(Wirtschaftsphilosophie) — рассмотрение хозяйства, экономики с философской точки зрения, в особенности исследование ценности хозяйства в связи с культурой вообще, а также связей между всеобщими мировоззренческими принципами и хозяйственными теориями какой-либо эпохи. Основные проблемы философии хозяйства обсуждаются сегодня с новых точек зрения — как философские проблемы политической экономии, социологии и политологии. Решающее значение имеет при этом философская антропология, которая при всех предполагаемых закономерностях событий в хозяйственной области постоянно делает ссылку на человека, которого никогда нельзя до конца изучить, на его непредсказуемость в социальной и политической жизни.
Н. Freyer. Die Bewertung der Wirtschaft im philos. Denken des 19 Jh. s, 1921; H. Weber, P Tischleder. Wirtschaftsethik, 1931; A. Berle. Die kapitalistische Revolution des 20. Jh.s, 1958; С. E. Weber. Die Kategorien des ökonomischen Denkens, 1958; F. Jonas. Das Selbstverständnis der Ökonom. Theorie, 1964; G. Hartfiel. Wirtschaft und soziale
Rationalität, 1968; R. Lay. Ethik für Wissenschaft und Politik, 1983; K. Lefringhausen. Wirtschaftsethik im Dialog, 1988.
ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА
ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА
философская теория о хозяйстве, является частью философии в целом, так же как философия права, религии, искусства И т.д. Это познание хозяйственной жизни в целом в теоретической форме, предполагающее проблематизацию и личностный подход. Философия хозяйства не имеет дела с конкретными явлениями; она автономна и парадоксальна, обладает гуманистическим характером. Задача философии хозяйства - понять мир как объект хозяйственного воздействия, осмыслить процесс воспроизводства человека как субъекта хозяйства и проанализировать его деятельность в этом аспекте. Философия хозяйства ставит и пытается решать следующие вопросы: что такое хозяйство? как оно возможно? есть ли в нем какой-то смысл? что является основанием хозяйства? каково место человека в хозяйстве? как взаимосвязаны личное к безличное, субъект и. объект, свобода и необходимость, природа и культура?
Существует несколько направлений в философии хозяйства. Наиболее распространенным до последнего времени являлся экономический материализм (экономический детерминизм), КОГДА жизнь понимается прежде всего как процесс хозяйственный и все подчинено производству материальных благ для удовлетворения растущих потребностей. Так, в марксизме существует примат производства, определяющий как сознание, так и историческое бытие в целом. Образцом экономического материализма является классическая политэкономия и современная неоклассическая теория. Другое направление в философии хозяйства рассматривает хозяйство через призму онтологии, космологии и антропологии, т. е. осмысление проблем хозяйства осуществляется прежде всего как философских, и философия органически объединяет экономическое, правовое, социологическое, психологическое знание. В русской философии данное направление представлено, в первую очередь, такими философами, как Н. А. Бердяев («Философия неравенства», «Смысл истории» и др.); С. Н. Булгаков («Философия хозяйства», «Свет невечерний», 1917), Федоров Н. Ф. («Философия общего дела». Т. I. 1906; Т. 2. 1913; Т. 3).
В современной западной мысли аналогом философии хозяйства можно считать институциональную теорию, расположившуюся на стыке экономической теории, философии, психологии, истории, права. Основным понятием является «институт», под которым понимают: правила, нормы, регулирующие поведение человека, создающие условия для его стабильного существования и воспроизводства; господствующий способ мышления, а также стереотипы поведения, общественные привычки, народные предрассудки; коллективные действия по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия; структуру экономического механизма; словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Представителями данного направления являются: Т. Веблен, У. Гамильтон, Дж. Р. Коммонс, У. С. Митчелл, Д. Норт, Д. Фостер, Дж. М. Ходжсон. В современной России проблемами философии хозяйства занимается Осипов Ю. М. («Опыт философии хозяйства», 1990).
Существует несколько направлений в философии хозяйства. Наиболее распространенным до последнего времени являлся экономический материализм (экономический детерминизм), КОГДА жизнь понимается прежде всего как процесс хозяйственный и все подчинено производству материальных благ для удовлетворения растущих потребностей. Так, в марксизме существует примат производства, определяющий как сознание, так и историческое бытие в целом. Образцом экономического материализма является классическая политэкономия и современная неоклассическая теория. Другое направление в философии хозяйства рассматривает хозяйство через призму онтологии, космологии и антропологии, т. е. осмысление проблем хозяйства осуществляется прежде всего как философских, и философия органически объединяет экономическое, правовое, социологическое, психологическое знание. В русской философии данное направление представлено, в первую очередь, такими философами, как Н. А. Бердяев («Философия неравенства», «Смысл истории» и др.); С. Н. Булгаков («Философия хозяйства», «Свет невечерний», 1917), Федоров Н. Ф. («Философия общего дела». Т. I. 1906; Т. 2. 1913; Т. 3).
В современной западной мысли аналогом философии хозяйства можно считать институциональную теорию, расположившуюся на стыке экономической теории, философии, психологии, истории, права. Основным понятием является «институт», под которым понимают: правила, нормы, регулирующие поведение человека, создающие условия для его стабильного существования и воспроизводства; господствующий способ мышления, а также стереотипы поведения, общественные привычки, народные предрассудки; коллективные действия по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия; структуру экономического механизма; словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Представителями данного направления являются: Т. Веблен, У. Гамильтон, Дж. Р. Коммонс, У. С. Митчелл, Д. Норт, Д. Фостер, Дж. М. Ходжсон. В современной России проблемами философии хозяйства занимается Осипов Ю. М. («Опыт философии хозяйства», 1990).
Источник: Краткий философский словарь 2004