метанаука, предметом которой являются педагогические науки, а также вопросы образования, взятые в общекультурном аспекте. Вся история философии отмечена печатью интереса к педагогике. В западных руководствах по философии образования список крупнейших мыслителей в области философии педагогики, как правило, содержит имена Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Дьюи (см.), Р. Штейнера, П. Фрейра, Б. Скиннера, Н. Постмена. Концептуальной основой педагогики Платона и Аристотеля (см.) являлись соответственно теория идей и концепция форм. Руссо рассматривал образование как развитие естественных задатков ребенка, которого по возможности необходимо ограждать от пороков общества, в т.ч. за счет семейного воспитания. Главная задача образования — воспитание нравственно ориентированного гражданина демократического общества. Дж. Дьюи разработал лучшую на сегодняшний день теорию прагматистской педагогики. Обучаемый, в т.ч. ребенок, ставится в условия, когда он должен разрешить проблемную ситуацию. У него развиваются практические навыки. Теоретическое знание рассматривается как инструмент делания. Штайнер стал основателем т. наз. вальдорфской педагогики. Ее смысл состоит в использовании теософских идей в стремлении достичь не механического, а органического способа жизни. На место естествознания ставится натурфилософия, данные науки перекачиваются в эзотерическое русло. Б. Скиннер развил бихевиористскую педагогику. Ее цель — развитие у обучаемого «технологии» поведения, в формировании которой решающую роль играет учитель. Согласно бразильцу Фрейра следует избегать патерналистских отношений в учебных заведениях. Педагог и студент становятся равноправными участниками процесса образования. Этого требует подлинно демократическое общество. Постмен настаивает на внедрении в практику образования исследовательского метода, без которого невозможно воспитание ответственной личности.
Общая черта всех философско-педагогических концепций состоит в том, что в них идеи соответствующей философской теории адаптируются применительно к проблемам образования и педагогики. Можно взять любое философское направление и показать, каким образом оно было использовано для интерпретации проблем педагогики и образования. В полной мере это относится и к отечественной действительности. В советские годы большое внимание уделялось формам воспитания коллективистской морали (А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Популярной была деятельностная концепция воспитания (Э.В. Ильенков, Г.П. Щедровицкий). В.В.Давыдов, подобно своим отечественным коллегам, также опирался на творческое наследие классиков марксизма-ленинизма, придавая особое значение методу восхождения от абстрактного к конкретному.
На наш взгляд, в области философии педагогики и образования решающими являются следующие три положения.
1. Опора на потенциал наук, причем наиболее развитых. 2. Этизация образования, всемерная опора на принцип ответственности. 3. И, наконец, тщательная разработка путей адаптации научного материала к возможностям обучаемых.
ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.