(Philosophie der Dichtung). — В отличие от позитивной науки о поэзии (в рамках литературоведения), которая изучает многообразие произведений (структура, авторство, возникновение, история оказанного влияния и т. д.), философия поэзии вопрошает об основе и о первоистоке поэзии (см. Поэтика). В эстетике (философии искусства) философия поэзии имеет ранг одной из жанровых теорий, равной по степени, скажем, философии музыки (например, у Вайссе, Фишера, Когена и еще у Н. Гартмана). В последнее время поэзии предназначают иной и более высокий ранг: ее больше не понимают исключительно как одно из искусств среди многих других, а как точку зрения субъективности, равную по рангу и по первоисточнику мышлению (теоретическому), точку зрения, которая толкуется или средствами феноменологии (Ингарден), фундаментальной онтологии (Хайдеггер) или средствами спекулятивной теории субъекта и значения (Воландт). Историческая субъективность (фактичность, достоверность) находит в стихотворении выражение несравненного рода. В то время как непоэтические произведения искусства объективируются в форме (гештальте), образе и образном значении (Панофски), поэтическая мысль в состоянии продуцировать конкретное положение вещей и его смысл, которые, с одной стороны, имеют свою конституционную основу в фактичности, а с другой — конституируют фактичность, достоверность. Подобно всем искусствам, поэзия как самосозерцание фактичности есть самоконституция, учреждение самой себя; только как созерцание она одновременно является мыслью. Конститутивная функция поэзии равным образом включает в себя выдержанность в определенном масштабе и передачу унаследованного. Стихотворение — как созерцательно-определенная мысль — есть слово, привязанное не только к «языку», но постоянно — потому что она фундирована в фактичности — к некоторому индивидуальному языку: национальному языку, диалекту (Гёнигсвальд). Любое его «переложение» должно пытаться воздать должное этому положению вещей. В своей оболочке фактичности стихотворение оберегает свою языкообразующую силу: «Язык сам есть поэзия в сущностном смысле» (Хайдеггер). Особенно проблемные аспекты обнаруживает отношение поэзии к литературе (Рене Веллек) и к обществу (Сартр). Кроме того, в современной поэтике имеют место попытки преодолеть классифицирующее рассмотрение видов поэзии и (подобно тому, как это сделано у Гегеля) содействовать появлению на его месте учения о членении субъективно-теоретического и функционально-теоретического толка (Штайгер).
R. Ingarden. Das literar. Kunstwerk, 1931; M. Heidegger. Hölderlin und das Wesen der Dichtung, 1937; K. Hamburger. Philos. der Dichter, 1946; E. Staiger. Grundbegriffe der Poetik, 1946; G. Wolandt. P. d. D., 1965; E. Fink. Epiloge zur Dichtung, 1971; J. Kristeva. La Révolution du langage poétuque. Paris, 1974, dt. 1978; A. J. Cascardi. Literature and the Question of Philosophy. Baltimore, 1987; D. R. Marshall. Literature as Philosophy/Philosophy as Literature. Iowa City, 1987; H. Bachmeier, T. Rentsch (Hgg.). Poet. Autonomie? Zur Wechselwirkung von Dichtung u. Philos. in der Epoche Goethes u. Hölderlins, 1987.
ФИЛОСОФИЯ ПОЭЗИИ
ФИЛОСОФИЯ ПОЭЗИИ
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961