Философия права Гегеля

Найдено 1 определение
Философия права Гегеля

Гегелевская философия права продолжает разработку той области философского знания, которая со времен Канта в немецкой классической философии традиционно именовалась "практической философией". Гегель исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля. «Практическая философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху Канта и Гегеля экономика и политика, трактуемые под философским углом зрения, приобрели форму "философии права", философии государства. У Кянта "практическая философия" делилась на философию права как учения о праве и на этику как учение о добродетели. Что касается Гегеля, то он понимает пряво как объективное определение, санкционирование человеческой воли, свободы. Это своего рода телерлогический принцип, "практическая философия" во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип "философии права", то, восходя здесь к определению Руссо, "практическая философия" становится и философской этикой, и учением о праве одновременно. Детально разработана система индивидуальных и общественных добродетелей. Речь идет также о праве, о философском осмыслении экономических проблем, о философской концепции конституционного государства. Здесь — удивительная плотность до сих пор актуальных проблем.
Современные авторы правы, когда говорят, что актуальность и аргументированность характерны для классической модели фундаментальных прав человека, разделения властей, правового государства, социального государства и т.д. Философия права.. Канта, Фихте, Гегеля становится своего рода наследницей философии свободы всего предшествующего времени. Это широко признано сегодня. Но есть и другая сторона медали, именно в нашем веке Гегеля обвиняли в этатизме, т.е. в том, что он преувеличивает роль государства, возвеличивая, в частности, монархию, что он отклоняет роль избирательного права, недостаточно почтительно относится к парламентаризму и т.д. Его делают (К. Поппер и др.) чуть ли не идеологом тоталитаризма. Что можно сказать в ответ на такие обвинения? Гегель, в самом деле, ратует за сильное правовое государство. Но он ни в коей мере не упускает из виду проблему свободы, почему причесление его к лагерю тоталитаризма по меньшей мере несправедливо Более того, гегелевская "философия права" Представляет собой целостную попытку упорядочивания фундаментальных прав человека, институтов, общественных объединений и превращения их в развивающуюся систему. Право истолковывается у Гегеля как целостная система свободы, которая вытекает из телеологического развития воли. Гегель рассматривает в «Философии права» такие проблемы, как собственность, причем он восстает против понимания, согласно которому собственность считается чем-то позорным. Расправа с людьми, обладающими собственностью, считается недопустимой. Гегель выступает против равенства как уравнительного распределения собственности. Он пророчит: если будут предприняты попытки уравнения собственности, раздела ее, распределения поровну, то они приведут к нищете и, более того, окажутся нерезультативными в том смысле, что неравенство непременно восстановит самое себя. Большую роль Гегель уделяет проблемам договора, государства, преступления, перехода от права к морали. Это целое полотно государственно-правовых разработок, которые не устарели и до сегодняшнего дня. Особенно актуальной становится у Гегеля идея гражданского общества.
Гражданское общество понимается как сфера активности людей, которая "помещается" между семьей и государственной деятельностью. В сфере гражданского общества обеспечиваются две главные функции жизнедеятельности человеческого общества и отдельных индивидов. Во-первых, здесь индивиды заявляют о своих потребностях, удовлетворяют и регулируют их. Экономическое удовлетворение важнейших жизненных потребностей — функция гражданского общества. Гражданское общество должно образовывать особые структуры, чтобы государству не приходилось заниматься регулированием всех тех отношений, которые должны быть самонастраивающимися, саморегулирующимися.-Во-вторых, в гражданском обществе должны складываться такие отношения, через которые любые группы и объединения, большие и малые, выражают свои интересы. Возникают "корпорации" негосударственного характера, не принадлежащие непосредственно к сфере государственной бюрократии. Но эти формы и объединения в развитом правовом государстве должны иметь возможность выразить интересы и цели добровольно вошедших в них людей. И все же выше этих структур Гегель ставит государство (за что его и обвиняли в этатизме).
Между тем Гегель подчеркивает, что имеет в виду роль не всякого государства, не всякой государственной структуры, государственной иерархии. Он ведет речь об идеальном государстве, государстве "согласно понятию". Другими словами, если бы на земле могло существовать идеальное государство, с идеально организованной структурой, с идеально работающими чиновниками, с управлением, построенным по последнему слову науки и техники, то такое государство Гегель готов был бы назвать истинным, даже обожествить. Но поскольку такого государства нет, ни одна конкретная государственная форма и структура не может быть обожествлена и увековечена. Вместе с тем Гегель выступает за сильную государственную власть. Гегеля упрекали и в том, что для него предпочтительна абсолютная монархия, а не демократическая, не республиканская форма правления. Два исторических обстоятельства объясняют такое предпочтение Гегеля. Во-первых, Гегель жил в таком постабсолютистском обществе, в котором история свержения монархической власти и установления немонархических республиканских форм правления кончилось (во Франции) кровью. Этим-то формам Гегель и предпочитал конституционную монархию, основанную на разуме, согласии монарха и подданных, доброй воле самого монарха. Во-вторых, если Даже уничтожить монархию, изменить форму государственной власти, все равно, предрекает Гегель, во главе государства будет стоять какая-то личность. Такого человека в «Философии права» он именует "государем". Маркс, критикуя «Философию права» Гегеля, его попытку достигнуть равновесия в распределении власти между "государем" и подданными, резко ставит вопрос: власть государя (монарха) или власть народа; третьего не дано. Между тем и в условиях современности вопрос о равновесии, распределении власти между "первым лицом" в государстве и народом остается актуальным. Принцип "или — или менее реалистичен, чем гегелевское: и "государь" (главное управляющее лицо), и народ.

Источник: История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.)

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
204.65 кб

Феномен права и ось истории в философии культуры Гегеля

Дидык М. А.
Данная статья посвящена феномену права в социальной философии Гегеля. Автор рассматривает философию истории Гегеля в культурологическом аспекте и проблему государства и права.
Читать PDF
88.29 кб

О сущности государства в философии права Г. В. Ф. Гегеля

Омаров Багаутдин Магомедович
В данной статье приводится краткий анализ сущности государства в учении выдающегося немецкого мыслителя Г.В.Ф. Гегеля.
Читать PDF
18.16 кб

О сущности государства в философии права Г. В. Ф. Гегеля

Омаров Багаутдин Магомедович
В статье проводится анализ сущности государства в учении выдающегося немецкого мыслителя Г.В.Ф. Гегеля. Подчеркивается важность понимания позиции идеализма философа, характеризующейся объективностью.
Читать PDF
183.51 кб

Историческая диалектика в философии права: Чичерин и Гегель

Ерыгин А. Н.
Автор в статье предлагает рассмотреть философию права Чичерина, сопоставляя ее с философией права Гегеля, с учетом ориентации на диалектику как способ мышления об обществе.
Читать PDF
340.02 кб

Этико-правовые идеи философии права И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля

Артемов Виктор Михайлович
Целью статьи является краткая характеристика тех новаций, которые были внесены в период классического этапа развития философии права как своеобразной духовной системы осмысления мира, в выявлении общих и особенных черт в учениях И
Читать PDF
215.42 кб

«Философия права» Гегеля: самосознание и критика исторического времени

Моисеев Андрей Викторович
В статье рассматривается проблема определения сущности и значения гегелевского учения о государстве и гражданском обществе в контексте изменения отношения опыта философского самосознания и реализации самоутверждения субъекта в лон
Читать PDF
681.30 кб

К вопросу о соотношении личности и государства в философии права г. Гегеля

Яхьяев Мухтар Яхьяевич
В статье устанавливается, что, по Гегелю, идея государства из себя порождает реальное государство во всей его материальной конкретике, нравственность составляет содержание государства, а интересы и деятельность людей это лишь форм
Читать PDF
1.72 мб

Размышления по поводу логического развертывания «Философии права» г. Гегеля

Большаков Николай Николаевич
В статье автор, рассматривая логическую структуру «Философии права» Гегеля, совершает аналитическую реконструкцию системы базисных сюжетов социальной реальности личности, собственности и свободы, «скованных одной цепью» цепью разу
Читать PDF
77.44 кб

Трактовка субстанциального единства права и нравственности в «Философии права» Гегеля

Каратаева Л. Н.
В статье рассматривается проблема отношения личности и общества, права и нравственности.
Читать PDF
202.28 кб

Размышления по поводу прочтения основоположниками марксизма-ленинизма «Философии права» Гегеля

Большаков Н. Н.
В статье предпринята попытка преодоления устоявшегося мнения о глубоком прочтении основоположниками марксизма «Философии права» Гегеля.

Похожие термины:

  • К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

    рукопись К. Маркса, написанная весной - летом 1843 в Крейцнахе. Начало критики Марксом гегелевского учения о гос-ве и праве относится к весне 1842. Рукопись 1843 содержит критику раздела «Внутр. гос. право
  • К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСК00 ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ

    работа, написанная К. Марксом в кон. 1843 — нач. 1844. Она отразила важный этап в духовном развитии К. Маркса -окончат, переход его на позиции материализма и коммунизма, явилась важным этапом в формирова
  • К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ

    («Zur Kritik der Hegeischen Rechtsphilosophie. Einleitung») - работа, написанная К. Марксом в конце 1843 - нач. 1844, когда завершался его переход от идеализма к материализму и от рев. демократизма к коммунизму. В этой работе К. Мар