ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК ПРАКСИОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК ПРАКСИОЛОГИЯ
Мироотношение предполагает включенность человека в мир, сущностную зависимость от мира, испытание его воздействий на человека. Но, вместе с тем, оно есть противостояние человека миру, отличение себя от мира, миростроение, попытка «подогнать», «прогнуть» мир под себя, преобразовать мир в своих целях. В этом смысле мироотношение человека всегда есть деятельность. Деятельным является и практическое, и теоретическое, и ценностно-ориентационное отношение человека к миру. Техническая деятельность в современной техногенной цивилизации превратилась в один из решающих факторов ее функционирования, определяя ее специфику в сравнении со всеми предыдущими. Техника формирует наш образ жизни инфраструктуру общества, методы труда, определяет быт. Техническая деятельность является главным занятием людей не только в промышленности, но и в сфере услуг, и в сфере коммуникации, и в информационном секторе жизни общества. Все еще имеет место не-техническая деятельность, где люди ориентируются не на поиск средств для достижения цели, а на ценности. Но и здесь вспомогательная роль техники громадна, – и в искусстве, и в деятельности философов, в религиозной сфере, в гуманитарных науках, в личном подсобном хозяйстве, в досуговой деятельности. Рассматривая техническую деятельность в общем плане, под философским углом зрения, мы должны выявить специфику субъекта и объекта этой деятельности, характера и способа ее осуществления.
В отличие от человеческой деятельности «вообще», описываемой как воздействие человека-субъекта на объект (безразлично, материальный или идеальный), техническая деятельность предполагает опосредованность их взаимоотношения «орудием», «средством», артефактом. Орудие, с одной стороны, представляя собой артефакт, выступает объектом предшествующей деятельности человека, с другой стороны, в процессе технической деятельности как бы «замещает» человека, выполняя за него воздействие на объект. Таким образом, артефакт в процессе технической деятельности выступает своеобразным субъект-объектом. В нем идеально присутствует замысел и воля человека, опредмеченные в изменении его физических, химических и т. п. свойств и характеристик, произведенных человеческой деятельностью в процессе его изготовления. Однако, конечно, артефакт-орудие, будучи самостоятельной реальностью, сохраняет природные особенности материала, из которого он изготовлен, не всегда совпадающие с задуманными или желаемыми человеком.
В этом состоит отличие технических объектов от научных объектов. Научный объект – точка, линия, идеальный газ и т. п. – я вл яется идеальным, конструкцией мышления исследователя, предназначенной для понимания какого-либо природного процесса или объекта «в чистом виде». В структуре технического артефакта, напротив, наряду с идеальным (предназначенностью для определенного замысла, цели) присутствует реальное в его индивидуальном, неповторимом, случайном по отношению к замыслу человека облике. Ведь один и тот же технический замысел может быть осуществлен в разном материале, оставаясь по сути тем же самым. В философии эти две стороны «изделия» со времен Аристотеля обозначаются как «форма» и «материя», причем форма – это не только внешние очертания, но именно конструктивный замысел субъекта действия, а также и цель, ради которой изготавливается вещь. Таким образом, техническая деятельность предполагает триаду: субъект (человек) – субъект-объект (орудие) – объект (изменяемая посредством орудия предметная реальность), – а также заранее предусматриваемый (в качестве цели деятельности) результат.
В технической деятельности обязательно подразумевается «социальность» субъекта. У истоков социальности – идущее еще от животных подражание, следование особи, занимающей более высокое место в популяции (стаде), зачатки распределения видов деятельности по жизнеобеспечению в стае, стаде либо семье животных. Однако среди людей подобные отношения вначале складывались бессознательно, инстинктивно, либо – позднее – оформлялись ритуально-символически. Лишь с момента приобретения технической (шире: прагматической) деятельностью относительной самостоятельности в жизни людей начинается разграничение «социума» и «этноса», родственных и «производственных» (то есть возникающих по поводу организации совместной деятельности для достижения какой-то цели, например, победы в войне или строительства канала) отношений. Поэтому, чтобы индивид мог стать субъектом технической деятельности, он должен получить от других и навыки, и методы деятельности, а, как правило, также и орудия, и материалы, и представление о назначении производимых предметов. Гораздо чаще техническая деятельность осуществляется коллективным субъектом, внутри которого существует распределение обязанностей и функций, что не исключает особой – «командной» – роли одной или нескольких личностей. «Общественное отношение», подразумеваемое в технической деятельности, – это, с одной стороны, сотрудничество, кооперация, объединение усилий участвующих в ней людей для достижения общих целей, а с другой – управление и исполнение. В последнем случае цели участников могут быть различными. Общая цель деятельности, ее алгоритм, последовательность осуществляемых операций, распределение их между участниками – все это концентрируется в замысле руководителя, организатора (или группы осуществляющих управление данной деятельностью лиц). На долю исполнителей остается реальное осуществление операций. Цель для них – получение вознаграждения за свою работу. Они функционально, по роли в процессе, подобны орудиям, инструментам, и в этом смысле оказываются не только субъектами, но и объектами прагматического отношения «менеджеров». Недаром в античном обществе рабы именовались «говорящими орудиями», почти приравнивались к рабочей скотине. Коллективность технической деятельности проявляется и в своеобразной «кооперации» во времени, в опоре на традиции, на усвоенные от наставников приемы и способы действий, в использовании достижений в смежных (а порой и в весьма отдаленных) сферах деятельности. В особенности важно использование результатов научных исследований. Даже Пифагор и Архимед могут рассматриваться в качестве участников такой кооперации во времени. Маркс ввел для обозначения двух видов кооперирования трудовой деятельности термины: «совместный труд» и «всеобщий труд», подчеркивая, что последний входит в производственный процесс именно через использование научных достижений, через превращение науки в производительную силу общества. Итак, коллективный субъект технической деятельности в некотором смысле является «всеобщим», включая чуть ли не весь человеческий род. Но, конечно, это участие не реальных субъектов-людей, а лишь полученных ими некогда важных результатов, вошедших в «царство идей» человеческого рода и представленных идеально в сознании либо даже в подсознании непосредственных участников технической деятельности. Говоря о характере и способе осуществления технической деятельности, мы подчеркиваем ее рациональность. Рациональность (от лат. «ratio» – рассудок, разум, смысл, а также счет, подсчет, учет, выгода; способ, прием, метод, план; основание, мотив и т. п.) – характеристика человеческой деятельности как разумной, продуманной, осуществляемой сознательно, а не импульсивно. Технические проблемы являются проблемами целерациональными, причем цель соотнесена с человеческими потребностями, в осуществлении которых возникли затруднения. Рациональность технического действия – в расчете средств и путей достижения этой цели, в продуманности его технологии и подборе инструментов, в обеспечении ожидаемого эффекта.
Техническая рациональность воплощена, прежде всего, в понятии «технология», особенно широко используемом в англоязычной литературе. Сам термин впервые был введен И. Бекманом в 1772 г. для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные навыки и эмпирические представления об орудиях труда и трудовых операциях. Технология в собственном смысле слова – способ сознательного осуществления технической деятельности, обеспечения его рационального характера. Расширительно используется этот термин и для обозначения рационально продуманных способов достижения тех или иных социальных, политических и прочих человеческих целей, где использование собственно технических средств играет второстепенную роль по сравнению с взаимосвязью и последовательностью планируемых и осуществляемых операций. Технология говорит нам, как достигнуть соответствующей цели наиболее рационально. М. М . Шитиков

Источник: История философии науки и техники.