метанаука, предметом которой является социология. Классиками социальной философии по праву считаются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер (см.). Все четверо были не только социологами, но и профессиональными философами. Конт был первым, кто выдвинул программу перевода знания об обществе на рельсы позитивной науки. Социология должна изучать факты, находить на этой основе законы функционирования общества и в итоге решающим образом способствовать социальному согласию. В интерпретации Конта социология похожа на физику, т.е. имеет описательный характер. Развить социологию в качестве понятийной системы Конту не удалось. Маркс считается основателем радикальной социальной теории. Классовое общество раздирается непримиримыми противоречиями. В творчестве Маркса реализуются два подхода. Согласно диалектической логике, которой руководствовался Маркс при построении своей теории, противоречия в принципе не могут быть преодолены, ибо они всякий раз воспроизводятся на новой основе. А вот социальные антагонизмы буржуазного общества уничтожить можно и нужно посредством социалистической революции. В отличие от Конта Маркс был социальным холистом.
Всеобщие законы развития общества он надеялся выделить не посредством скрупулезного анализа социальных фактов, а силой абстрагирующего ума. Дюркгейм вслед за Контом настаивал на превращении социологии в хорошо развитую науку. Для него общество есть структурно- функциональное целое, состоящее из своих элементарных частей. В качестве метода социологии, по сути, понимается структурно- функциональный подход. Вебер развил вариант т. наз. понимающей социологии. Социология кардинальным образом отличается от естествознания, ибо смыслы социальных действий подразумеваются самим исследователем. Эти смыслы выступают в качестве идеальных типов, которые должны быть свободны от ценностей. Под ценностями понимаются субъективные установки личности, не обладающие общекультурной значимостью. Но в таком случае культура уже не выступает результатом деятельности людей, которые всегда руководствуются теми или иными предпочтениями, т.е. ценностями. Идеальные типы— это, по сути, ценности. Вопреки Веберу ценности не сводятся к субъективному произволу людей. Так, свобода — это ценность, ибо она в понятийной форме выражает отношение людей к происходящему.
Итак, основная философская интерпретация социологии второй половины XIX в. и начала XX столетия — это позитивизм (Конт и Дюркгейм), исторический материализм (Маркс) и понимающая философия, во многом имеющая неокантианские истоки (Вебер). В XX в. философская инициатива в социологии переходит к феноменологии, неопозитивизму и аналитическому анализу, Франкфуртской школе, а также к постмодернизму. Проводником феноменологических идей Э. Гуссерля (см.) в социологии стал А. Шюц. Анализируя различные культурные миры, в т.ч. повседневность, он неизменно выделял их когнитивные стили. Неопозитивизм и близкая к ним по своим установкам аналитическая философия привели к расцвету т. наз. эмпирической социологии (П. Лазарсфельд и др.). Новых успехов добился обновленный структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон).
Представители Франкфуртской школы М. Хоркхаймер, Т. Адорно (см.), Г. Маркузе, Ю. Хабермас (см.), резко критикуют позитивизм в социологии за его «поиск объективности». Социолог не должен быть сторонним наблюдателем происходящего, он берет на себя ответственность за его изменение. С социологическими установками выступили многие представители постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр идр.). Они резко критикуют научную ориентацию социологии, системные представления об обществе, не учитывающие калейдоскопичность происходящих изменений. Провозглашается конец науки, в т.ч. и социологии. В современной социологии резко возросли требования к осмыслению статуса социологических теорий, путей их трансформации в условиях мультикультурного общества. Даже постмодернисты осознают, что от ответственности за будущее общества не уйти. 3. Левинас без обиняков рассуждает об «ответственности за Другого» и именно ее считает первичной в философии [8. С. 153]. В этой связи ощущается острая потребность в придании развитию Ф. с. новых импульсов.
743.20 кб
Философские основания социологии
В статье анализируется специфика понятия философских оснований науки применительно к социологическим теориям. Автор разграничивает три аспекта философских оснований: онтологический, эпистемологический, социокультурный.