ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА
ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА
- название, используемое иногда для обозначения разнообразных приложений идей и аппарата современной формальной логики для анализа понятий и проблем философии. Хотя формальная логика еще в прошлом веке отделилась ("отпочковалась") от философии и перестала быть "философской дисциплиной", традиционная связь между этими науками не оборвалась. Обращение к философии является необходимым условием прояснения оснований логики. С другой стороны, применение в философии понятий и методов логики позволяет глубже осмыслить некоторые философские проблемы. "Философская логика" не является собственно логикой. Это - философия, точнее отдельные ее фрагменты, но трактуемые с применением не только естественного языка, дополненного определенной философской терминологией, но и с помощью искусственных (формализованных) языков логики. Последние позволяют придать ряду философских проблем недостающую им точность, провести более ясные границы между философскими принципами, выявить логические их связи и т. п. Далеко не все философские проблемы допускают "логическую обработку", сама возможность последней не означает, что проблема, являющаяся по сути своей философской, превращается в проблему логики.
Из числа философских проблем, при обсуждении которых целесообразно использовать логику, можно упомянуть проблемы научного закона, необходимости, причинности, детерминизма, объяснения и понимания, изменения и становления, искусственного интеллекта, ценностей и моральных принципов и др. Рассмотрение всех этих тем с привлечением логики не означает подмены ею философии. Логика только предоставляет средства, позволяющие философии с большей строгостью и убедительностью решать свои проблемы. В свою очередь, логика, используемая в философском анализе, сама получает мощные импульсы в результате обратного воздействия своих приложений. Имеет место именно взаимодействие логики и философии в исследовании определенных проблем, а не простое применение готового аппарата логики к некоторому внешнему для него материалу.
Источник: Словарь по логике
Философская логика
рассмотрим это явление на примере определения такой категории, как МАТЕРИЯ (определения взяты из [1,2], можно взять и из других источников, но для нашего случая это не принципиально).
1. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем.
“Материя - бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой более сложной системы. Поэтому было бы неправильно искать "материю как таковую", некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм.
Внутренняя сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства..."
Цитирование можно продолжать и продолжать, но мы перейдем к анализу и попробуем вычленить смысл.
Таким образом: во-первых, материя - множество явлений, субстрат свойств, взаимодействий и форм дтрат свойств, взаимодействий и форм движения; во-вторых, "неправильно искать "материю как таковую", некоторую неизменную первичную субстанцию". Вторая мысль серьезному комментарию не поддается, так как претендует на обладание абсолютной истиной, тем более, что неизвестно, где это задано, что первичная субстанция должна (обязана) быть неизменной; первичная субстанция может быть и изменяющейся, но способной образовывать вторичные практически неизменные вещи (элементы мира, элементарные частицы, атомы, молекулы и т.п.). Искать же /и создавать/ что-то в том мире, где мы живем, пользуясь собственным интеллектом, а не великим учением классиков, "неправильно".
2. Явление - [1] конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. /То есть по [1] явление - это проявление/.
Событие - слово, в философии ничего не обозначающее. Фактически событие - это происшедшее явление, то что произошло, реализовалось.
Свойство - сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Всякое свойство относительно. /Определение более чем странное: различие или сходство - это признак классификации, не более/.
Сторона предмета, проявляющаяся во взаимодействии с ним, - с этим можно согласиться. Что "всякое свойство относительно" - вопрос вопросов -
свойства существовать, мыслить, двигаться таковыми не представляются. /Над этим термином (определением) стоит поразмышлять/.
Процесс - (лат. processus - происхождение, продвижение) закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. /То есть явление (см. выше) - это...процесс, процесс - это "изменение явления, переход в другое явление"/.
Сущность - [2] смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Здесь также можно поставить большой знак вопроса (?).
Далее, сущность - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы; (по [1] сущность - действительное содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явлением называют то или иное обнаружение предмета - его эмпирически констатируемые, внешние формы существования). /Непонятно, что такое "формы бытия"/.
Рассматривая положения пункта 2, видим, что определения противоречивы, запутанны и тавтологичны (то есть термины определяются друг через друга, что в современных логических системах представляется недопустимым, но является неизбежным).
Попробуем дать свои определения:
Свойство - проявление сущности вещи.
Проявление фиксируемое (наблюдаемое) внешней (третьей) системой действие. Действие - изменение мира.
Система - вещь (третья вещь), образованная двумя взаимодействующими вещами.
1. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем.
“Материя - бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой более сложной системы. Поэтому было бы неправильно искать "материю как таковую", некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм.
Внутренняя сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства..."
Цитирование можно продолжать и продолжать, но мы перейдем к анализу и попробуем вычленить смысл.
Таким образом: во-первых, материя - множество явлений, субстрат свойств, взаимодействий и форм дтрат свойств, взаимодействий и форм движения; во-вторых, "неправильно искать "материю как таковую", некоторую неизменную первичную субстанцию". Вторая мысль серьезному комментарию не поддается, так как претендует на обладание абсолютной истиной, тем более, что неизвестно, где это задано, что первичная субстанция должна (обязана) быть неизменной; первичная субстанция может быть и изменяющейся, но способной образовывать вторичные практически неизменные вещи (элементы мира, элементарные частицы, атомы, молекулы и т.п.). Искать же /и создавать/ что-то в том мире, где мы живем, пользуясь собственным интеллектом, а не великим учением классиков, "неправильно".
2. Явление - [1] конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. /То есть по [1] явление - это проявление/.
Событие - слово, в философии ничего не обозначающее. Фактически событие - это происшедшее явление, то что произошло, реализовалось.
Свойство - сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Всякое свойство относительно. /Определение более чем странное: различие или сходство - это признак классификации, не более/.
Сторона предмета, проявляющаяся во взаимодействии с ним, - с этим можно согласиться. Что "всякое свойство относительно" - вопрос вопросов -
свойства существовать, мыслить, двигаться таковыми не представляются. /Над этим термином (определением) стоит поразмышлять/.
Процесс - (лат. processus - происхождение, продвижение) закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. /То есть явление (см. выше) - это...процесс, процесс - это "изменение явления, переход в другое явление"/.
Сущность - [2] смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Здесь также можно поставить большой знак вопроса (?).
Далее, сущность - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы; (по [1] сущность - действительное содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явлением называют то или иное обнаружение предмета - его эмпирически констатируемые, внешние формы существования). /Непонятно, что такое "формы бытия"/.
Рассматривая положения пункта 2, видим, что определения противоречивы, запутанны и тавтологичны (то есть термины определяются друг через друга, что в современных логических системах представляется недопустимым, но является неизбежным).
Попробуем дать свои определения:
Свойство - проявление сущности вещи.
Проявление фиксируемое (наблюдаемое) внешней (третьей) системой действие. Действие - изменение мира.
Система - вещь (третья вещь), образованная двумя взаимодействующими вещами.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА
широкая область логических исследований, требующая философского осмысления основных понятий, применяемых в современной логике, и результатов, полученных средствами логики символической, а также применение логики, в основном технического аппарата неклассических логик, к анализу и реконструкции различных философских проблем.
На самом деле термин «философская логика» весьма неопределен, разноречив и единого употребления не имеет. Различными специалистами в математике, в символической логике и самой философии философская логика понимается по-разному, а скорее, по-своему. Даже если она понимается как особая научная дисциплина, определить ее предмет, границы применения и методы однозначно не удается. В основном путаница происходит между терминами «философская логика» и «философия логики». Зачастую одно подменяется другим, хотя это два разных направления исследований.
Термин «философская логика» появился в англоязычной логико-философской литературе и наиболее широкое применение получил в 50—60-е гг. 20 в. С одной стороны, кризис в основаниях математики (обнаружение парадоксов в теории множеств и ограничительные теоремы А. Тарского и К. Геделя) потребовал глубокого осмысления самого концептуального аппарата логики. С другой стороны, появление и бурное развитие неклассических логик, в первую очередь модальной логики, привлекло широкое внимание логиков с философской ориентацией, обозначилась та область исследований, которая получила название «философия логики». Для логиков-математиков философией логики является развитие теории множеств и соответствующие вопросы о способе образования множеств и о природе числа. Обнаружение парадоксов в теории множеств и в особенности парадокса Рассела (см. Парадокс логический) поставило вопрос о природе самой математики. Логицизм пытался определить основные понятия математики в логических терминах (Г. Фреге в 1884 и Б. Рассел в 1903). Это уже не только техническая, но и философская проблема. В этом смысле грандиозное построение, предпринятое Н. Уайтхедом и Б. Расселом в «Principia Mathematica», оказалось неуспешным. И хотя в их логико-математической теории не обнаружено парадоксов, из чисто логических аксиом оказалось невозможным вывести существование бесконечных множеств. Интуиционизм, как еще один ответ на обнаружение парадоксов, поставил принципиальные вопросы о различии конечного и бесконечного, отличия потенциальной бесконечности от актуальной. Возникла проблема существования и обоснования доказательств, а также проблема о статусе классических логических законов. Все это является философской проблематикой. Формалистическая программа Д. Гильберта (см. Формализм) тоже вызвала оживленную философскую дискуссию, в особенности проблема финитизма.
На самом деле выше сказанное относится больше к философии математики, чем к философии логики, но задача философского осмысления применения логики к решению различных проблем математики остается. Убедительным примером здесь являются ограничительные теоремы К. Геделя о неполноте достаточно богатых теорий (1931), которые говорят о том, что нет и в принципе не может быть адекватного формализма, охватывающего всю математику. Философские следствия этих результатов обсуждаются по сей день и привлекли к себе внимание не только логиков-профессионалов, но и философов, методологов, и вообще дилетантов, не имеющих никакого понятия о логике. К этому следует добавить также философскую дискуссию относительно тезиса Черча—Тьюринга.
Интересно, что философией логики занялись математики, получившие в ней глубокие результаты (Г. Фреге, Б. Рассел, У. Куайн, Р. Карнап и др.). Куайн в 1940 публикует книгу под названием «Математическая логика», а в 1970 — под названием «Философия логики», в которой под логикой понимает систематическое изучение логических истин, а под философией логики — инструмент для анализа естественного языка. Книга содержит следующие разделы, которые Куайн относит к философии логики: «Значение и истина» (проблема высказываний и предложений, высказывания как информация, теория смысла языковых выражений, истина и семантическое согласие); «1рамматика» (рекурсивное задание грамматики, категории, пересмотр дели грамматики, имена и функторы, критерий лексики; время, события, глаголы, пропозициональные установки и модальность); «Истина» (определение истины по Тарскому, парадоксы в объектном языке, связь между семантическими и логическими парадоксами); «Логическая истина» (в терминах структуры, в терминах модели, в терминах подстановки, в терминах доказательства, в терминах грамматики); «Сфера (scope) логики» (проблема тождества, теория множеств, квантификация); «Девиант (deviant) логики» (под этим понимаются неклассические логики, в первую очередь многозначная логика, интуиционистская логика, ветвящиеся кванторы); «Основания логической истины» (место логики, логика и другие науки).
Т. о., Куайн сконцентрировал свой труд вокруг главной проблемы в философии логики: что есть истина? Вопрос столь сакраментальный, что повседневно звучит уже 2000 лет. Однако только с развитием символической логики, а именно начиная с работ А Тарского (1936), было впервые дано семантическое определение истины для большой группы формализованных языков и одновременно указаны границы такого определения. На самом деле сфера философии логики значительно шире. К проблематике последней относится теория пропозициональной формы как высказывания о некоторых положениях дел (вещей) в мире, учение о логических и семантических категориях, теория референции и предикации, идентификация объектов, проблема существования, учение о пресупозициях, отношение между аналитическими и синтетическими суждениями, проблема научного закона, онтологические допущения в логике и многое другое. И даже такие вопросы, казалось бы чисто логические, относятся к философии логики: сущность и общая природа отношения следования или логической выводимости между любыми высказываниями или множествами высказываний, смысл логических связок, информативность логических законов, значение фундаментальных теорем, полученных в символической логике, и в связи с этом тщательный анализ таких понятий, как «вычислимость», «разрешимость» «доказуемость» и опять же «истина».
На самом деле термин «философская логика» весьма неопределен, разноречив и единого употребления не имеет. Различными специалистами в математике, в символической логике и самой философии философская логика понимается по-разному, а скорее, по-своему. Даже если она понимается как особая научная дисциплина, определить ее предмет, границы применения и методы однозначно не удается. В основном путаница происходит между терминами «философская логика» и «философия логики». Зачастую одно подменяется другим, хотя это два разных направления исследований.
Термин «философская логика» появился в англоязычной логико-философской литературе и наиболее широкое применение получил в 50—60-е гг. 20 в. С одной стороны, кризис в основаниях математики (обнаружение парадоксов в теории множеств и ограничительные теоремы А. Тарского и К. Геделя) потребовал глубокого осмысления самого концептуального аппарата логики. С другой стороны, появление и бурное развитие неклассических логик, в первую очередь модальной логики, привлекло широкое внимание логиков с философской ориентацией, обозначилась та область исследований, которая получила название «философия логики». Для логиков-математиков философией логики является развитие теории множеств и соответствующие вопросы о способе образования множеств и о природе числа. Обнаружение парадоксов в теории множеств и в особенности парадокса Рассела (см. Парадокс логический) поставило вопрос о природе самой математики. Логицизм пытался определить основные понятия математики в логических терминах (Г. Фреге в 1884 и Б. Рассел в 1903). Это уже не только техническая, но и философская проблема. В этом смысле грандиозное построение, предпринятое Н. Уайтхедом и Б. Расселом в «Principia Mathematica», оказалось неуспешным. И хотя в их логико-математической теории не обнаружено парадоксов, из чисто логических аксиом оказалось невозможным вывести существование бесконечных множеств. Интуиционизм, как еще один ответ на обнаружение парадоксов, поставил принципиальные вопросы о различии конечного и бесконечного, отличия потенциальной бесконечности от актуальной. Возникла проблема существования и обоснования доказательств, а также проблема о статусе классических логических законов. Все это является философской проблематикой. Формалистическая программа Д. Гильберта (см. Формализм) тоже вызвала оживленную философскую дискуссию, в особенности проблема финитизма.
На самом деле выше сказанное относится больше к философии математики, чем к философии логики, но задача философского осмысления применения логики к решению различных проблем математики остается. Убедительным примером здесь являются ограничительные теоремы К. Геделя о неполноте достаточно богатых теорий (1931), которые говорят о том, что нет и в принципе не может быть адекватного формализма, охватывающего всю математику. Философские следствия этих результатов обсуждаются по сей день и привлекли к себе внимание не только логиков-профессионалов, но и философов, методологов, и вообще дилетантов, не имеющих никакого понятия о логике. К этому следует добавить также философскую дискуссию относительно тезиса Черча—Тьюринга.
Интересно, что философией логики занялись математики, получившие в ней глубокие результаты (Г. Фреге, Б. Рассел, У. Куайн, Р. Карнап и др.). Куайн в 1940 публикует книгу под названием «Математическая логика», а в 1970 — под названием «Философия логики», в которой под логикой понимает систематическое изучение логических истин, а под философией логики — инструмент для анализа естественного языка. Книга содержит следующие разделы, которые Куайн относит к философии логики: «Значение и истина» (проблема высказываний и предложений, высказывания как информация, теория смысла языковых выражений, истина и семантическое согласие); «1рамматика» (рекурсивное задание грамматики, категории, пересмотр дели грамматики, имена и функторы, критерий лексики; время, события, глаголы, пропозициональные установки и модальность); «Истина» (определение истины по Тарскому, парадоксы в объектном языке, связь между семантическими и логическими парадоксами); «Логическая истина» (в терминах структуры, в терминах модели, в терминах подстановки, в терминах доказательства, в терминах грамматики); «Сфера (scope) логики» (проблема тождества, теория множеств, квантификация); «Девиант (deviant) логики» (под этим понимаются неклассические логики, в первую очередь многозначная логика, интуиционистская логика, ветвящиеся кванторы); «Основания логической истины» (место логики, логика и другие науки).
Т. о., Куайн сконцентрировал свой труд вокруг главной проблемы в философии логики: что есть истина? Вопрос столь сакраментальный, что повседневно звучит уже 2000 лет. Однако только с развитием символической логики, а именно начиная с работ А Тарского (1936), было впервые дано семантическое определение истины для большой группы формализованных языков и одновременно указаны границы такого определения. На самом деле сфера философии логики значительно шире. К проблематике последней относится теория пропозициональной формы как высказывания о некоторых положениях дел (вещей) в мире, учение о логических и семантических категориях, теория референции и предикации, идентификация объектов, проблема существования, учение о пресупозициях, отношение между аналитическими и синтетическими суждениями, проблема научного закона, онтологические допущения в логике и многое другое. И даже такие вопросы, казалось бы чисто логические, относятся к философии логики: сущность и общая природа отношения следования или логической выводимости между любыми высказываниями или множествами высказываний, смысл логических связок, информативность логических законов, значение фундаментальных теорем, полученных в символической логике, и в связи с этом тщательный анализ таких понятий, как «вычислимость», «разрешимость» «доказуемость» и опять же «истина».
Источник: Новая философская энциклопедия
ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА
весьма широкая область логических исследований, ориентированных на философские проблемы и требующих применения философских, содержательных методов и категориального аппарата. Ф.л. не является ни особой философской дисциплиной, ни особым разделом логики, но может быть охарактеризована как специфический "срез" анализа на стыке собственно логической и философской проблематики. Термин "Ф.л." появился в англоязычной литературе и стал широко применялся в 50-60-е годы, когда были получены и потребовали философского осмысления важные результаты в области неклассических, интенсиональных логик. Однако он не стал общепринятым и в настоящее время встречается реже. Толкования Ф.л. достаточно разноречивы, и даже в том случае, когда она понимается как особая дисциплина, определить ее предмет и методы однозначно не удается. Но есть проблемы, которые все авторы, принимающие этот термин, относят именно к компетенции Ф.л.: проблема истины, смысл и значение высказываний, сущность отрицания, природа логического следования и др. Характерной чертой развития логики в XIX - начале XX в. от Дж. Буля до Фреге было применение математических методов. Возникновение математической логики, фундаментальные результаты Д. Гильберта, Геделя, Генцена и других математиков подняли логические исследования на новый, более высокий уровень. Фактически именно математики заняли ведущие позиции в области формальной логики. Укрепление и сохранение в течение длительного времени ярко выраженной "математической тенденции", имея свои неоспоримые преимущества, тем не менее как бы скрадывало значимость тех аспектов логических исследований, которые были неразрывно связаны с философской проблематикой. Своеобразной реакцией на такое положение дел можно считать и появление Ф.л., что в определенной степени оправдывалось возникновением новых ветвей логической науки, в первую очередь модальных, релевантных и временных логик, открывавших новые взаимосвязи эпистемологических, лингвистических и логических проблем.
Существует также взгляд, что Ф.л. есть в некотором смысле философия, но не противопоставленная логике, а "логически оснащенная", ориентированная на логику. В данном случае в Ф.л. включается теория пропозиций, теория дескрипций, общая теория квантификации, отношения между аналитическими и синтетическими суждениями, теория смысла языковых выражений, их верификации и применения. Значительная часть проблематики Ф.л. в таком понимании относится к теории истины, причем к компетенции Ф.л. причисляют когерентные и прагматические теории истины, а также анализ отношений между ними, редукционистские и корреспондентные теории истины (correspondence theory) и, в числе прочих, логико-семантическую теорию Тарского. Сюда же относится также анализ онтологических допущений, проблемы, связанные с предикатом существования.
Независимо от той или иной точки зрения на предмет и значение Ф.л. основными представителями современной Ф.л. считаются Витгенштейн, Фреге, Рассел, Куайн, Карнап, К. Льюис, Вригт, Хинтикка. Парадоксальность ситуации состоит в том, что работы именно этих ученых содержат важные результаты в области формальной логики. Поэтому нельзя разграничивать, а тем более противопоставлять Ф.л. логике математической или формальной.
Философские проблемы возникают, когда в логическом анализе необходимо учитывать более глубокие гносеологические характеристики содержательных рассуждений, такие, как активность субъекта познания, его пространственно-временная локализация, конкретность и относительность истины, рост, изменение и противоречивость информации об окружающей действительности и др. Это стимулировало возникновение неклассических логик. Наиболее значительным и универсальным по своему использованию разделом неклассических логик является модальная логика, в которой изучаются различные модальности, прежде всего модальности необходимости и возможности. Именно модальную логику часто называют Ф.л., поскольку она предоставляет средства для постановки и исследования многих философских проблем. По мере развития модальной логики в сферу логических исследований включаются новые виды модальностей: причинные, темпоральные, деонтические, эпистемические и др. Это развитие создает новые возможности для приложений логики в философии. Такие приложения весьма разнообразны: логический анализ пространственно-временных отношений, логика существования, логика обязательности и позволения (правовые и этические контексты), логика действий, команд, оценок, намерений и предпочтений, логика знания, веры, убеждения, сомнения, восприятия, предвидения, логика вопросов и т.д. Здесь логический анализ неразрывно переплетается не только с философским, но и с исследованиями в области физики, психологии, правоведения, лингвистики.
Методы и средства индуктивной логики (вероятностная логика) находят применение при изучении процесса генерации и оценки эмпирических гипотез, в научной прогностике, для теоретического обеспечения экспертных систем. Философскую ориентацию имеют и другие разделы неклассический логики, такие, как релевантная, многозначная, паранепротиворечивая логики. В релевантной логике строятся системы, учитывающие связь высказываний по содержанию, используется такое понятие вывода из допущений, когда все посылки являются существенными для получения заключений. Такого рода системы важны для решения ряда проблем, связанных с номологическими и контрфактическими высказываниями, построением логических моделей дедуктивного объяснения. В многозначной логике анализируются не только истинные и ложные высказывания, но и высказывания, которые таковыми не являются. Наряду с понятиями "истинно" и "ложно" в такой логике используются истинностные значения "неопределенно", "возможно" и т.п. Системы многозначной логики были построены, исходя из сугубо содержательных проблем. Одна из них, поставленная еще Аристотелем, - проблема истинностного статуса высказываний о будущих событиях. Многозначность в логике тесно связана с плюрализмом, неточностью и принципиальной неполнотой наших знаний, с философскими проблемами объективности случайных событий, детерминизма и случайности, свободы воли. В паранепротиворечивой логике, которая, в свою очередь, имеет тесные взаимосвязи с многозначной и релевантной, находят отражение гносеологические трудности, возникающие при описании процессов изменения и развития, рассуждений и действий в условиях противоречивой информации. Эта логика способствует уточнению таких понятий, как "противоречие", "отрицание", "непротиворечивость теории".
П.И. Быстров, В.А. Смирнов
Смирнова Е.Д. Логика и философия. М., 1995; Philosophical Logic. Oxford, 1967; Contemporary Philosophical Logic. N.Y., 1978; A.C. Grayling. Introduction to Philosophical Logic. Oxford, 1982; Handbook of Philosophical Logic. V. 1-3. Dordrecht, 1983-86.
Существует также взгляд, что Ф.л. есть в некотором смысле философия, но не противопоставленная логике, а "логически оснащенная", ориентированная на логику. В данном случае в Ф.л. включается теория пропозиций, теория дескрипций, общая теория квантификации, отношения между аналитическими и синтетическими суждениями, теория смысла языковых выражений, их верификации и применения. Значительная часть проблематики Ф.л. в таком понимании относится к теории истины, причем к компетенции Ф.л. причисляют когерентные и прагматические теории истины, а также анализ отношений между ними, редукционистские и корреспондентные теории истины (correspondence theory) и, в числе прочих, логико-семантическую теорию Тарского. Сюда же относится также анализ онтологических допущений, проблемы, связанные с предикатом существования.
Независимо от той или иной точки зрения на предмет и значение Ф.л. основными представителями современной Ф.л. считаются Витгенштейн, Фреге, Рассел, Куайн, Карнап, К. Льюис, Вригт, Хинтикка. Парадоксальность ситуации состоит в том, что работы именно этих ученых содержат важные результаты в области формальной логики. Поэтому нельзя разграничивать, а тем более противопоставлять Ф.л. логике математической или формальной.
Философские проблемы возникают, когда в логическом анализе необходимо учитывать более глубокие гносеологические характеристики содержательных рассуждений, такие, как активность субъекта познания, его пространственно-временная локализация, конкретность и относительность истины, рост, изменение и противоречивость информации об окружающей действительности и др. Это стимулировало возникновение неклассических логик. Наиболее значительным и универсальным по своему использованию разделом неклассических логик является модальная логика, в которой изучаются различные модальности, прежде всего модальности необходимости и возможности. Именно модальную логику часто называют Ф.л., поскольку она предоставляет средства для постановки и исследования многих философских проблем. По мере развития модальной логики в сферу логических исследований включаются новые виды модальностей: причинные, темпоральные, деонтические, эпистемические и др. Это развитие создает новые возможности для приложений логики в философии. Такие приложения весьма разнообразны: логический анализ пространственно-временных отношений, логика существования, логика обязательности и позволения (правовые и этические контексты), логика действий, команд, оценок, намерений и предпочтений, логика знания, веры, убеждения, сомнения, восприятия, предвидения, логика вопросов и т.д. Здесь логический анализ неразрывно переплетается не только с философским, но и с исследованиями в области физики, психологии, правоведения, лингвистики.
Методы и средства индуктивной логики (вероятностная логика) находят применение при изучении процесса генерации и оценки эмпирических гипотез, в научной прогностике, для теоретического обеспечения экспертных систем. Философскую ориентацию имеют и другие разделы неклассический логики, такие, как релевантная, многозначная, паранепротиворечивая логики. В релевантной логике строятся системы, учитывающие связь высказываний по содержанию, используется такое понятие вывода из допущений, когда все посылки являются существенными для получения заключений. Такого рода системы важны для решения ряда проблем, связанных с номологическими и контрфактическими высказываниями, построением логических моделей дедуктивного объяснения. В многозначной логике анализируются не только истинные и ложные высказывания, но и высказывания, которые таковыми не являются. Наряду с понятиями "истинно" и "ложно" в такой логике используются истинностные значения "неопределенно", "возможно" и т.п. Системы многозначной логики были построены, исходя из сугубо содержательных проблем. Одна из них, поставленная еще Аристотелем, - проблема истинностного статуса высказываний о будущих событиях. Многозначность в логике тесно связана с плюрализмом, неточностью и принципиальной неполнотой наших знаний, с философскими проблемами объективности случайных событий, детерминизма и случайности, свободы воли. В паранепротиворечивой логике, которая, в свою очередь, имеет тесные взаимосвязи с многозначной и релевантной, находят отражение гносеологические трудности, возникающие при описании процессов изменения и развития, рассуждений и действий в условиях противоречивой информации. Эта логика способствует уточнению таких понятий, как "противоречие", "отрицание", "непротиворечивость теории".
П.И. Быстров, В.А. Смирнов
Смирнова Е.Д. Логика и философия. М., 1995; Philosophical Logic. Oxford, 1967; Contemporary Philosophical Logic. N.Y., 1978; A.C. Grayling. Introduction to Philosophical Logic. Oxford, 1982; Handbook of Philosophical Logic. V. 1-3. Dordrecht, 1983-86.
Источник: Современная западная философия: словарь
философская логика
ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА - широкая область логических исследований, требующая философского осмысления основных понятий, применяемых в современной логике, и результатов, полученных средствами символической логики. На самом деле термин «Ф. л.» весьма неопределен, разноречив и единого употребления не имеет. Различными специалистами в математике, в современной логике и в самой философии Ф. л. понимается по-разному. Даже если она понимается как особая научная дисциплина, определить ее предмет, границы применения и методы однозначно не удается. Более того, не удается строго разделить, казалось бы, два разных направления исследований: Ф. л. и философия логики. Зачастую одно подменяется др., а порой их вообще не считают нужным различать. Термин «Ф. л.» появился в англоязычной логико-философской литературе и наиболее широкое применение получил в 50—60-е. гг. 20 в. С одной стороны, кризис в основаниях математики (обнаружение парадоксов в теории множеств и ограничительные теоремы А. Тарского и К. Геделя) потребовал глубокого осмысления самого концептуального аппарата логики. С др. стороны, появление и бурное развитие неклассических логик, в первую очередь модальной логики, привлекло широкое внимание логиков с философской ориентацией. Область исследований, которая получила название «философия логики», требует уточнения. Для логиков-математиков философией логики является развитие теории множеств и соответствующие вопросы о способе образования множеств и о природе числа. Обнаружение парадоксов в теории множеств, и особенно, парадокса Рассела, поставил вопрос о природе самой математики. Логицизм, интуиционизм, формализм (программа Д. Гильберта) — как основные направления в обосновании математики — поставили задачу философского осмысления применения логики к решению различных проблем математики. Убедительным примером здесь являются ограничительные теоремы Геделя о неполноте достаточно богатых теорий (1931), которые говорят о том, что нет, и в принципе не может быть, адекватного формализма, охватывающего не только всю математику, но даже ее разделы. Философские следствия этих результатов обсуждаются по сей день и привлекают к себе огромное внимание не только профессиональных логиков, но и философов, методологов и т.д. К этому следует добавить также философскую дискуссию относительно тезиса Черча—Тьюринга, утверждающего, что все вычислительные устройства эквивалентны между собой. Философией логики занялись математики, получившие в ней глубокие результаты ( Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Брауэр, Гедель, У Куайн, Р. Карнап и др.). Куайн в 1940 публикует книгу «Математическая логика», а в 1970 «Философия логики», где под логикой понимает систематическое изучение логических истин, а сама философия логики становится инструментом для анализа естественного языка. Куайн сконцентрировал свой труд вокруг главной проблемы в философии логики: что есть истина? Однако только с развитием символической логики, т.е. начиная с работ А. Тарского (1936), было впервые дано семантическое определение истины для большой группы формализованных языков и одновременно указаны границы такого определения. Конечно, сфера философии логики значительно шире. К ее проблематике относится теория пропозициональной формы как высказывания о некоторых положениях дел (вещей) в мире, учение о семантических категориях, теория референции и предикации, идентификация объектов, проблема существования, учение о пресуппозициях, отношение между аналитическими и синтетическими суждениями, проблема научного закона, информативность логических законов, онтологические допущения в логике и многое др. К философии логики относятся и такие вопросы, казалось бы чисто логические, как сущность и общая природа отношения следования, или логической выводимости между любыми высказываниями или множествами высказываний, смысл логических связок, значение фундаментальных теорем, полученных в символической логике, и в связи с этим тщательный анализ таких понятий, как «вычислимость», «разрешимость», «доказуемость» и т.д. В отличие от философии логики Ф. л. первоначально называлась «модальная логика», т.е. выступала как логический анализ философских понятий «возможность» и «необходимость». Исторически эти два понятия, особенно начиная с Аристотеля, привлекали к себе постоянное внимание философов, а с развитием символической логики появилась уникальная возможность проанализировать указанные модальности и их взаимоотношения точными методами. То же самое случилось с такими философскими понятиями, как «будущее», «настоящее» и «прошлое». С развитием модальной логики в сферу логических исследований стали попадать все новые виды модальностей: временные, модально-временные (не механическое соединение, а синтез модальных и временных операторов), физические или причинные, деонтические, эпистемические и др. Однако только с появлением семантики возможных миров в середине 1950-х (С. Кангер, С. Крипке, А. Прайор и Я. Хинтикка) стало возможным провести логический анализ многих центральных философских понятий: наряду с указанными модальностями, также и таких, как «знание», «вера», «восприятие», «обязательства» и др. Языковый и технический аппарат Ф. л. намного богаче и, главное, более гибкий, чем в символической логике, и это позволило приступить к анализу и реконструкции чисто философских проблем, в том числе и таких фундаментальных, как проблема фатализма и свободы воли, детерминизма и случайности, времени и асимметрии времени, существования и всеведения Бога и т.д. (см. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего. Логический анализ. М., 1990). То, что сейчас понимается под Ф. л., полнее всего отражает большой сборник статей, в основном представляющий обзоры по наиболее важным направлениям в ней (Jacquette D. (ed). A Companion to Philosophical Logic. Maiden, 2002). Сборник содержит 46 статей, разбитых на 14 разделов: I. Историческое развитие логики; П. Символическая логика и обычный язык; III. Философские измерения логических парадоксов; IV. Истина и определенная дескрипция в семантическом анализе; V. Понятия логического следования; VI. Логика, существование и онтология; VII. Метатеория и сфера и границы логики; VIII. Логические основания теории множеств и математики; IX. Модальные логики и семантика; X. Интуиционистская, свободная и многозначные логики; XI. Индуктивная, нечеткая и квантово-вероятностная логики; XII. Релевантные и паранепротиворечивые логики; XIII. Логика, машинизация и когнитивная наука; XIV. Механизация логического вывода и обнаружение доказательств. С выходом на англ. языке в 80-е гг. «Справочника по философской логике» в 4-х т. подведен некоторый итог развития Ф. л., а сам «Справочник» стал своего рода библией для логического сообщества. В свою очередь, второе издание «Справочника», но уже в 18-и тт., начатое в 2001, представляет собой глобальный проект, основная интенция которого состоит в том, чтобы в наиболее полной мере отразить исключительное значение логики в компьютерных науках, в разработке формализованных (вычислительных) языков и в искусственном интеллекте. Основные тенденции развития современной Ф. л. — это, во-первых, включение в ее прерогативу всех, или почти всех, неклассических логик, что уже отчетливо проявилось в первом издании «Справочника». Во-вторых, математизация Ф. л. Не случайно во 2-й том нового издания включена огромная статья под названием «Алгебраическая логика». Тенденция такова, что нет больше законов мышления, отличных от законов алгебры. И, наконец, главная тенденция развития логики конца 20 — начала 21 вв. — это вопрос об основаниях самой логики. Сюда относится следующая тематика, которая сейчас активно обсуждается в мировой литературе: что есть логическое следование? что есть логические понятия (операции)? что есть логическая система? что есть логика? Логика ищет свои основания, а это уже философская проблематика. А.С. Карпенко Лит.: Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958; Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986; Вригт Г.Х. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8; Зиновьев А.А. Комплексная логика // Вопросы философии. 2003. № 1. Карпенко А.С. Современные исследования в философской логике // Вопросы философии. 2003. № 9; Смирнова Е.Д. Логика и философия. М., 1996; Философия и логика. Философия в современном мире. М., 1974; Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980; Шуман А.Н. Философская логика: Истоки и эволюция. Минск, 2001; Grayling А.С. Introduction to Philosophical Logic. Oxford, 1997; Haack S. Philosophy of Logic. Cambridge, 1978; Handbook of Philosophical Logic. Vol. I—IV. Dordrecht, 1983—89; Philosophical Logic and Artifical Intelligence. Dordrecht, 1989; The Logic of Epistemology and Epistemology of Logic // Synthese Library. Vol. 200. Dordrecht, 1989; Quine W. V. Philosophy of Logic. N.Y., 1970, 1986; Read S. Thinking about Logic: An Introduction to the Philosophy of Logic. Oxford, 1995; Sainsbury M. Logical Forms: An introduction to Philosophical Logic. Oxford, 1991; What is Logical System? N.Y., 199 4; Wolfram S. Philosophical Logic. An Introduction. L., N.Y., 1989.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА
широкая область логических исследований, требующая философского осмысления основных понятий, применяемых в современной логике, и результатов, полученных средствами логики символической, а также применение логики, в основном технического аппарата неклассических логик, к анализу и реконструкции различных философских проблем.
На самом деле термин «философская логика» весьма неопределен, разноречив и единого употребления не имеет. Различными специалистами в математике, в символической логике и самой философии философская логика понимается по-разному, а скорее, по-своему. Даже если она понимается как особая научная дисциплина, определить ее предмет, границы применения и методы однозначно не удается. В основном путаница происходит между терминами «философская логика» и «философия логики». Зачастую одно подменяется другим, хотя это два разных направления исследований.
Термин «философская логика» появился в англоязычной логико-философской литературе и наиболее широкое применение получил в 50—60-е гг. 20 в. С одной стороны, кризис в основаниях математики (обнаружение парадоксов в теории множеств и ограничительные теоремы А. Тарского и К. Геделя) потребовал глубокого осмысления самого концептуального аппарата логики. С другой стороны, появление и бурное развитие неклассических логик, в первую очередь модальной логики, привлекло широкое внимание логиков с философской ориентацией, обозначилась та область исследований, которая получила название «философия логики». Для логиков-математиков философией логики является развитие теории множеств и соответствующие вопросы о способе образования множеств и о природе числа. Обнаружение парадоксов в теории множеств и в особенности парадокса Рассела (см. Парадокс логический) поставило вопрос о природе самой математики. Логицизм пытался определить основные понятия математики в логических терминах (Г. Фреге в 1884 и Б. Рассел в 1903). Это уже не только техническая, но и философская проблема. В этом смысле грандиозное построение, предпринятое Н. Уайтхедом и Б. Расселом в «Principia Mathematica», оказалось неуспешным. И хотя в их логико-математической теории не обнаружено парадоксов, из чисто логических аксиом оказалось невозможным вывести существование бесконечных множеств. Интуиционизм, как еще один ответ на обнаружение парадоксов, поставил принципиальные вопросы о различии конечного и бесконечного, отличия потенциальной бесконечности от актуальной. Возникла проблема существования и обоснования доказательств, а также проблема о статусе классических логических законов. Все это является философской проблематикой. Формалистическая программа Д. Гильберта (см. Формализм) тоже вызвала оживленную философскую дискуссию, в особенности проблема финятизма.
На самом деле выше сказанное относится больше к философии математики, чем к философии логики, но задача философского осмысления применения логики к решению различных проблем математики остается. Убедительным примером здесь являются ограничительные теоремы К. Геделя о неполноте достаточно богатых теорий (1931), которые говорят о том, что нет и в принципе не может быть адекватного формализма, охватывающего всю математику Философские следствия этих результатов обсуждаются по сей день и привлекли к себе внимание не только логиков-профессионалов, но и философов, методологов, и вообще дилетантов, не имеющих никакого понятия о логике. К этому следует добавить также философскую дискуссию относительно тезиса Черча—Тьюринга.
Интересно, что философией логики занялись математики, получившие в ней глубокие результаты (Г. Фреге, Б. Рассел, У. Куайн, Р. Карнап и др.). Куайн в 1940 публикует книгу под названием «Математическая логика», а в 1970 — под названием «Философия логики», в которой под логикой понимает систематическое изучение логических истин, а под философией логики — инструмент для анализа естественного языка. Книга содержит следующие разделы, которые Куайн относит к философии логики: «Значение и истина» (проблема высказываний и предложений, высказывания как информация, теория смысла языковых выражений, истина и семантическое согласие); «Грамматика» (рекурсивное задание грамматики, категории, пересмотр цели грамматики, имена и функторы, критерий лексики; время, события, глаголы, пропозициональные установки и модальность); «Истина» (определение истины по Тарскому, парадоксы в объектном языке, связь между семантическими и логическими парадоксами); «Логическая истина» (в терминах структуры, в терминах модели, в терминах подстановки, в терминах доказательства, в терминах грамматики); «Сфера (scope) логики» (проблема тождества, теория множеств, квантификация); «Девиант (deviant) логики» (под этим понимаются некпассические логики, в первую очереяь многозначная логика, интуиционистская логика, ветвящиеся кванторы); «Основания логической истины» (место логики, логика и другие науки).
Т. о., Куайн сконцентрировал свой труд вокруг главной проблемы в философии логики: что есть истина? Вопрос столь сакраментальный, что повседневно звучит уже 2000 лет. Однако только с развитием символической логики, а именно начиная с работ А. Тарского (1936), было впервые дано семантическое определение истины для большой группы формализованных языков и одновременно указаны границы такого определения. На самом деле сфера философии логики значительно шире. К проблематике последней относится теория пропозициональной формы как высказывания о некоторых положениях дел (вещей) в мире, учение о логических и семантических категориях, теория референции и предикации, идентификация объектов, проблема существования, учение о пресупозициях, отношение между аналитическими и синтетическими суждениями, проблема научного закона, онтологические допущения в логике и многое другое. И даже такие вопросы, казалось бы чисто логические, относятся к философии логики: сущность и обитая природа отношения следования или логической выводимости между любыми высказываниями или множествами высказываний, смысл логических связок, информативность логических законов, значение фундаментальных теорем, полученных в символической логике, и в связи с этим тщательный анализ таких понятий, как «вычислимость», «разрешимость» «доказуемость» и опять же «истина».
В отличие от философии логики первоначально философской логикой называлась модальная логика, т. е. логический анализ таких философских понятий, как «возможность» и «необходимость». Исторически эти два понятия, особенно начиная с Аристотеля, привлекали к себе постоянное внимание философов, а с развитием символической логики появилась возможность проанализировать указанные модальности и их взаимоотношения точными методами. То же самое случилось с такими философскими понятиями, как «будущее» и «прошлое». С развитием модальной логики в сферу логических исследований стали попадать все новые виды модальностей: временные, модально-временные (не механическое соединение, а синтез модальных и временных операторов), физические или причинные, деонтические, эпистемические и др. С выходом на английском языке в 80-е гг. «Справочника по философской логике» в 4 томах подведен некоторый итог ее развития. 2-й и 3-й тома есть не что иное, как рассмотрение различных неклассических логик и, конечно, таких, как модальная логика, временная, многозначная, интуиционистская, релевантная и др. И вообще возникает целый ряд новых логических теорий, таких, как логические теории квантовой механики, логика существования, логики, свободные от экзистенциональных допущений, логика обязательности и позволения (правовые и этические контексты), логика действий, команд, оценок, намерений и предпочтений, логика знания, веры, убеждения, сомнения, восприятия, предвидения, логика вопросов, формальная онтология и т. д. Однако только с появлением семантики возможных миров (см. Возможных миров семантика) в сер. 50-х гг. (С. Кангер, С. Крипке, А Прайор, Я. Хинтикка) стало возможным провести логический анализ многих центральных философских понятий: наряду с указанными модальностями также таких, как «знание», «вера», «восприятие», «обязательства» и др.
Обратим внимание, что в каждой из этих логик возникает своя философия логики, а значит, и философские проблемы, перечисленные выше, потому что определение истинности формулы, логического следования, понятия высказывания и смысл логических операций в большинстве логик различные. Кроме этого в каждой философской логике возникает своя дополнительная философская проблематика. Напр., в модальных логиках таковыми являются проблема референции, кроссидентификации, т. е идентификации объектов в различных возможных мирах, и в связи с этим возникает проблема квантификации. В многозначных логиках стоит сложнейшая философская проблема интерпретации множества истинностных значений, обычно выраженного числами: рациональными, натуральными, целыми, действительными. Много философских проблем ставит интуиционистская логика, напр., наличие у нее двух разнородных и несводимых друг к другу классов семантик: реализуемостей и моделей Крипке.
Философская логика имеет языковый и технический аппарат более богатый и, главное, более гибкий, чем символическая логика, что позволило приступить к анализу и реконструкции чисто философских проблем, и даже таких фундаментальных, как проблема фатализма и свободы воли, детерминизма и случайности, времени и асимметрии времени, существования и всеведения Бога и т. д.
Вообще, понятие философской логики противоречиво. С одной стороны, сюда относятся все те логические исследования, которые не являются чисто математическими и как бы не имеют отношение к символической логике, понимаемой многими логиками-философами как «игра в символы». С другой стороны, современное развитие модальной логики, временной, интуиционистской и особенно многозначной и некоторых других, есть не что иное, как разделы символической логики: те же методы символизации и аксиоматические способы построения и, главное, во многом те же чисто технические задачи и проблемы. Показательным здесь является построение новых множеств теорий на основе неклассических логик, являющихся по своему происхождению чисто философскими, а именно появились многозначные, модальные, релевантные, паранепротиворечивые теории множеств. Стоит подчеркнуть, что есть то, что объединяет такие направления в современной логике, как символическая логика, философская логика, философия логики, неклассические логики. Имеется в виду фундаментальный философский вопрос конца 20 в. : что есть логика?
Наконец, в сер. 90-х гг. появился еще один термин, имеющий прямое отношение к теме нашего рассмотрения, а именно — «логическая философия». Начиная с 1993 в Польше начал выходить журнал «Logic and Logical Philosophy». Определить, что такое «логическая философия», еще сложнее, чем что такое философская логика. Скорее всего, это все то, где можно применить логику в любом ее виде. Поэтому сюда попадают работы и из области философской логики, и из области символической логики.
Начиная с 1972 под эгидой международной ассоциации символической логики издается самый известный сейчас журнал в области философской логики — «Journal of Philosophical Logic».
А. С. Карпенко
На самом деле термин «философская логика» весьма неопределен, разноречив и единого употребления не имеет. Различными специалистами в математике, в символической логике и самой философии философская логика понимается по-разному, а скорее, по-своему. Даже если она понимается как особая научная дисциплина, определить ее предмет, границы применения и методы однозначно не удается. В основном путаница происходит между терминами «философская логика» и «философия логики». Зачастую одно подменяется другим, хотя это два разных направления исследований.
Термин «философская логика» появился в англоязычной логико-философской литературе и наиболее широкое применение получил в 50—60-е гг. 20 в. С одной стороны, кризис в основаниях математики (обнаружение парадоксов в теории множеств и ограничительные теоремы А. Тарского и К. Геделя) потребовал глубокого осмысления самого концептуального аппарата логики. С другой стороны, появление и бурное развитие неклассических логик, в первую очередь модальной логики, привлекло широкое внимание логиков с философской ориентацией, обозначилась та область исследований, которая получила название «философия логики». Для логиков-математиков философией логики является развитие теории множеств и соответствующие вопросы о способе образования множеств и о природе числа. Обнаружение парадоксов в теории множеств и в особенности парадокса Рассела (см. Парадокс логический) поставило вопрос о природе самой математики. Логицизм пытался определить основные понятия математики в логических терминах (Г. Фреге в 1884 и Б. Рассел в 1903). Это уже не только техническая, но и философская проблема. В этом смысле грандиозное построение, предпринятое Н. Уайтхедом и Б. Расселом в «Principia Mathematica», оказалось неуспешным. И хотя в их логико-математической теории не обнаружено парадоксов, из чисто логических аксиом оказалось невозможным вывести существование бесконечных множеств. Интуиционизм, как еще один ответ на обнаружение парадоксов, поставил принципиальные вопросы о различии конечного и бесконечного, отличия потенциальной бесконечности от актуальной. Возникла проблема существования и обоснования доказательств, а также проблема о статусе классических логических законов. Все это является философской проблематикой. Формалистическая программа Д. Гильберта (см. Формализм) тоже вызвала оживленную философскую дискуссию, в особенности проблема финятизма.
На самом деле выше сказанное относится больше к философии математики, чем к философии логики, но задача философского осмысления применения логики к решению различных проблем математики остается. Убедительным примером здесь являются ограничительные теоремы К. Геделя о неполноте достаточно богатых теорий (1931), которые говорят о том, что нет и в принципе не может быть адекватного формализма, охватывающего всю математику Философские следствия этих результатов обсуждаются по сей день и привлекли к себе внимание не только логиков-профессионалов, но и философов, методологов, и вообще дилетантов, не имеющих никакого понятия о логике. К этому следует добавить также философскую дискуссию относительно тезиса Черча—Тьюринга.
Интересно, что философией логики занялись математики, получившие в ней глубокие результаты (Г. Фреге, Б. Рассел, У. Куайн, Р. Карнап и др.). Куайн в 1940 публикует книгу под названием «Математическая логика», а в 1970 — под названием «Философия логики», в которой под логикой понимает систематическое изучение логических истин, а под философией логики — инструмент для анализа естественного языка. Книга содержит следующие разделы, которые Куайн относит к философии логики: «Значение и истина» (проблема высказываний и предложений, высказывания как информация, теория смысла языковых выражений, истина и семантическое согласие); «Грамматика» (рекурсивное задание грамматики, категории, пересмотр цели грамматики, имена и функторы, критерий лексики; время, события, глаголы, пропозициональные установки и модальность); «Истина» (определение истины по Тарскому, парадоксы в объектном языке, связь между семантическими и логическими парадоксами); «Логическая истина» (в терминах структуры, в терминах модели, в терминах подстановки, в терминах доказательства, в терминах грамматики); «Сфера (scope) логики» (проблема тождества, теория множеств, квантификация); «Девиант (deviant) логики» (под этим понимаются некпассические логики, в первую очереяь многозначная логика, интуиционистская логика, ветвящиеся кванторы); «Основания логической истины» (место логики, логика и другие науки).
Т. о., Куайн сконцентрировал свой труд вокруг главной проблемы в философии логики: что есть истина? Вопрос столь сакраментальный, что повседневно звучит уже 2000 лет. Однако только с развитием символической логики, а именно начиная с работ А. Тарского (1936), было впервые дано семантическое определение истины для большой группы формализованных языков и одновременно указаны границы такого определения. На самом деле сфера философии логики значительно шире. К проблематике последней относится теория пропозициональной формы как высказывания о некоторых положениях дел (вещей) в мире, учение о логических и семантических категориях, теория референции и предикации, идентификация объектов, проблема существования, учение о пресупозициях, отношение между аналитическими и синтетическими суждениями, проблема научного закона, онтологические допущения в логике и многое другое. И даже такие вопросы, казалось бы чисто логические, относятся к философии логики: сущность и обитая природа отношения следования или логической выводимости между любыми высказываниями или множествами высказываний, смысл логических связок, информативность логических законов, значение фундаментальных теорем, полученных в символической логике, и в связи с этим тщательный анализ таких понятий, как «вычислимость», «разрешимость» «доказуемость» и опять же «истина».
В отличие от философии логики первоначально философской логикой называлась модальная логика, т. е. логический анализ таких философских понятий, как «возможность» и «необходимость». Исторически эти два понятия, особенно начиная с Аристотеля, привлекали к себе постоянное внимание философов, а с развитием символической логики появилась возможность проанализировать указанные модальности и их взаимоотношения точными методами. То же самое случилось с такими философскими понятиями, как «будущее» и «прошлое». С развитием модальной логики в сферу логических исследований стали попадать все новые виды модальностей: временные, модально-временные (не механическое соединение, а синтез модальных и временных операторов), физические или причинные, деонтические, эпистемические и др. С выходом на английском языке в 80-е гг. «Справочника по философской логике» в 4 томах подведен некоторый итог ее развития. 2-й и 3-й тома есть не что иное, как рассмотрение различных неклассических логик и, конечно, таких, как модальная логика, временная, многозначная, интуиционистская, релевантная и др. И вообще возникает целый ряд новых логических теорий, таких, как логические теории квантовой механики, логика существования, логики, свободные от экзистенциональных допущений, логика обязательности и позволения (правовые и этические контексты), логика действий, команд, оценок, намерений и предпочтений, логика знания, веры, убеждения, сомнения, восприятия, предвидения, логика вопросов, формальная онтология и т. д. Однако только с появлением семантики возможных миров (см. Возможных миров семантика) в сер. 50-х гг. (С. Кангер, С. Крипке, А Прайор, Я. Хинтикка) стало возможным провести логический анализ многих центральных философских понятий: наряду с указанными модальностями также таких, как «знание», «вера», «восприятие», «обязательства» и др.
Обратим внимание, что в каждой из этих логик возникает своя философия логики, а значит, и философские проблемы, перечисленные выше, потому что определение истинности формулы, логического следования, понятия высказывания и смысл логических операций в большинстве логик различные. Кроме этого в каждой философской логике возникает своя дополнительная философская проблематика. Напр., в модальных логиках таковыми являются проблема референции, кроссидентификации, т. е идентификации объектов в различных возможных мирах, и в связи с этим возникает проблема квантификации. В многозначных логиках стоит сложнейшая философская проблема интерпретации множества истинностных значений, обычно выраженного числами: рациональными, натуральными, целыми, действительными. Много философских проблем ставит интуиционистская логика, напр., наличие у нее двух разнородных и несводимых друг к другу классов семантик: реализуемостей и моделей Крипке.
Философская логика имеет языковый и технический аппарат более богатый и, главное, более гибкий, чем символическая логика, что позволило приступить к анализу и реконструкции чисто философских проблем, и даже таких фундаментальных, как проблема фатализма и свободы воли, детерминизма и случайности, времени и асимметрии времени, существования и всеведения Бога и т. д.
Вообще, понятие философской логики противоречиво. С одной стороны, сюда относятся все те логические исследования, которые не являются чисто математическими и как бы не имеют отношение к символической логике, понимаемой многими логиками-философами как «игра в символы». С другой стороны, современное развитие модальной логики, временной, интуиционистской и особенно многозначной и некоторых других, есть не что иное, как разделы символической логики: те же методы символизации и аксиоматические способы построения и, главное, во многом те же чисто технические задачи и проблемы. Показательным здесь является построение новых множеств теорий на основе неклассических логик, являющихся по своему происхождению чисто философскими, а именно появились многозначные, модальные, релевантные, паранепротиворечивые теории множеств. Стоит подчеркнуть, что есть то, что объединяет такие направления в современной логике, как символическая логика, философская логика, философия логики, неклассические логики. Имеется в виду фундаментальный философский вопрос конца 20 в. : что есть логика?
Наконец, в сер. 90-х гг. появился еще один термин, имеющий прямое отношение к теме нашего рассмотрения, а именно — «логическая философия». Начиная с 1993 в Польше начал выходить журнал «Logic and Logical Philosophy». Определить, что такое «логическая философия», еще сложнее, чем что такое философская логика. Скорее всего, это все то, где можно применить логику в любом ее виде. Поэтому сюда попадают работы и из области философской логики, и из области символической логики.
Начиная с 1972 под эгидой международной ассоциации символической логики издается самый известный сейчас журнал в области философской логики — «Journal of Philosophical Logic».
А. С. Карпенко
Источник: Новая философская энциклопедия