ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
По свидетельству В. В. Зеньковского, русская философская мысль «сплошь историософична», постоянно обращена к вопросам о началах и конце истории, о ее сокровенном смысле и путях его постижения, о ее всеобщих началах и уникальности исторического пути отдельных народов и цивилизаций, о соотношении «данности» и заданности исторического процесса, прогресса и возврата к началам исторического бытия, конечности исторических времен и эсхатологической вечности. Через исторические судьбы человечества русские мыслители ищут синтетическое единство всех сторон исторической реальности, всех движений человеческого духа. К универсализму в постижении исторических судеб человечества русская философия истории, развиваясь в общем русле европейской философской мысли, шла через осмысление исторической миссии России в мировом процессе.
Предпочтительный интерес философии истории в России к истолкованию исторического процесса отнюдь не вытеснил интерес к проблемам исторического знания, к вопросу, «как возможно историческое знание».
В общем развитии философии истории в России можно условно выделить четыре этапа: 1) поиски духовных «начал» русской истории, мессианского призвания «Святой Руси»; 2) становление русской философии истории в результате осмысления европейской философско-исторической традиции в ее приложении к истории России; 3) опыт самоопределения основных направлений философии истории; 4) развитие оригинальных историософских систем на основе синтеза знания и веры.
Поиски смысла и начал исторического бытия русского народа и государства издавна становятся предметом «древнего любомудрия» и находят выражение в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (сер. 11 в.), в «Повести временных лет» (нач. 12 в.), а также в комплексе текстов, связанных с разработкой идеологемы «Москва — Третий Рим», заложивших основы русского мессианизма.
Возникновение философии истории в России обычно связывают с именем Чаадаева. Сопоставив в своих «Философических письмах» две модели исторического развития Европы и России с точки зрения их соответствия замыслам Провидения, он приходит к выводу, что Россия как бы выпала из его замыслов. Вызов, брошенный Чаадаевым, получил продолжение в полемике славянофилов и западников. Расходясь в понимании и оценке исторического прошлого России, они сходились в критическом отрицании ее настоящего и в стремлении предвосхитить ее будущее. Но в то время как славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. и И. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин) историческую миссию России видели в особом пути ее развития, западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин), исходя из идеи универсальности исторического процесса, связывали будущее России с ее возвращением в лоно европейской цивилизации, с призванием России ответить на поставленные, но не решенные Западом вопросы.
Спор славянофилов и западников привел к разработке общих философско-исторических проблем. Герцен идеям провиденциализма и телеологизма противопоставил оригинальную концепцию исторического «алогизма» и «импровизации истории». Развивая идеи западного позитивизма, философия истории в России выдвигает идею зависимости прогресса от степени участия в нем личностного начала — «критически мыслящей личности» (П. Д. Лавров), и субъективный метод, который побуждает участника прогресса и его исследователя становиться на ту сторону, где личность может восторжествовать (Н. К. Михайловский). Другим направлением, во многом опередившим европейскую философско-историческую мысль, являются теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и А. Н. Леонтьева, в которых история предстала как «разноместное и разновременное» развитие человечества, в ходе которого она проходит стадии «первичной простоты», «цветущей сложности» и «вторичного смесительного упрощения». Материалистическое понимание истории получило в России форму исторического монизма (Г. В. Плеханов).
Новым словом в объяснении исторического процесса стала религиозная философия, давшая своеобразный синтез философии всеединства Вл. С. Соловьева и легального марксизма. В философии всеединства история рассматривается как Богочеловеческий процесс, что предполагает совершенно иное понимание различных сторон человеческого бытия — веры, знания и добра, исторического времени и вечности, конца истории, трансцендентной идеи и ее реализации в тварном, посюстороннем мире. Идеи Соловьева получили развитие в концепции «религиозного материализма» С. Н. Булгакова, истории как сферы реализации «симфонической личности» Л. П. Карсавина, всеединства истории как ее непостижимой тайны, которая постигается через постижение ее непостижимости (С Л. Франк). Особое место в этом ряду занимает философия истории Я. А. Бердяева, которая, будучи философией творчески динамической, дуалистически-плюралистической и эсхатологической, берет человека в совокупности действия всех мировых сил, т. е. в величайшей полноте и величайшей конкретности. В философии истории Бердяев видел один из путей к познанию духовной действительности высшего порядка, путь к установлению тождества между человеком и историей, между судьбой человека и метафизикой истории. Убежденный в конце эмпирической истории, он видел в эсхатологии начало ее нового зона.
Логико-методологические и гносеологические проблемы исторического знания широко обсуждали такие историки, как Б. Виппер, А. Лаппо-Данилевский, Н. И. Кареев, и философы В. Ф. Асмус, М. М. Бахтин, М. С. Каган и др.
Лит.: Зенъковский В. В. История русской философии, т. 1—2. Л., 1991; Философия истории в России. Антология. М., 1994; НовиковаЛ. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М., 1997.
Л. И. Новикова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
145.60 кб

Бюрократия в российской философии истории

Губбыева Зульфия Османовна
Синтезируются социально-философский и исторический подходы к исследованию роли чиновничьего аппарата российского государства.
Читать PDF
10.63 мб

Российская философия истории: опыт понимания

Никольский Сергей Анатольевич
Интерес к отечественной философии истории, возникший вновь после длительного перерыва около тридцати лет назад, наблюдается и сегодня.
Читать PDF
4.20 мб

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ В XX В

Тимощук Алексей Станиславович
Статья посвящена исследованию вопроса соотношения модернизации и социальной памяти. Актуальность темы обусловлена как теоретически, так и практически.
Читать PDF
316.85 кб

Проблемы восприятия истории российской философии

Агапов Олег Дмитриевич
Статья посвящения исследованию проблем восприятия генезиса, периодов развития, методов и форм познания российской философии.
Читать PDF
356.90 кб

Из истории спиритуалистической философии в России

Ивлева М.И.
Исследуется практически не изучавшееся до сих пор направление в русской философии конца XIX начала ХХ в. Показаны философские воззрения таких представителей спиритуализма в России, как Г. Тейхмюллер, Е. Бобров и Я. Озе.
Читать PDF
285.16 кб

Уроки истории российской социальной науки и философии

Федотова Валентина Гавриловна
В статье ставятся актуальные проблемы развития отечественной науки и философии и предлагаются ответы на некоторые обвинения, которые можно нередко слышать в отношении российской социальной науки.
Читать PDF
230.17 кб

Первый философ и физик в истории академии наук России

Кузнецов Владимир Александрович
Петербургская академия наук как первое научное учреждение в истории России была создана в 1724 г. указом Петра I.
Читать PDF
187.13 кб

Формирование диалога в истории российской социальной философии

Шикина Татьяна Сергеевна
Раскрыто формирование диалога в истории российской социальной философии как социокультурного явления, являющегося условием самосохранения, воспроизводства человечества. Прослеживается развитие идеи диалога от М. М. Бахтина, В. С.
Читать PDF
1.08 мб

Философская компаративистика в России: история и современность

Колесников Анатолий Сергеевич
Межцивилизационные взаимодействия, ставшие устойчивой тенденцией мировой истории уже в колониальную эпоху, являются объективной данностью для становления культуры и философии в России.
Читать PDF
130.12 кб

Идея России: особенности современной философии русской истории

Бойко П.Е., Сумин О.Ю
Статья является частью общего замысла дать целостное видение логики современной российской истории как необходимой составляющей всемирно-исторического процесса, в которой тотальность идеи и духа России раскрывается в единстве русс
Читать PDF
261.27 кб

Возможность самосознания: историки философии в современной России

Власова Ольга Александровна
Предлагается детальное рассмотрение современной отечественной историко-философской ситуации.
Читать PDF
116.13 кб

Методология современных российских историко-философских исследований

Кротов Артем Александрович
В статье на примере концепций двух известных российских авторов (Т.И. Ойзерман, В.В. Соколов) рассматриваются тенденции в области современных историко-философских исследований.
Читать PDF
4.57 мб

Философское осмысление ключевых веков российской истории Ч. I – XIV век

Николай Николаевич Кожевников, Вера Софроновна Данилова
Читать PDF
412.11 кб

Проблема роли России в мировом развитии: философско-исторический подход

Пантин Владимир Игоревич
В статье на основе философско-исторического подхода анализируется проблема роли и места России в мировом развитии.
Читать PDF
473.46 кб

Обновление системы мировоззрения в России: историко-философские условия

Классен Эрих Гергардович
Современным россиянам необходимо новое философское мировоззрение.