метанаука, предметом которой является политология. Список выдающихся политических философов весьма обширен, он включает, в частности, имена Конфуция (придание политике морального характер), Платона (см.) (автора теории справедливости), Н. Макиавелли (рассмотревшего неординарные пути достижения политическим деятелем общественного блага), Т. Гоббса (первого автора концепции общественного договора), Дж. Локка (см.) (защитника идеи свободы), Ш. Монтескье (рассмотревшего проблемы голосования), Дж. Бентама (см.) (развившего концепцию полезности), Дж. Ст. Милля (см.) (реформатора и защитника либеральной демократии), К. Маркса (см.) (выступившего против эксплуатации одними людьми других), Дж. Дьюи (см.) (рассмотревшего образование в качестве основания демократического общества). В XX столетии в области политической философии плодотворно работала большая группа мыслителей, в т.ч. Г. Маркузе, Ю. Хабермас (см.), Ф. фон Хайек, но наибольший успех выпал на долю М. Оукшота, X. Арендт (см.), И. Берлина и Дж. Роулза [1. С. 479]. Оукшот подверг критике традиционный рационализм, господствовавший в политической философии середины XX в. Арендт, критикуя тоталитарное общество, настаивала на коренной перестройке как самого политического знания, так и его философии.
Берлин обосновал идею морального плюрализма. Роулз придал всей политической философии моральное звучание. Ему больше, чем кому-либо другому, удалось выразить единство политической философии с политологией. До него, т.е. в период 1940—1960-х гг., наблюдался упадок политической философии, многие мыслители стали высказывать сомнения в ее актуальности. Именно Роулзу удалось возродить ее в новых условиях. Его «Теория справедливости» не только получила чуть ли не всеобщее признание, но и стала объектом критики. Она, кстати, выявила главные проблемы современной философии политологии.
Это, во-первых, соотношение этики и политологии. Во-вторых, оценка соотношения позитивной и нормативной науки. Постепенно происходит отказ от идеалов позитивной науки. В-третьих, идея плюрализма теорий, которую чаще других защищают мыслители, близкие к постструктурализму и постмодернизму, например Р. Рорти. В-четвертых, проблема мультикультурности, ставшая предметом анализа М. Сандела и А. Макинтайра. Можно констатировать, что в начале XXI в. политическая философия вступила в новый этап своего развития.