ФИЛОСОФИЯ СОЦИОЛОГИИ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФИЯ СОЦИОЛОГИИ
метанаука, предметом которой является социология. Классиками социальной философии по праву считаются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер (см.). Все четверо были не только социологами, но и профессиональными философами. Конт был первым, кто выдвинул программу перевода знания об обществе на рельсы позитивной науки. Социология должна изучать факты, находить на этой основе законы функционирования общества и в итоге решающим образом способствовать социальному согласию. В интерпретации Конта социология похожа на физику, т.е. имеет описательный характер. Развить социологию в качестве понятийной системы Конту не удалось. Маркс считается основателем радикальной социальной теории. Классовое общество раздирается непримиримыми противоречиями. В творчестве Маркса реализуются два подхода. Согласно диалектической логике, которой руководствовался Маркс при построении своей теории, противоречия в принципе не могут быть преодолены, ибо они всякий раз воспроизводятся на новой основе. А вот социальные антагонизмы буржуазного общества уничтожить можно и нужно посредством социалистической революции. В отличие от Конта Маркс был социальным холистом.
Всеобщие законы развития общества он надеялся выделить не посредством скрупулезного анализа социальных фактов, а силой абстрагирующего ума. Дюркгейм вслед за Контом настаивал на превращении социологии в хорошо развитую науку. Для него общество есть структурно- функциональное целое, состоящее из своих элементарных частей. В качестве метода социологии, по сути, понимается структурно- функциональный подход. Вебер развил вариант т. наз. понимающей социологии. Социология кардинальным образом отличается от естествознания, ибо смыслы социальных действий подразумеваются самим исследователем. Эти смыслы выступают в качестве идеальных типов, которые должны быть свободны от ценностей. Под ценностями понимаются субъективные установки личности, не обладающие общекультурной значимостью. Но в таком случае культура уже не выступает результатом деятельности людей, которые всегда руководствуются теми или иными предпочтениями, т.е. ценностями. Идеальные типы— это, по сути, ценности. Вопреки Веберу ценности не сводятся к субъективному произволу людей. Так, свобода — это ценность, ибо она в понятийной форме выражает отношение людей к происходящему.
Итак, основная философская интерпретация социологии второй половины XIX в. и начала XX столетия — это позитивизм (Конт и Дюркгейм), исторический материализм (Маркс) и понимающая философия, во многом имеющая неокантианские истоки (Вебер). В XX в. философская инициатива в социологии переходит к феноменологии, неопозитивизму и аналитическому анализу, Франкфуртской школе, а также к постмодернизму. Проводником феноменологических идей Э. Гуссерля (см.) в социологии стал А. Шюц. Анализируя различные культурные миры, в т.ч. повседневность, он неизменно выделял их когнитивные стили. Неопозитивизм и близкая к ним по своим установкам аналитическая философия привели к расцвету т. наз. эмпирической социологии (П. Лазарсфельд и др.). Новых успехов добился обновленный структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон).
Представители Франкфуртской школы М. Хоркхаймер, Т. Адорно (см.), Г. Маркузе, Ю. Хабермас (см.), резко критикуют позитивизм в социологии за его «поиск объективности». Социолог не должен быть сторонним наблюдателем происходящего, он берет на себя ответственность за его изменение. С социологическими установками выступили многие представители постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр идр.). Они резко критикуют научную ориентацию социологии, системные представления об обществе, не учитывающие калейдоскопичность происходящих изменений. Провозглашается конец науки, в т.ч. и социологии. В современной социологии резко возросли требования к осмыслению статуса социологических теорий, путей их трансформации в условиях мультикультурного общества. Даже постмодернисты осознают, что от ответственности за будущее общества не уйти. 3. Левинас без обиняков рассуждает об «ответственности за Другого» и именно ее считает первичной в философии [8. С. 153]. В этой связи ощущается острая потребность в придании развитию Ф. с. новых импульсов.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
743.20 кб

Философские основания социологии

Платонова Светлана Ипатовна
В статье анализируется специфика понятия философских оснований науки применительно к социологическим теориям. Автор разграничивает три аспекта философских оснований: онтологический, эпистемологический, социокультурный.
Читать PDF
407.15 кб

Философско-социологическая школа в МГИМО

Кравченко Сергей Александрович, Шестопал Алексей Викторович
Среди научных школ МГИМО, получивших общероссийское и мировое признание, видное место занимает философско-социологическая школа.
Читать PDF
315.55 кб

Философские основания социологии религии

Шамшурин Виктор Иванович, Шамшурина Нина Григорьевна
Проблемы религии сейчас наиболее активно рассматриваются в рамках социологии религии как дисциплинарного направления в науке.
Читать PDF
299.07 кб

Социологический поворот в философии науки

Иванова Н. А.
В статье рассмотрены некоторые социологические модели научной практики (Р. Мертона, Т. Куна, П.
Читать PDF
328.73 кб

Философия: потеря социологической девственности?

Красиков Владимир Иванович
Рассматривается применение социологического подхода к исследованию природы философского знания и истории философии.
Читать PDF
266.06 кб

О книге Рендалла Коллинза «Социология философий»

Квасова И. И.
The recently published book "Sociology of philosophy" by R.
Читать PDF
385.21 кб

Идеология в философском и социологическом познании

Фельдман Владимир Романович, Абаев Николай Вячеславович
В статье содержится анализ некоторых отечественных и зарубежных философских и социологических концепций идеологии.
Читать PDF
263.82 кб

Философские предпосылки социологической методологии

Шавель С. А.
Рассматриваются философские предпосылки методологии социологического исследования: проблема первичности материи – сознания, реализм – номинализм, субъективное – объективное, плюрализм истин(ы).
Читать PDF
84.80 кб

Феномен власти в философско-социологическом дискурсе

Конов Александр Михайлович
В работе рассматриваются проблемы сущностного определения власти в историко-философской перспективе. Представлен анализ классических и современных понятий власти.
Читать PDF
595.73 кб

Философия и социология религии в трудах П. А. Сорокина

Муравьев В.В.
Исследования П.А.
Читать PDF
2.41 мб

Философско-социологические аспекты корпоративной этики

Пороховская Т.И.
В статье рассмотрены философские и социологические идеи (Э. Дюркгейма, М. Олсона, Г. Блумера, Р. Михельса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса и др.
Читать PDF
49.79 кб

Управление и власть: философско-социологический анализ

Гелих Олег Яковлевич
Синкретическое восприятие двух жизнеопределяющих феноменов, управления и власти, способно привести и нередко приводит ко многим мировоззренческим и методологическим ошибкам, которые, как правило, дорого обходятся и обществу, и гос
Читать PDF
39.55 кб

Управление и власть: философско-социологический анализ

Гелих Олег Яковлевич
В статье показано, что синкретическое восприятие двух жизнеопределяющих феноменов – управления и власти – способно привести и нередко приводит ко многим мировоззренческим и методологическим ошибкам.
Читать PDF
1.56 мб

Информационное общество: социолого-философское измерение

Панченко Олег Викторович
В статье рассматриваются главные аспекты и тенденции развития концепции информационного (постиндустриального) общества, определяется место данной модели в социолого-философском дискурсе, возможности ее влияния на практическую жизн
Читать PDF
110.03 кб

СОЦИАЛЬНОЕ В СОЦИОЛОГИИ И В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ СЕГОДНЯ

Федотова Валентина Гавриловна
Сегодня вопрос о парадигме социальных наук сталкивается с двумя трудностями.