Филон из Лариссы

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Филон из Лариссы

?????) (2–1 вв. до н.э.) – антич. философ, глава 4-й Академии платоновской. Сведения о нем скудны. В 80-х гг. 1 в. до н.э. в Риме его слушал Цицерон, изложивший воззрение ученика Ф. – руководителя 5-й Академии Антиоха. Переводя Академию с позиций скептицизма на позиции догматизма, Ф. приближался к стоицизму. Будучи вначале учеником академич. скептиков Карнеада и Клитомаха, стал придавать особое значение этике, различая хорошее и дурное, положительные и отрицат. поступки, т.е. признавая оценочный критерий. Стоич. "воздержание" (?????) от всякого познавания вещей Ф. отрицал, но абсолютного знания и критериев истины не признавал, базируясь только на вероятности. Лит.: Hermann С. F., De Philone Larissaeo, G?tt., 1851; его жe, De Philone Larissaeo disputatio altera, Gott, 1855; ?eller Ed., Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 5 Aufl., 1 Abt., Tl 3, Lpz., 1923, S. 609–18. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Филон из Лариссы

159/158 — 84/83 до н. э.) — последний глава основанной Платоном Академии. Его схолархат — эпоха т. н. «4-й Академии». Еще на родине Филон слушал ученика Карнеада Калликла. Ок. 24 лет приехал в Афины и в течение 14 лет был слушателем Клитомаха, после его смерти стал во главе Академии (Acad. Ind. XXXIII), единство позиции которой подчеркивал (Cic. Acad. 113). В 88 из-за войны с Митридатом уезжает в Рим, где пишет сочинение («римские книги»), ставшее поводом для разрыва с ним его ученика Антиоха Аскамнского (Cic. Acad. II 11). Вероятно, Филон не вернулся в Афины.
Арий Дидим (ар. Stob. II 7, 2) приводит большую выдержку из его сочинения «Основные разделы философии» ( ). Вероятно, на какое-то сочинение Филона опирается «Лукулл» Цицерона (64—146); его влияние усматривалось также во всех пяти книгах «О природе богов», «Об ораторе» (III 54—143), «О крайнем добре и крайнем зле» (кн. ГУ).
Филон поначалу придерживался строгой антистоической позиции своего учителя Клитомаха, признавая «воздержание от суждения» и «непостижимость» в качестве оппозиции стоическому учению о «постигающем представлении» (Luc. 111). Но постепенно принимает более мягкую позицию: хотя вещи не воспринимаемы в соответствии со стоическим критерием, они воспринимаемы в соответствии с природой вещей (Sext. Emp. Pyrrh. 1235). Нумений уточняет, что вместо стоического «постигающего представления» Филон стал признавать в качестве критерия «очевидность» () и согласованность () данных чувственного восприятия (фрг. 28,8—9). В поздний период Филон также отказался от полного отрицания риторики (Cic. Tusc. II 9). Мы не знаем его этических воззрений, но по введению к этическому разделу его «Основных разделов философии» видно, что он откликался (вероятно, прежде всего критически) на разработку в эллинистических школах основных пунктов этического учения: философия как медицина, необходимость очищения души от ложных мнений, учение о цели (счастье) и видах жизни, а также о законах государства и правилах частной жизни.
Несмотря на явственное изменение позиции Филона к концу жизни, руководимая им до 88 «4-я Академия», вероятнее всего, оставалась ортодоксально скептической. В то же время само его стремление отказаться от деления Академии на Древнюю и Новую и заново обосновать скептицизм ссылками на позицию Платона и Сократа было свидетельством общей тенденции этого периода вернуться к учениям и текстам основателя школы.
Фрагм.: Wisniewski B. Philon von Larisa. Testimonia und Kommentar. Breslau, 1982; Mette H. J. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon.- «Lustrum» 28-29, 1986-87, p. 9—24; Long A. A., SedleyD. N. (eds.). The Hellenistic Philosophers. Cambr.-L.—N.Y, 1987, vol. l, p. 438-67, vol. 2, p. 432-457.
Лит.: Gluckert. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978, p. 13—91, 391—420; TarranlH. Scepticism or Platonism? The Philosophy of the Fourth Academy. Cambr., 1985; GorlerW. Philon aus Larisa.— GGPh, Bd. 4: Die Hellenistische Philosophie, hrsg. v. H. Flaschar. Basel, 1994, S. 915-937.
Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

Филон из Лариссы

ФИЛОН ИЗ ЛАРИСЫ (????? 6 ??????????) в Фессалии (159/8-84/3 до н. э.), последний глава основанной Платоном Академии. Его схолархат - эпоха т. н. «4-й Академии». Еще у себя на родине Ф. слушал ученика Карнеада Калликла. Ок. 24 лет приехал в Афины и в течение 14 лет был слушателем Клитомаха, после смерти которого стал во главе Академии (IAHerc. XXXIII), единство позиции которой подчеркивал (Cic. Acad. I 13). В 88 до н. э. из-за войны с Митридатом уезжает в Рим, где пишет сочинение («римские книги»), ставшее поводом для разрыва с ним его ученика Антиоха Аскалонского (Cic. Acad. II 11). Вероятно, ?. не вернулся в Афины. Арий Дидим (ар. Stob. II 7, 2) приводит большую выдержку из его соч. «Основные разделы философии» (????????? ??? ???? ?????????? ?????). Вероятно, на какое-то сочинение Ф. опирается «Лукулл» Цицерона (64—146); его влияние усматривалось также во всех пяти книгах «О природе богов», «Об ораторе» (III 54-143), «О крайнем добре и крайнем зле» (кн. IV). Ф. поначалу придерживался строгой антистоической позиции своего учителя Клитомаха, признавая «воздержание от суждения» и «непостижимость» в качестве оппозиции стоическому учению о «постигающем представлении» (Luc. 111). Но постепенно принимает более мягкую позицию: хотя вещи невоспринимаемы в соответствии со стоическим критерием, они воспринимаемы в соответствии с природой вещей (Sext. Pyrrh. I 235). Нумений уточняет, что вместо стоического «постигающего представления» Ф. стал признавать в качестве критерия «очевидность» (eva/oyeia) и согласованность (????????) данных чувственного восприятия (фр. 28, 8-9). В поздний период Ф. также отказался от полного отрицания риторики (Cic. Tusc. II 9). Мы не знаем этических воззрений Ф., но по введению к этическому разделу его «Основных разделов философии» видно, что он откликался (вероятно, прежде всего критически) на разработку в эллинистических школах основных пунктов этического учения: философия как медицина, необходимость очищения души от ложных мнений, учение о цели (счастье) и видах жизни, а также о законах государства и правилах частной жизни. Несмотря на явственное изменение позиции Ф. к концу жизни, руководимая им до 88 «4-я Академия», вероятнее всего, оставалась ортодоксально скептической. В то же время само стремление Ф. отказаться от деления Академии на Древнюю и Новую и заново обосновать скептицизм ссылками на позицию Платона и Сократа было свидетельством общей тенденции этого периода вернуться к учениям и текстам основателя школы. Фрагм.: Wisniewski В. Philon von Larisa. Testimonia und Kommentar. Breslau, 1982; Mette H. J. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon, - Lustrum 28-29, 1986-1987, p. 9-24; LongA. ?., Sedley D. N. (ed.). The Hellenistic Philosophers. Camb.; L.; N. Y., 1987. Vol. I, p. 438-467. Vol. II, p. 432-157. Лит.: Glucker J. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978, p. 13-91, 391-420; Tarrant ?. Scepticism or Platonism? The Philosophy of the Fourth Academy. Camb., 1985; G?rler W. Philon aus Larisa, - GGPh, Antike 4, 1994, S. 915-937. Ю. А. ШИЧАЛИН

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь