Философия науки. Связь между наукой и философией
Философия науки. Связь между наукой и философией
«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. СВЯЗЬ МЕЖДУ НАУКОЙ И ФИЛОСОФИЕЙ» («Philosophy of Science. The Link Between Science and Philosophy») — книга австро-амер. философа науки Филиппа Франка. Издана в Нью-Йорке в 1957 г.; рус. пер. — М., 1960. В работе анализируется проблема взаимоотношения науки и философии. В античности и в средние века философия и наука были звеньями одной цепи. В 17 в., в период становления экспериментального естествознания, произошел разрыв этой цепи, который сохраняется и поныне. Цель книги — обосновать необходимость восстановления утраченной связи между наукой и философией. Эта задача возлагается автором на философию науки. Центральными для философии науки являются вопросы о том, как совершается переход от обыденного опыта здравого смысла (данных наблюдений) к общим принципам науки, на каких основаниях эти принципы признаются в качестве истинных. Наука начинается с данных наблюдений, обобщение которых посредством индуктивных выводов или воображения приводит к общим принципам науки. Труд ученого состоит из трех частей: 1) выдвижения принципов; 2) выведения логических заключений из этих принципов для получения относящихся к ним наблюдаемых фактов; 3) экспериментальной проверки этих фактов. Общие принципы могут быть очень далеки от обыденного здравого смысла, что существенно затрудняет их понимание. Чем больше наука продвигается в своих теоретических построениях, тем более удаленными от обыденного здравого смысла становятся ее принципы. Роль философии состоит в том, чтобы восстанавливать их связи с интуитивно понятными представлениями. Философия стоит в конце обозначенной выше цепи, где законы науки выводятся из интеллигибельных, самоочевидных принципов. Интеллигибельность общих законов лежит в их видимой аналогии с хорошо известными нам наблюдениями. Принципы становятся непонятными, когда они теряют эту аналогию, как это случилось с принципами квантовой механики и теории относительности (С. 106). Вместе с тем, по мнению Франка, в развитой науке роль интеллигибельных принципов начинают играть законы фундаментальных научных теорий. Это происходит по мере того, как эти теории все больше доказывают свою успешность в плане технологических приложений. Данные наблюдений не детерминируют однозначно характер и содержание общих принципов науки, в связи с чем в их признании определенную роль играют социальные факторы. К таковым автор относит способность теорий поддерживать существующую идеологию. В качестве научных критериев выбора между теориями Франк называет их согласие с наблюдаемыми эмпирическими данными и простоту. Простота может пониматься в смысле принципа экономии в науке. Смысл его состоит в установлении небольшого числа исходных принципов, из которых можно вывести как можно больше фактов. Мечтой науки является выведение всех фактов из одного принципа. Если нет небольшого числа принципов, если нет простоты, то нет и науки (С. 109—ПО). Простота, как критерий выбора теории, интерпретируется Франком также в «динамическом» смысле: среди конкурирующих эмпирически эквивалентных теорий предпочитается та, которая больше способствует экспансии науки в область неизвестного. Поскольку в принятии теорий большую роль играют социальные и психологические факторы, философия науки трактуется как часть науки о человеке. Е.А. Мамчур