили не по их реальному содержанию и значению, а по той интерпретации, к-рая давалась им в бурж. филос. лит-ре. В результате этого недооценивались или подчас отвергались, напр., теория относительности, теория резонанса, достижения классич. генетики и т.п. Впоследствии эти ошибки были преодолены. В трудах сов. ученых рассматриваются, проблемы физики элементарных частиц, внегалактич. астрономии, космологии, молекулярной биологии, нейрологии, психологии, кибернетики и т.д. (см. "Филос. проблемы физики элементарных частиц", М., 1963; "Филос. вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии", М., 1963; "О сущности жизни", М., 1964, и др.). В последние десятилетия усилился процесс дифференциации естествознания и взаимодействия различных наук; в связи с этим в исследоват. работе сов. философов выдвинулась на первый план проблема уровней организации материи, соотношения различных форм движения материи. В работах И. Кузнецова, С. Мелюхина, Г. Наана, Н. Овчинникова, В. Свидерского и др., а также в ряде коллективных трудов исследуется филос. значение законов, принципов и понятий совр. естествознания (принцип соответствия, закон взаимосвязи массы и энергии, понятия структура, элементарное и неэлементарное, прибор, информация, масса, энергия и др.), процессов дифференциации и интеграции знания. Сов. марксисты показали, что распространенное истолкование соотношения А.Эйнштейна: Е=mс2 – как якобы закона превращения массы в энергию – не соответствует действительному содержанию формулы, выражающей соотношение связи массы и энергии как двух неотъемлемых характеристик любого физич. объекта. Т.о., была доказана несостоятельность построений неоэнергетизма и восстановлен подлинный смысл важнейшего принципа совр. естествознания. Сов. учеными дана критика позитивистской интерпретации теории относительности и квантовой механики. Развитие естеств. наук выдвинуло в качестве одной из актуальных проблем задачу дальнейшей разработки принципа детерминизма применительно к новейшим достижениям естествознания. В трудах сов. ученых (см., напр., "Проблема причинности в совр. физике", М., 1960; "Проблема причинности в совр. биологии", М., 1961, а также работы Ю. Сачкова, Г. Свешникова, И. Фролова и др.) раскрывается объективный характер закона причинности и многообразие форм его проявления в различных областях природы, и др. Исследуется вопрос о природе статистичности многих совр. естественнонауч. теорий. Обобщая данные конкретных наук, В. Готт, И. Новик, А. Уемов, А. Урсул, В. Штофф и др. разрабатывают филос. аспекты проблемы методов исследования, применяемых в совр. естествознании (эксперимент, метода, метода математич. гипотез, моделирования и т.п.), теории вероятности, идей симметрии в их применении к естеств. наукам, и др. Большой вклад в решение филос. проблем математики и кибернетики внесли сов. ученые А. Берг, В. Глушков, Б. Гнеденко, А. Ляпунов, С. Соболев и др. Значит. успехом сов. ученых (А. Колмогорова, А. Маркова, П. Новикова, С. Яновской и др.) является разработка проблем математической логики (включая и ее филос. аспект) как одного из совр. методов науч. исследования. Разработка сов. и зарубежными марксистами филос. проблем естествознания убедительно подтверждает вывод Ленина о том, что новейшая революция в естествознании сопровождается глубокой перестройкой его филос. основ, что совр. естествознание "рождает диалектический материализм". В последние годы получили распространение философские (методологич.) семинары ученых, симпозиумы философов и др. ученых по филос. проблемам естествознания как формы совместной работы философов и естествоиспытателей. Плодотворными для развития как естествознания, так и Ф. н. в СССР явились совещания по филос. вопросам естествознания, психологии, кибернетики. Сов. философы совместно с естествоиспытателями создают многотомный труд "Диалектич. материализм и совр. естествознание" (M., 1968–). К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина сов. и зарубежные ученые-философы и естествоиспытатели создали труды "Ленин и совр. естествознание" (М., 1969); "Ленин и совр. наука" (кн. 1–2, М., 1970), в к-рых раскрывается значение ленинской теории и метода для развития совр. науки. Разработка вопросов истори- ческого материализма и философских проблем научного к о м м у н и з м а. Перед Коммунистич. партией, марксистской теорией после ?кт. революции встали вопросы о путях построения социализма и закономерностях его развития, проблемы изменения социальной структуры и политич. организации общества, развития социалистич. культуры, формирования нового человека. В связи с этим требовалась перестройка исследований в философии и других обществ. науках на базе марксистской методологии. Решение этих проблем проходило в переходный период в условиях острой борьбы классов и противоборства двух социальных систем – социализма и капитализма. Труды Ленина, его соратников и учеников в этот период обогатили марксистскую мысль исследованием двух взаимосвязанных процессов совр. истории: рождения и развития социалистич. формации и крушения капиталистич. системы, разработкой учения о диктатуре рабочего класса, ее формах и функциях в условиях построения социализма и перехода к коммунизму. Ленинская методология исследования социальных процессов противостояла двум характерным искажениям марксистской теории: механистич. концепциям теоретиков 2-го Интернационала и правых оппортунистов, проповедовавших, что социализм наступит в силу автоматич. действия объективных законов, а также мелкобурж. субъективистско-волюнтаристским концепциям. Исследуя закономерности становления новой формации, Ленин показал диалектич. единство объективных процессов и субъективного фактора, раскрыл его возросшую роль, указал на качественно новую, творч. функцию трудящихся в строительстве нового общества. Ленин и его ученики разработали проблемы социалистич. революции в идеологии и культуре, в ходе к-рой формируется духовный мир нового человека. Ленин показал, что важнейшим условием развития обществ. отношений является создание материально-технич. базы социализма. Ленинское учение о победе социализма в отдельно взятой стране, о путях и методах социалистич. строительства заняло центр. место в теоретич. работе партии. Филос.-теоретич. проблемы социалистич. строительства развивались сов. марксистами в борьбе с троцкизмом, правым и "левым" оппортунизмом, др. антиленинскими течениями. Активно разрабатывались в этот период проблемы диалектики производит. сил и производств. отношений, подвергались критике троцкистские идеи "сверхиндустриализации", волюнтаризм и прожектерство в понимании закономерностей и темпов развития производит. сил, а также механистич. теория равновесия, затушевывавшая противоречия в развитии производств. отношений, концепция, сводившая социалистич. решитпроизводств. отношения к технич. отношениям произ-ва, и т.п. (Н. Бухарин). Раскрывая созидат. роль диктатуры пролетариата в построении социализма, сов. марксисты подвергали критике концепции примирения классов и врастания кулака в социализм, отмирания гос-ва в переходный период от капитализма к социализму, разоблачали троцкистское понимание диктатуры пролетариата как органа исключительно адм. насилия, "завинчивания гаек" и т.п. Начиная с 20-х гг. стали выходить учебные пособия и др. книги (В. Адоратского, Г. Гака, Ф. Горохова, Ф. Константинова, С. Кривцова, М. Митина, И. Разумовского, Л. Спокойного, Б. Фингерта, М. Ширвиндта и др.), систематически излагавшие основы историч. материализма. Продолжая начавшуюся в 20-е гг. разработку ленинского филос. наследия, сов. философы подготовили ряд трудов, раскрывающих значение ленинских идей в области историч. материализма. К сер. 30-х гг. в филос. лит-ре утверждается понимание историч. материализма как составной части марксистско-ленинской философии, учения о наиболее общих законах развития общества, марксистской общесоциологич. теории и методологии познания явлений обществ. жизни. Разрабатывая марксистско-ленинское учение о социалистич. культуре и культурной революции, сов. ученые подвергают критике концепции А. Богданова и Пролеткульта. Была показана несостоятельность вульгарносоциологич. взглядов (Э. Енчмена, С. Минина и др.), отрицавших значение наследия культуры, науки, иск-ва, философии для победившего пролетариата. Видную роль в разработке проблем культурной революции, борьбе с вульгаризаторством и упрощенчеством сыграли работы А. Луначарского, И. Луппола, М. Лифшица, П. Юдина и др. Сов. у
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.