ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА
(Wirtschaftsphilosophie) — рассмотрение хозяйства, экономики с философской точки зрения, в особенности исследование ценности хозяйства в связи с культурой вообще, а также связей между всеобщими мировоззренческими принципами и хозяйственными теориями какой-либо эпохи. Основные проблемы философии хозяйства обсуждаются сегодня с новых точек зрения — как философские проблемы политической экономии, социологии и политологии. Решающее значение имеет при этом философская антропология, которая при всех предполагаемых закономерностях событий в хозяйственной области постоянно делает ссылку на человека, которого никогда нельзя до конца изучить, на его непредсказуемость в социальной и политической жизни.
Н. Freyer. Die Bewertung der Wirtschaft im philos. Denken des 19 Jh. s, 1921; H. Weber, P Tischleder. Wirtschaftsethik, 1931; A. Berle. Die kapitalistische Revolution des 20. Jh.s, 1958; С. E. Weber. Die Kategorien des ökonomischen Denkens, 1958; F. Jonas. Das Selbstverständnis der Ökonom. Theorie, 1964; G. Hartfiel. Wirtschaft und soziale
Rationalität, 1968; R. Lay. Ethik für Wissenschaft und Politik, 1983; K. Lefringhausen. Wirtschaftsethik im Dialog, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА
философская теория о хозяйстве, является частью философии в целом, так же как философия права, религии, искусства И т.д. Это познание хозяйственной жизни в целом в теоретической форме, предполагающее проблематизацию и личностный подход. Философия хозяйства не имеет дела с конкретными явлениями; она автономна и парадоксальна, обладает гуманистическим характером. Задача философии хозяйства - понять мир как объект хозяйственного воздействия, осмыслить процесс воспроизводства человека как субъекта хозяйства и проанализировать его деятельность в этом аспекте. Философия хозяйства ставит и пытается решать следующие вопросы: что такое хозяйство? как оно возможно? есть ли в нем какой-то смысл? что является основанием хозяйства? каково место человека в хозяйстве? как взаимосвязаны личное к безличное, субъект и. объект, свобода и необходимость, природа и культура?
Существует несколько направлений в философии хозяйства. Наиболее распространенным до последнего времени являлся экономический материализм (экономический детерминизм), КОГДА жизнь понимается прежде всего как процесс хозяйственный и все подчинено производству материальных благ для удовлетворения растущих потребностей. Так, в марксизме существует примат производства, определяющий как сознание, так и историческое бытие в целом. Образцом экономического материализма является классическая политэкономия и современная неоклассическая теория. Другое направление в философии хозяйства рассматривает хозяйство через призму онтологии, космологии и антропологии, т. е. осмысление проблем хозяйства осуществляется прежде всего как философских, и философия органически объединяет экономическое, правовое, социологическое, психологическое знание. В русской философии данное направление представлено, в первую очередь, такими философами, как Н. А. Бердяев («Философия неравенства», «Смысл истории» и др.); С. Н. Булгаков («Философия хозяйства», «Свет невечерний», 1917), Федоров Н. Ф. («Философия общего дела». Т. I. 1906; Т. 2. 1913; Т. 3).
В современной западной мысли аналогом философии хозяйства можно считать институциональную теорию, расположившуюся на стыке экономической теории, философии, психологии, истории, права. Основным понятием является «институт», под которым понимают: правила, нормы, регулирующие поведение человека, создающие условия для его стабильного существования и воспроизводства; господствующий способ мышления, а также стереотипы поведения, общественные привычки, народные предрассудки; коллективные действия по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия; структуру экономического механизма; словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Представителями данного направления являются: Т. Веблен, У. Гамильтон, Дж. Р. Коммонс, У. С. Митчелл, Д. Норт, Д. Фостер, Дж. М. Ходжсон. В современной России проблемами философии хозяйства занимается Осипов Ю. М. («Опыт философии хозяйства», 1990).

Источник: Краткий философский словарь 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
192.21 кб

Философия хозяйства

Сафронов Игорь Александрович
В статье рассматриваются философско-методологические аспекты исследования взаимосвязи человека и хозяйства, что является необходимым для построения научной теории хозяйства.
Читать PDF
217.31 кб

Ноосферный вектор в философии хозяйства

Субетто Александр Иванович
В 2008 году исполнилось 10 лет альманаху «Философия хозяйства» 20 лет парадигме философии хозяйства, предложенной Ю.М. Осиповым, основавшим 15 лет назад научную школу философии хозяйства на базе МГУ.
Читать PDF
22.63 кб

Предметное поле русской философии хозяйства

Синенко Лариса Владимировна, Барковский Геннадий Францевич
В статье авторы рассматривают проблемы философии хозяйства, поставленные в трудах отечественных мыслителей.
Читать PDF
365.08 кб

Философия хозяйства классических евразийцев

Исаева Оксана Сергеевна
Статья посвящена оригинальному философскому течению русского зарубежья классическому евразийству. Рассматривается хозяйственно-экономическое учение П. Н. Савицкого и Н. Н. Алексеева в контексте философии хозяйства евразийцев.
Читать PDF
167.18 кб

Философия хозяйства versus философия экономики?

Геннадий Францевия Барковский
В данной статье рассматривается взаимосвязь философии с экономикой в контексте различных экономических теорий, показывается общность категориального аппарата философии экономики и философии хозяйства, единство методов познания.
Читать PDF
363.12 кб

Социокультурные традиции России и философия хозяйства

Савка А. В.
Читать PDF
94.89 кб

Проблема труда и хозяйства в философии Н. А. Бердяева

Волосатова Мария Александровна
Анализируется проблема труда и хозяйства в философии Н.А. Бердяева. Раскрываются философские взгляды Н.А. Бердяева на хозяйственные процессы через призму творческого призвания человека.
Читать PDF
540.87 кб

М. В. Ломоносов как создатель учения о философии хозяйства

Смагина Валентина Викторовна
В статье подчеркнут вклад М.В.
Читать PDF
706.88 кб

Философия хозяйства: хозяйственная культура калмыцкого этноса

Бадмаев Валерий Николаевич
Статья посвящена анализу взаимосвязи национальной идентичности и хозяйственной культуры. Отмечается, что хозяйственная деятельность всегда протекает в культурном контексте.
Читать PDF
256.21 кб

Труд как основополагающий феномен жизни в философии хозяйства

Тутов Л. А.
Читать PDF
285.88 кб

Ф. М. Достоевский и книга С. Н. Булгакова «Философия хозяйства»

Новикова Елена Георгиевна
Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия русской литературы и русской религиозной философии. В работе выявлено, что существенную роль в формировании религиозно-философской концепции С.Н.
Читать PDF
429.21 кб

Философия хозяйства по С. Н. Булгакову: антропологический аспект

Назарова Г.Ф., Панамарчук Д.К.
Булгаков С.Н. рассматривал хозяйство как жизнь, жизнь как хозяйство.
Читать PDF
96.53 кб

Хозяйственная природа научного знания в философии С. Н. Булгакова

Легостаев А. С.
В статье исследованы концептуальные основания научного знания в философии С.Н. Булгакова. На основании анализа философских текстов С.Н.
Читать PDF
26.59 кб

Методологическая апология предметности русской философии хозяйства

Синенко Лариса Владимировна, Барковский Геннадий Францевич
В статье анализируются особенности генезиса идей философии хозяйства как вида философского знания, имеющего системные связи с ее социальной частью, антропологией и аксиологией, религиозной философией.
Читать PDF
69.59 кб

Рецензия на учебное пособие А. В. Савки «Основы философии хозяйства»

Орехов Андрей Михайлович

Похожие термины:

  • ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство

    философский труд С. Н. Булгакова. Впервые опубликован в 1912 в Москве в издательстве «Путь» и в этом же году защищен как докторская диссертация по философии. В 1913 переведен на немецкий язык, а в 1930 — н