метанаука, предметом которой является лингвистика. Т.к. предмет лингвистики — язык, то часто Ф. л. приравнивают к философии языка. Такое приравнивание содержит в себе опасность забвения концептуального аппарата лингвистических теорий, что, разумеется, нежелательно. С учетом этого замечания рассмотрим, как философы интерпретировали природу языка. Для Платона (см.) имя подражает сущности предмета. Христианские богословы считали, что способность языка дарована человеку Богом. Дж. Локк (см.) рассматривал слова как знаки предметов и их психических образов. В начале XIX в. философия языка продуктивно разрабатывалась немецким философом и лингвистом В. Гумбольдтом. Язык он понимал как источник и результат духовной деятельности народа. Значительно позднее, в середине XX в., мысль о самостоятельности языка выразил в парадоксальной формулировке М. Хайдеггер (см.): не человек говорит, а язык говорит человеку.
Принципиально новую веху в осмыслении языка открыл Ф. де Соссюр, основатель структурной лингвистики. Он считал язык социальной системой знаков, концептуальный строй которого знаменует его структура. Подход Соссюра был конкретизрован Н. Хомским, внимательно проанализировавшим синтаксические правила языка. В отличие от него Л. Ельмслев сделал акцент не на синтаксическом, а на семантическом аспекте языка. В рамках аналитической философии реа- лизовывались два направления в анализе языка. Одно из них состояло в тесной координации языка и логики. В этом отношении преуспели, в частности, Г. Фреге, Б. Рассел, С. Крипке и Р. Монтегю. Второе направление выразилось в особом внимании к прагматике естественного языка. Л. Витгенштейн (см.) провозгласил значением слова его употребление. Дж. Остин и Дж. Серл развили теорию иллокутивных и перлокутивных речевых актов.
Тема языка стала центральной для всех постструктуралистов и постмодернистов. М. Фуко сосредоточил свое внимание на практике дискурсов. Ж. Деррида (см.) придал первостепенное значение преобразованию, деконструкции текстов, сообщению им шанса поэмы. Ю. Кристева развила концепцию интертекстуальности. Вслед за Ж.-Ф. Лиотаром постмодернисты стали рассматривать агонистику языковых игр. Повернулись в сторону семиотики и прагматики и немецкие философы. Для К.-О. Апеля (см.) и Ю. Хабермаса (см.) язык есть трансцендентальное условие и философии, и науки.
Таким образом, философы придали теме языка необычайную заостренность. Они в значительной степени способствовали развитию лингвистических теорий, но определенность последних они учитывают явно недостаточно. К тому же вряд ли правомерно абсолютизировать язык, забывая о том, что есть еще мир ментальности и, наконец, материальных объектов.