ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ
религиозно-философское учение, разработанное Шеллингом в 1830— 50-х IT. Изложено в многочисленных лекционных курсах, прочитанных в Мюнхене и Берлине. Основная задача — философское обоснование и истолкование основ христианской религии Откровения. В соответствии с этим она делится на две части — общую, где формулируются основоположения онтологии и антропологии, и специальную, где эти основоположения находят применение в экзегетике Нового Завета.
Общая часть философии Откровения включает: учение о природе философии и обоснование разделения философии на «отрицательную» и «положительную»; философское учение о всеедином Боге; учение о творении; учение о всеедином человеке; учение об отпадении и его последствиях. В ней дается онтологическое обоснование необходимости Откровения. В специальной части рассматриваются соотношение мифологии и Откровения; учение о мифологическом процессе; предсуществование Логоса-Христа; вочеловечение Христа; смерть и воскресение Христа; учение об ангелах и о дьяволе; эпохи церковной истории; общая и индивидуальная эсхатология.
Философия Откровения считает невозможным выводить существование из сущности даже применительно к абсолютному. Спекулятивный рационализм характеризуется как «отрицательная» философия, оперирующая с абсолютным только как сущностью и полностью абстрагирующаяся от его действительности. Ей противопоставляется «положительная философия», или т. н. «априорный эмпиризм», в котором само свободное вопрошание мыслящего об актуальном существовании Бога рассматривается как особый «метафизический опыт».
Общеонтологическая часть философии Откровения дает развернутый ответ на вопрос «Почему есть нечто, а не ничто?» и представляет собой креационистское учение, тщательно разработанное на основе идеи о всеедином Боге. Всеединый Дух мыслится как неразличимое единство трех бытийных сил-потенций, образующих различные аспекты возможного его отношения к еще не сотворенному бытию (в-себе-сущий Дух как «способность быть», для-себя-сущий Дух как «необходимость быть» и у-себя-сущий Дух как «долженствование»). В творении потенции по свободному решению Творца «напрягаются», их равновесие нарушается, и они выступают в различии как космические демиургические силы. Творение изображается как постепенный процесс восстановления гармонического равновесия потенций, имеющий два аспекта — теогонический (воссоединенные потенции становятся личностями и образуют три ипостаси Троицы) и космогонический (разные взаимные положения потенций образуют различные компоненты природного и духовного миров). Последняя и высшая тварь — всеединый первочеловек — содержит в себе все мироздание и образует живую связь между ним и тремя лицами Троицы. Первочеловек целиком свободен по отношению как к Богу, так и к потенциям. Благодаря этому оказывается возможным расторжение теоантропокосмического единства актом свободного произволения первочеловека, которым он выводит потенции из равновесия и полагает основание нового процесса, тем самым «отпадая» от Бога и порождая внебожественный мир.
Отпадение делает необходимым восстановление единства Бога в сознании тварного существа и действительное воссоединение Бога и человека, обозначаемое понятием Откровения. Действительному Откровению предшествует приуготовляющий его мифологический процесс, в котором потенции, действующие теперь в сознании, постепенно распознаются как лики единого Бога.
Ист.; SchellingF. W. I. Briefe und Dokumente, Bd. 1—3. Bonn, 1962-75; Idem. Stuttgarter Privatvorlesungen. Torino, 1973; Шеллинг Ф. В. И. Философские исследования о сущности человеческой свободы. Бруно, или О божественном и есгественном начале вещей. СПб., 1908. Лит.: Kasper W. Das Absolute in der Geschichte. Mainz, 1965; Hayner P. C. Reason and existence: Schellings philosophy of history. Leiden, 1967; Schoepsdau W. Die Evidenz Gottes im Mythos. Schellings Spatphilosophie und die Theologie. Mainz, 1972; Korsch D. Der Grund der Freiheit. Munch., 1980. См. также лит. к ст. Шеллинг.
П. Н. Резвых

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
3.44 мб

Философия Канта и религия Откровения

Печурчик Юзеф Юзефович
Светский подход и терминологию Канта при исследовании религии можно объяснить борьбой против схоластического богословия.
Читать PDF
542.86 кб

Музыкально-философские откровения скрябинской поэмы

Чупахина Татьяна Ивановна
В статье рассматривается музыкально-философские воззрения русского композитора А.Н. Скрябина как ярчайшего представителя «серебряного века».
Читать PDF
336.47 кб

Выражение, слово и откровение в философии Семена Л. Франка

Элен Петер
С.Л. Франк в своем философском творчестве сумел интегрировать персоналистическую феноменологию XX в. в онтологическое мышление христианского неоплатонизма.
Читать PDF
307.30 кб

АВТОНОМИЯ РАЗУМА И РЕЛИГИЯ ОТКРОВЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ ГЕРМАНА КОГЕНА

Белов В.Н.
В статье обосновывается мысль о том, что философия религии Когена является попыт-кой синтеза кантианства и иудаизма, анализируются основные идеи главы марбург-ской школы неокантианства, которые, по его мнению, должны были осуществ
Читать PDF
324.30 кб

ОТКРОВЕНИЕ КАК СЛОВО БОГА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ ДИСКУРСОВ У КАРЛА БАРТА

Пылаев М.А.
В статье анализируется концепция Слова Бога в теоцентристской теологии К. Бар-та, а также ряд аспектов теологии раннего К. Барта в рамках их фундированности философией.
Читать PDF
375.79 кб

Истина как откровение: у истоков понятия истины в ранней греческой философии

Буланенко Максим Евгеньевич
Понятие истины возникло в ранней греческой философии, притязавшей на знание действительности «как она есть» и отграничивавшей себя от предшествовавшей традиции (в том числе религиозной) как лишённой этого знания.
Читать PDF
311.04 кб

Между верой сердца и благочестием разума: как Кант не стал философом откровения

Судаков Андрей Константинович
На основе анализа первого раздела «Религии в пределах только разума» Канта предпринимается попытка показать, что в Kантовой философии религии, наряду с бросающейся в глаза перспективой автономистически-просвещенческой «религии раз
Читать PDF
311.76 кб

Естественная теология и естественное Откровение в социально-философском дискурсе

Шабатура Любовь Николаевна, Майоров Дмитрий Николаевич
Рассматривается традиционная философская проблема соотношения разума и веры в контексте социально-философского дискурса.
Читать PDF
374.12 кб

И. Кант. Об Откровении (из «Лекций о философском учении о религии», раздел «Моральная теология»)

Крыштоп Людмила Эдуардовна
Читать PDF
266.77 кб

2012. 03. 019. Лукьянов А. В. «Философия откровения» Ф. В. Й. Шеллинга и ее эвристический смысл: мон

Дмитриева Н. А.
Читать PDF
406.91 кб

«После Христа нехристианская философия невозможна» (о кн. Д. К. Бурлаки «Мышление и Откровение. Сист

Емельянов Б. В.

Похожие термины:

  • Философия откровения позднего Шеллинга

    В 1841-1842 гг. Шеллинг читал в Берлине, этой недавней цитадели гегельянства, цикл лекций под общим названием «Философия откровения». Среди публики были политики, чиновники, военные, университетские п
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения

    "Философия свободы", развитая Шеллингом в работе «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809) и более поздних произведениях, служит продолжением и переосмыслением идей его ран