ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Источник: Философия права, словарь-минимум
Источник: Философский энциклопедический словарь
В соответствии с философией права "мертвые прав не имеют". Права имеют только живые. Право - договор между обществом и его членами. Так как в соответствии с институтом права общество берет на себя часть функций по защите человека от посягательств на него со стороны отдельных его членов (физических или юридических), то человек лишается (уступает) права самостоятельно осуществлять указанную защиту, т.е. теряет дееспособность, а попытка ее осуществить становится преступлением (самосуд).
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
H. Coing. Rechts-und Sozialphilos., 1932; G. Radbruch. R., 1932; W. Sauer. System der Rechts-und Sozialphilos., 1950; A. Emge. Einf. in die R., 1955; T. Löffelholz. Die R. des Pragmatismus, 1961; W. Maihofer. Recht und Sein — Prolegomena zu einer Rechtsontologie, 1964; D. W. Lemer. Das Problem der Objektivität von rechtl. Grundwerten, 1967; J. Ebbinghaus. Die Strafen für Tötungen nach Prinzipien einer R. der Freiheit, in: Kant-St. 94 (1968); J. Rawls. Theory of Justice. London, 1971, dt. 1975; К. Rode. Geschichte dereurop. R., 1974; H. Cornes. Der rechtsfreie Raum, 1976; R. Wassermann (Hg.). Terrorismus contra Rechtsstaat, 1976; G. Haverkäte. Gewißheitsverluste im juristischen Denken. 1977; H. Henkel. Einf. in die R., 1977; H. Köchler. Philos. — Recht — Politik, 1985; H. Alwart. Recht u. Handlung, 1987; A. Holzhey, G. Köhler (Hgg.). Verrechtlichung u. Verantwortung, 1987; G. Roellecke (Hg.). R. oder Rechtstheorie, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Ф. п. сложилась и длит. время выступала как составная часть филос. систем. Уже в антич. философии (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие проблемы Ф.п., как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Особенно значит. место Ф. п. занимала в философии Просвещения (доктрина естественного права) и в нем. классич. философии (напр., «Ф. п.» Гегеля), выступая как форма социальной философии, обосновывавшей определ. обществ. и гос. строй. Позднее Ф. п. стала превращаться в составную часть широко развившейся в бурж. обществе юридич. науки. Нередко термин «Ф. н.» употребляется в ней как синоним общего учения (общей теории) о праве. Однако с кон. 19 в. Ф. п. чаще понимается в более узком значении как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права и призванная изучать не само действующее право и реальный правопорядок, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы в основе права. Осн. понятием толкуемой таким образом бурж. Ф. ц. становится «идея права» в ее неокантианском (Штаммлер, Радбрух, Б. А. Кистяковский и др.) или неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании.
После 2-й мировой войны в Ф. и. преобладает влияние Гуссерля, Шелера, Н. Гартмана, а также экзистенциализма. Как реакция на длит. господство неокантианства феноменологич. линия в . п. (идущая от А. Рейнаха) акцентирует внимание на «онтологии права», однако имеет при этом в виду некое идеальное бытие права, точнее предшествующих реальным юридич. категориям и нормам «правовых эйдосов», «сущностей», «ценностей». Т. о., законодатель и правовед, подобно математику, лишь открывают правовые понятия, нормы, ценности методом феноменология, редукции. Экзистенциалистская линия (В. Майхофер, Е. Фехнер) видит подлинное бытие права не в комплексе норм, а в правовом переживании конкретных ситуаций; в частности, и правосудие призвано к тому, чтобы извлекать право из конкретных ситуаций, а не из предустановленных правил.
С возникновением марксизма Ф. п. была впервые поставлена на материалистич. основу. Применение к праву принципов диалектич. и историч. материализма позволило всесторонне раскрыть сущность права, его взаимоотношения с др. социальными институтами и нормами, его экономич., политич. и идеологич. роль, место в системе социальных ценностей, историч. перспективы. Марксизм сочетает филос., социологич. и собственно юридич. подходы к изучению права, а не противопоставляет их, как это имеет место в бурж. юриспруденции. В этом плане Ф. п. выступает как один из аспектов теории государства и права - обобщающей, общетеоретич. дисциплины в системе юридич. наук.
В юридич. литературе термин «Ф. п.» употребляется также применительно к совокупности тех проблем теории права (в особенности методологических и гносеологических), решение к-рых требует широкого и непосредств. использования ряда филос. положений и выводов.
Источник: Советский философский словарь
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: Русская философия: словарь
В этом смысл выпадов Гегеля против моральной философии И.Канта и важнейшего для Гегеля разграничения морали и нравственности. Сохраняя своеобразие, мораль и право достигают единства в правовом (нравственном) государстве. Стадии, запечатлевшие этот процесс всемирно-исторически и сокращенно в жизни единичной личности, это: абстрактное право (частнособственнические отношения, жизнь личности как лица), мораль (в-себе-сущая воля, деятельность морального субъекта), нравственность (идея в-себе- и для-себя-всеобщем существовании, нравственный субъект). Абстрактное право. Это сфера существования внешней свободы — частной собственности. Гегель показывает, что человек именно как частный собственник впервые становится личностью и существенно отделяется от любой другой живой субъективности, поскольку всякое живое существо — это субъект. Лицо только абстрактная личность — ее свобода заключается лишь в обладании вещью, внутренняя самость личности, ее единственность нисколько не затрагиваются собственностью. Мир, являясь объектом захвата и владения, остается внешним - отделимым от личности, раздробленным ее обособленным существованием. Такая противоположность внешнего мира и абстрактной личности или, по-другому, противоположность вещного и субстанционального определений воли, создающаяся, как покажет Гегель в разделе о гражданском обществе, в самом процессе труда, содержит возможность отчуждения всей деятельности воли — закабаления человека. Гегель не анализирует эту возможность подробно, ограничившись лишь несколькими примерами, не потому, что, будучи апологетом буржуазной собственности, старается скрыть ее недостатки, а потому, что собственность интересует философа прежде всего в понятии - как начало нравственного развития. Отрицательная сторона отчуждения рассматривается лишь как случайность по отношению к разумному еще и потому, что рабство разрушает саму первичную основу, на к-рой покоится собственность, разрушает ее лицо. Отчуждая свои способности, влечения, человек овладевает своей природной стихией, придает ей форму непосредственной разумности. Вкладывая свою волю вовне, человек делает себя своим предметом, становится самоцелью и, т.о., совершенствуется.
В дальнейшем абстрактное право будет внедряться во внутренний мир морального поступка — присутствовать в его умысле как предпосылка последующего развития: только владеющий своими действиями, вменяемый человек является моральным субъектом. Так отчуждение оказывается условием развития неотчуждаемой самости личности, всеобщей сущности ее самосознания личность вырастает из абстрактного права, перестает быть только лицом. Мораль. Т.з. моральности - это непосредственно т.з. субъективности, саморефлексия воли, в к-рой лицо выступает как субъект в отличие от в-себе-сущей воли (т.е. от понятия воли).
В таком непосредственном виде мораль еще неотделима от неморального (в смысле — аморального). Субъективность в морали уже не просто обозначает агента деятельности, но это собственная самоопределенность воли, к-рая направляется к отождествлению с в-себе-сущей (всеобщей) волей. Такое движение и составляет развитие моральной воли - ее конкретизацию, осуществление ее действительной свободы. Существенным моментом внутреннего движения моральности Гегель признает разрыв и снятие должного-сущего (в терминах Гегеля: противоположение — отождествление саморефлексии воли и в-себе-сущей воли). Отличие неморальной в строгом смысле слова сферы формального или абстрактного права от морали в том, что: а) определенность воли в собственности еще абстрактна, вне содержания намерения; б) претензии воли лица распространяются на собственника, а не на особенности его воли; в) наличное бытие воли лица заключено в непосредственной вещи, т.е. во внешней свободе, поэтому и отношение к воле других основано на произволе, господстве случайности - имеет вид договора; г) внешняя свобода подвержена насилию, собственник может быть поражен в своих правах, тогда как внутренняя свобода не затронута этим актом. Коротко говоря, воля в формальном праве не имеет явного отношения к понятию (принудительна-запретительна), еще не позитивна к воле других. Исследуя диалектику должного-сущего, Гегель предлагает онтологическое разъяснение исполнения долга ради него самого. Долг осуществляется как в-себе-сущая воля, будучи субстанцией особенной воли — ее добром. Так что преследование всеобщей цели направляет волю на ее собственное внутреннее достояние - во вне себя воля не распадается на чуждые друг другу отдельности (как в формальном праве), а расширяет свои пределы и становится целью самой себя. Долг - ее безусловная обязанность и право. Будучи добром, долг выступает не только как обращенное к личности всеобщее требование, а входит в состав поступка - в действительное выражение субъективной свободы. Удовлетворение личного интереса людей нисколько не препятствует осуществлению самоцельности свободы (добра). Напротив, человек является живым существом соответственно разуму и потому имеет право делать свои потребности своей целью. Однако моральная воля не в состоянии осуществить себя всеобщим образом — перемещая себя во внешнее наличное бытие, она вызывает далекие последствия, противоречащие ее первоначальным замыслам. Разрыв внешнего наличного бытия и собственного содержания воли — се ответственности, ее вины, обусловлен абстрактностью долга. Долг сам по себе бессодержателен, неопредслен и в таком формальном виде противоречит действительности. Правда, долг как добро включает в себя частный интерес, к-рый не может развертываться, не удовлетворяя интересы других людей. Поэтому ближайшим образом долг совершать правовое, заботиться о личном благе и благе других. Такое непосредственное определение долга, коренящееся в самом строе гражданского общества, не распространяется дальше конечных целей общества, допускает возможность несовпадения морали и права и потому признано Гегелем недостаточным. Абстрактный долг получает действительность в определении совести. Однако такое погружение добра в субъективность ставит добро в положение зависимости от личного произвола, влечет угрозу подмены действительного добра особенными целями субъекта — возникает проблема зла.
В абстрактном долге нет содержания, поэтому и совесть индивида необязательно соответствует действительности добра и есть «постоянная готовность перейти во зло». Подлинная совесть (идея совести) возможна только в нравственности, а не в морали. Гегель показывает, что формализм долга и совести сопровождается таким утверждением случайности и произвола, что разграничить добро и зло в морали бывает трудно: в каждом поступке можно найти положительные или отрицательные основания, представив его по желанию индивида злым или добрым, замаскировать, оправдать злодейство, если оно было совершено с добрыми намерениями. Придавая долгу субъективную определенность, человек опустошает жизнь (лишает ее объективного содержания) и сливается в этой своей субъективности с бессодержательным долгом. Такое взаимоисчезновенис бессодержательного долга и пустой жизни не означает для Гегеля полного нравственного упадка, а служит залогом продвижения в нравственную жизнь. Возможность продвижения от морали к нравственности через снятие зла — снятие абстракции долга и замкнувшейся в себе личности возникает в системе Гегеля потому, что само зло существует только благодаря добру - в предположении разумной действительности. Зло для Гегеля не является закоренелым, а продвигается в своем развитии к добру. Такому «доброму злу» придано значение онтологической незыблемости — как отрицательному моменту движения бытия. Нравственность. Достижение высшей ступени социальной жизни не обрывает развитие. Абстрактное право, мораль представляли бесконечную череду движений воли во внешний (противостоящий ей) мир. Колебание воли в пределах одних и тех же противоречий — воли и ее предметных определений, воли и всеобщих предъявляемых ей требований определяет процесс ее бесконечной конечности — дурной бесконечности развития и, однако, подготавливает нравственную жизнь.
В изложении морали Гегель перечисляет все ее важнейшие особенности. Среди них названы: противоречия должного и сущего, необходимость внутренней свободы субъекта, рассмотрена ее субстанциональная разумность, исследована субъективная мотивация и особо отмечено ее моральное содержание. Однако Гегелю важно, чтобы воля человека стала действительно свободной, приобрела всеобщий и необходимый — объективный смысл не только в собственности и не только в субъективном мире человека — его замыслах и поступках, а во всей его деятельности. Поэтому Гегель изображает нравственность как непрерывно расширяющуюся тотальность круга, здесь сняты противоречия дурной бесконечности морали и права. Личность и общество уже не сталкиваются друг в друге с враждебными силами, а наоборот, обретают всеобщее разумное осуществление. Диалогичность нравственного позволяет Гегелю распространять определения социальных ин-тов государства на его членов (они погружены в законы и учреждения — прочное содержание нравственности) или трактовать государство, используя субъективную терминологию, — государство выступает как коллективная и даже божественная индивидуальность, обладающая самосознанием через посредство индивидов и само по себе.
В семье и гражданском обществе закрепляются и развиваются особенности воли: семья воспитывает индивидуальность в первичной субстанциональной форме, гражданское общество, разрывая узы семейной любви, заставляет утвердиться частноправовой самостоятельности и произволу Гражданское общество обуздывает природную грубость, способствует росту субъективности, социализирует человека — превращая частное потребление в потребление всего и всех — придав масштабность эгоизму и подготавливая возможность его преодоления — в удовлетворении взаимной выгоды, формировании общественного интереса и блага, порождающих сословия, законы и корпорации (социальные ин-ты, в к-рых человек выступает не только как частное лицо или моральный объект, но и как выразитель субстанционально всеобщей деятельности). Гегель занят исследованием именно нравственного государства, не считаясь с противоречащими его идее наличными формами. Формы организации этого государства заимствованы из непосредственной жизни, но по содержанию никогда не совпадают полностью с исторически существующими. Гегеля интересует не столько механизм функционирования такого государства, сколько проблема его разумности — проблема сочетания в нем всеобщих и особенных деятельностей, их конкретное взаимодействие. Нравственность — это «идея свободы как живое добро», т.е. долг, но долг, уже претворившийся в учреждениях и законах нравственного государства и во всей жизни нравственной личности, преодолевшей ограниченность абстрактной свободы — свободы выбирать, руководствуясь своим отдельным мнением, колеблясь в неопределенных моральных рефлексиях. Нравственная личность уже приучена действовать во всеобщем смысле — повинуясь превышающей се субъективный разум (божественной) силе государства, являющейся ее собственной безраздельной природой. Неявно проступающее в «Ф.п.» отрицательное отношение к моральным рассуждениям о нравственной жизни — о государственных деятелях, о политике вызвано не имморализмом Гегеля, а тем, что моральная т.з. — это т.з. субъективности, еще не определившейся в субстанциональной свободе. Против этой субъективности, этой готовности перейти во зло и протестует Гегель. Речь ведь идет не о политике вообще, а о жизни нравственного государства. Лит.: Нерсесянц ВС. Гегелевская философия права: история и современность. М.: Наука, 1974; Schacht R. Hegel and After (Studies in Continental Philosophy Between Kant and Sartre). Pittsburg: Pittsburg U.P., 1975; Wood A. Hegels Ethical Thought. Cambridge: Cambridge U.P., 1990. И. В. Кирсберг
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
Всемирную историю Гегель рассматривает как суд разума, ставящий особенные вещи на принадлежащее им место: "Всемирная история есть необходимое только из понятия свободы духа развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа - истолкование и осуществление всеобщего духа". Гегель мыслит в рамках конкретной логики, логики содержания, которая не может оставаться формальной. Таковая логика сама по себе - мышление. Диалектика отстраивалась Гегелем как метод, который следует за необходимым развитием и обнаруживается во всей реальности либо в духовной вневременности, либо в объективациях духа. Эти замечания служат ключом к структуре системы, лежащей в основании "Ф.П.". Этим путем Гегель привел свою логическую систему в соответствие с лекционным курсом, который читал в Берлинском университете (в известном смысле, и наоборот).
Источник: История Философии: Энциклопедия
Хотя термин «философия права» появился в литературе довольно поздно (в 18 в.), сами философско-правовые исследования имеют давнюю традицию. Они восходят к учению древнегреческих софистов 5—4 вв. до н. э. (Гиппий, Антифонт, Ликофрон, Алкидамант и др.) о естественном праве (праве по природе) как подлинном и справедливом праве, отличном от искусственного закона полиса (от права по человеческому установлению). Этот подход лег в основу всех последующих философско-правовых воззрений.
Философско-правовые учения древности (Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Цицерон, римские юристы и т. д.), средневековья (Фома Аквинский, юристы-постглоссаторы Р. Луллий, Балдус и др.) и Нового времени (J; Граций. Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ш. Л. Монтескье и щ>.) — это по существу различные варианты и направления понимания и трактовки естественного права и его соотношения с позитивным правом.
Под заметным влиянием естественно-правовых идей развивались и последующие философско-правовые концепции. Так, кантовская метафизическая трактовка соотношения должного права (требований права, диктуемого априорным категорическим императивом практического разума) и сущего права (позитивного права) является своеобразной рационально-философской интерпретацией стандартного положения любого естественно-правового учения: разумное и нравственное по своей природе (и по определению) естественное право — это то должное в сфере права, соответствие которому (и выражение требований которого) является безусловной необходимостью для фактически действующего позитивного права. УГ.В.Ф. Гегеля (в силу тождества мышления и бытия, разумного и действительного) разумность естественного права как предмета философии права (в виде «идеи права — понятия права и его осуществления») — это уже не долженствование, как у И. Канта, а действительность — «то, что есть, ибо то, что есть, есть разум». Поэтому для Гегеля «естественное право» и «философское право» — тождественные понятия. В этой связи показательно, что работа Гегеля, которую принято кратко называть «Философией права» (1820), была опубликована им под двойным названием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права».
В философско-правовых концепциях Канта и Гегеля, как и вообще во всех прошлых и современных учениях о праве, находящихся под влиянием естественно-правовых представлений, отсутствует принципиальное отграничение права от морали и нравственности. Это отчетливо проявилось и в философскоправовых положениях неокантианцев (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке и др.) и неогегельянцев (Э. Гирш, Ю. Биндер, К. Ларенц, Дж. Джентиле и др.). Так, Р. Штаммлер трактовал «правильное право» как «естественное право с меняющимся содержанием». Сходные представления развивал и В. Науке. Как выражение идеи справедливого «подзаконного права» расценивал Г. Радбрух естественное право, божественное право, разумное право. В качестве момента «нравственной тотальности» (т. е. как нравственное явление) трактовали право представители неогегельянской философии права.
Разработка проблем философии права с естественно-правовых позиций (с соответствующей моральной и нравственной трактовкой права) характерна и для многих русских авторов (В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и др.). Несколько иную позицию занимал Б. Н. Чичерин: выступая против смешения права и нравственности, он вместе с тем считал, что «содержание философии права» составляет именно естественное право, т. е. «система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства».
Многие новые направления философско-правовой мысли в 20 в. тоже апеллировали к естественному праву в соответствующей обновленной версии его понимания. Так, представители экзистенциалистической философии права интерпретировали экзистенциальное право (право экзистенции) как «конкретное естественное право» (В. Майхофер) или как «естественное право со становящимся содержанием» (Е. Фехнер). В онтологической философии права Р. Марчича право бытия (препозитивное право) раскрывается как естественное право, которое делает возможным позитивное право.
Естественно-правовой подход (с разными вариантами различения естественного и позитивного права), в той или иной мере присущий рассмотренным философско-правовым учениям, является лишь одним из видов юридического (антилегистского, антипозитивистского) правопонимания. Другой вид юридического правопонимания представлен в либертарноюридической концепции права, согласно которой право (в его различении с законом) — это не естественное право, а принцип формального равенства.
Либертарное понятие права, будучи последовательно антилегистским, вместе с тем свободно и от недостатков, присущих естественному праву (смешение права с моралью, нравственностью, религией; игнорирование различий между формальным и фактическим и т. д.). Данное понятие права (как более развитая форма юридического правопонимания) теоретически преодолевает понятие естественного права (как менее развитой формы юридического правопонимания), удерживая вместе с тем его собственно правовой смысл (т. е. все то, что в естественном праве соответствует принципу формального равенства). Отсюда следует, что при определении предмета философии права необходимо исходить из понятия не естественного права, а права как формального равенства. Имея в виду данное более развитое понятие права, можно сказать: предмет философии права — это право в его различении и соотношении с законом.
Такое различение права и закона, опирающееся на более развитое правопонимание, выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных случаев подобного различения (включая различение естественного и позитивного права) и тем самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений. Именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает обозначение внешне разноликих учений под общим названием «философия права» и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной).
Предмет философии права охватывает (в русле определенного варианта различия и соотношения права и закона) весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т. д.) распространяется не только на закон, но и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому предметная область философии права включает и проблемы философского исследования государства, которое понимается и трактуется как определенное правовое образование (правовой институт). При этом в поле философско-правового изучения, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной, законоприменительной и иной деятельности, находится и целый ряд других философско-правовых проблем, в числе которых: право и государство, человек — общество — государство, правовые формы организации самого государства, правовое государство как реализация идеи господства права и т. д.
Различение и соотношение права и закона представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного и непротиворечивого философско-правового учения.
Приведенное определение предмета философии права охватывает все возможные варианты юридического (антилегистского) правопонимания и соответствующие концепции философии права — независимо от того, как в них самих определяется их предмет (как естественное, правильное, разумное или надпозитивное право, как идея права, как сущность права или иначе). Это обусловлено тем, что любая философская рефлексия по поводу закона (позитивного права) с необходимостью ведет к праву (к осмыслению правовой сущности закона как правового явления). Также и при определении предмета философии права в виде идеи или сущности права подразумевается соотношение этой идеи (или сущности) права с законом как формой ее эмпирического проявления. Так, с позиций понимания права как формального равенства предмет философии права можно определить как принцип формального равенства, подразумевая при этом, что содержательное раскрытие понятийно-правового смысла этого принципа и правовых форм его проявления включает в себя и такой необходимый момент, как соответствующее различение и соотношение права и закона.
Определение предметной сферы философско-правовых исследований в виде различения и соотношения права и закона адекватно отражает специфику взаимосвязей теории и практики права, исследуемых этой научной дисциплиной, ориентированность представленного в философии права практического разума на утверждение в реальной жизни начал правового закона и правовой государственности. Философия права как самостоятельная дисциплина была сформирована благодаря творческим усилиям как философов, так и юристов. С обоснованием концепции «философии права» в качестве отдельной юридической дисциплины в кон. 18 в. выступил немецкий юрист, основатель исторической школы права Г. Гуго. При этом под «философией права» он имел в виду «философию позитивного права», т. е. философскую часть и научную основу учения о позитивном праве. «Философия права, — писал Гуго, — это частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)». Гуго находился под определенным влиянием философии Канта, однако в целом придерживался позитивистского правопонимания, отвергал естественно-правовые концепции и просветительские идеи разумного права.
Широкое распространение термина «философия права» связано с «Философией права» Гегеля, резко критиковавшего взгляды Гуго. Философия права, согласно Гегелю, это философская, а не юридическая дисциплина. В философии права, по Гегелю, представлена подлинная наука о праве. «Наука о праве, — утверждал он, — есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». При этом Гегель явно занижал научный потенциал юриспруденции, игнорировал ее вклад в развитие философско-правовых исследований и утверждение философии права как отдельной научной дисциплины.
Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях 19—20 вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву — независимо от их дисциплинарной принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со 2-й пол. 19 в. и в 20 в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.
Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов. Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин — юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права независимо от того, разработаны они как отдельная юридическая или философская наука. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к проблемам права.
Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Философское познание, философия (по ее предмету, методу и т. д.) — сфера всеобщего, право и правоведение — сфера особенного, искомая же философией права истина о праве, как и всякая истина, — конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права — это движение от особенного через всеобщее к конкретному. Интерес философии к праву и существование философии права как особой философской науки в системе философских наук оправданы прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, методологическая, познавательная и т. д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право. Также и у юриспруденции (в ее движении к философии права) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, методологическая и т. д.) — это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т. е. нечто необходимое и разумное, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего. В этом движении с разных сторон к философии права и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-разному.
В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия истории, философия природы, философия религии, философия морали и т. д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее онтологии, гносеологии и аксиологии.
В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т д. Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, напр , как понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, система права и система законодательства, право как система норм, воля и интерес в праве, правосознание, правоотношение, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т. д. Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.
Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) зависят во многом от уровня правовой (и государственно-правовой) культуры общества, от общего состояния философских и юридических исследований в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции.
В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит т. о., что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права и государства в качестве ее составной части, постепенно оформляется как самостоятельная юридическая дисциплина общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства) И в таком качестве философия права выполняет ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук
Лит.: A.ieh.i.eee С С Философия права M , 1997, Гегель Г. В Ф. Философия права M , 1990, КеримовД А Философские проблемы права. M , 1972, КеримовД А, Кудрявцева H Право и государство (опыт философско правового анализа) M , 1993, Кузнецов Э В Философия права в России M , 1989, Нерсесянц В С Философия права M 1997, Он лее 1ere тевская философия права история и современность. M , 1974 Он же Право и закон M , 1983, Соловьев Э Ю И Кант взаимодополнительность морали и права M , 1992, Туманов В А, Буржуазная правовая идеология К критике учений о праве M , 1971; Четвернин В А Современные концепции естественного права M 1988, Чичерин Б. H Философия права. M , 1900, Он же Избр труды, 1998, BatiffolH Problemes de base de philosophie du droit P, 1979, Hugo G Beitrage Zi)r zivilistischen Bucherkenntnis, Bd 1 В , 1788, MaihoferW Naturrecht als Existenzrecht Fr/M, 1963, MarcicR Rechtsphilosophie Freiburg, 1969, Naucke W Rechtsphilosophische Grundbegriffe Fr/M, 1982, Radbruch G Rechtsphilosophie Hdeb, 1983, SmidS Einfuhrung m die Philosophie des Rechts Munch , 1991, Stammler R Die Lehre von dem richtigen Rechte B , 1902, ZippeliusR Rechtsphilosophie Munch, 1982
В С. Нерсесянц
Источник: Новая философская энциклопедия