ФИЛОЛАЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФИЛОЛАЙ
????????) и з К р о т о н а (5 в. до н.э.) – др.-греч. философ, представитель пифагореизма. В своей натурфилософии принимал учение Эмпедокла о четырех элементах, прибавляя к ним эфир, из к-рого, по Ф., состоит периферия космоса, представляемого в виде шара. Кроме того, началами являются беспредельное, предел (принцип определенности, порядка, закономерности) и числа, о к-рых Ф. развил спец. учение: числа есть принцип "возникновения" (более сложное возникает из простого: движение точки создает линию, движение линии – поверхность, движение поверхности – геометрич. тело), принцип различения геометрич. тел (точка – монада, линия – диада, поверхность – триада, геометрич. тело – тетрада), закономерность (монада – начало всего, а декада – самосущая идея всего совершающегося в мире) и даже принцип божеств. мира. Согласно Ф., все познается через число. В учении о душе Ф. придерживался взгляда орфиков, считая, что душа заключена в теле, как в темнице, из к-рой стремится освободиться. Критерием истины Ф. признавал разум, родственный природе и способный ее созерцать. Признавая гармонию противоположностей принципом природы и психики, Ф. конструировал свои космологические, биологические, медицинские и эстетич. концепции (тело и душа – соединение противоположностей, а болезнь – нарушение единства противоположностей, почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать меру в питании, температуре и т.п.; музыка есть приведение к единству многого, согласие разногласного и т.п.). В учении Ф., как и всего раннего пифагореизма, переплетались материалистич. тенденции (гл. обр. в космологии, астрономии, медицине) и идеализм (в учении о числах и душе) и содержались диалектич. идеи. Дошедшие до нас фрагменты произв. Ф. являются осн. первоисточниками о раннем пифагореизме. Фрагменты: Nestle W., Die Vorsokratiker in Auswahl ?bersetzt und herausgegeben, Jena, 1908; Diels E., Die Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 1, В., 1957; в рус. пер. в кн.: Маковельский ?., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, гл. 32. Лит.: Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, Halle, 1923; Raven J. E., Pythagoreans and Eleatiсs, Camb., 1948. А. Маковельский. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФИЛОЛАЙ
из Кротона (р. ок. 470 до н. э.), крупнейший представитель древнего пифагореизма. После разгрома Пифагорейского союза (454, поМинару) жил и учил в Фивах, а также в Таренте, где его учеником и преемником в качестве главы пифагорейской школы был Архит Тарентский. Имеются свидетельства о том, что Ф. дожил до 1-го путешествия Платона в Сицилию и Италию (388 до н. э.) и встречался с ним. Согласно надежной традиции, Ф.- первый представитель пифагорейской школы, опубликовавший ее учение. Фрагменты трактата Ф. «О природе», признаваемые в наст. время частично аутентичными - единств. прямой источник изучения древнего пифагореизма (в той фазе его развития, на к-рой он находился во 2-й пол. 5 в. до н. э.). Ф. конструирует «весь космос и все, что в нем» из «беспредельных и пределополагающих» элементов (в доксографии - «предел и беспредельное»). Синтез этих двух начал в упорядоченный космос возможен только благодаря Нму принципу - «гармонии», к-рая понимается как числовая пропорция (термин взят из теории музыки и одновременно означает октаву). Различные уровни бытия («природы») - нространственногеометрич., физич., биологич., психич. и ментальный - последовательно переводятся в арифметич. план и выражаются в числах, к-рые одновременно оказываются и их бытийной сущностью, и логич. определением (ср. свидетельство Аристотеля о том, что пифагорейцы первыми стали давать определения): трехмерная величина выражается в числе 4 (точка, линия, плоскость, тело), качество и цвет - 5, одушевленность - 6, интеллект, здоровье и трудноидентифицируемый феномен сознания, к-рый Ф. называл «свет», - 7, любовь, дружба и целесообразность мышления - 8. Особое место в онтологич. аритмологии Ф. занимала десятерица (декада), выражавшая предельную полноту и совершенство числового ряда и тем самым оказывавшаяся универс. формулой всего бытия.
Фрагменты Ф. содержат первую в истории греч. философии отчетливо формулированную гносеологич. теорию: «все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать». В космологии Ф.- творец первой негеоцентрич. системы: в центре Вселенной находится первозданное огненное тело (мифич. имена - Гестия, Крепость Зевса, Мать богов), вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звезд. Чтобы число космич. тел было совершенным (10) и воплощало полноту бытия, между «центр. огнем» и Землей постулировалась невидимая Антиземля. Изложение в трактате «О природе» начиналось с общих принципов бытия, переходило к космологии и теории элементов и завершалось физиологией и медициной (таков в целом порядок в «Тимее» Платона и в естеств.-науч. комплексе трактатов Аристотеля).

Источник: Советский философский словарь

ФИЛОЛАЙ
ФИЛОЛАЙ (????????) из Кротона (ок. 470 - после 400 до н. э.), пифагорейский философ и ученый. В результате антипифагорейского выступления ок. 450 бежал в Фивы, где долгое время жил и учил; в конце жизни, вероятно, переселился в Тарент. Сведения о его встрече с Платоном, посетившим Италию ок. 388, недостоверны. Ф. написал трактат «О природе», от которого дошло несколько десятков фрагментов и свидетельств. Спор об их аутентичности продолжался почти полтора века, сейчас подлинными признаются фрагменты В 1-7, 13, 17 и ряд свидетельств, остальные восходят к псевдопифагорейской литературе. Вопреки легендарной традиции, Филолай не был первым, кто опубликовал пифагорейское учение, ранее устное и тайное. До него книги писали Алкмеон, Гытгас, Менестор и Гиппон, которые, как и Ф., излагали собственные взгляды. Для Платона и Аристотеля книга Ф. была одним из важных источников по пифагореизму, однако первый относил к Филолаю лишь запрет самоубийства (А 1а), а второй - невнятное изречение (В 16). Многие идеи, которые античная док-сография, восходящая к Теофрасту, приписывает Ф., Аристотель передает просто как «пифагорейские».     Тематика трактата Ф. весьма обширна: от онтологии он переходит к гносеологии, затем к космологии и астрономии, касается других точных наук и заканчивает физиологией и медициной. Под влиянием элеатов Ф. модифицировал начала Пифагора («предел» и «беспредельное»). Его «космос» состоит из «беспредельных и пределополагающих вещей» (та аттеьра ??? ?? ???????????), которые объединяет и упорядочивает «гармония» (В 1). Воспитанный в традициях пифагорейской математики, Ф. первым ввел число и точные науки в целом в философский контекст, построив на их основе гносеологическую теорию. Как и Алкмеон, он полагал, что полное и достоверное знание о мире доступно лишь богам (В 6), но если Алкмеон предлагал основывать человеческое знание на «свидетельствах», то Ф. искал опору в математике и родственных ей науках. Его тезисы таковы: «если бы все было беспредельным, то невозможно было бы ничего познать» (В 3); «все, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать» (В 4). В них выражена близкая многим математикам идея: вещи познаваемы лишь в той мере, в какой они выразимы в числах. Ф. отнюдь не считал, что «все есть число» (так интерпретировал его Аристотель), его число - это не онтологическое начало, а функция «предела», который вносит определенность в этот мир, делая его тем самым познаваемым.     Как ученый Ф. проявил наибольшую оригинальность в астрономии. В отличие от раннепифагорейской системы, в центр небесной сферы он поместил не Землю, а огненное тело, Гестию (ср. огонь Гиппаса), первой возникшую в процессе космогонии (В 7). Вокруг нее по кругам равномерно вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звезд. Тела, более близкие к центру, вращаются быстрее: Земля делает оборот за сутки (это объясняет смену дня и ночи), Луна за месяц (поэтому лунный день в 15 раз длиннее земного, а лунные животные в 15 раз больше) и т. д. Солнце является стекловидным телом и отражает свет Гестии, которая, как и Антиземля, нам не видна, поскольку мы живем на обращенном в другую сторону полушарии. Антиземля была, вероятно, введена для объяснения большей частоты лунных затмений по сравнению с солнечными. Таково объяснение Филиппа Опунтского и Аристотеля (58 В 36), последний, впрочем, приводит еще одну, явно надуманную причину: желание довести число небесных тел до «совершенного числа» 10 (Met. 986alO). Между тем небесных тел в системе Ф. не 10, а 11, кроме того, число 10 никакой роли в пифагореизме не играло. Несмотря на ряд фантастических элементов, свойственных теориям многих досократиков, в целом система Ф. была серьезной попыткой объяснить небесные явления. Его последователи Гикет и Экфант заменили вращение Земли вокруг Гестии ее суточным вращением вокруг собственной оси.     Помимо астрономии Филолай обсуждал также арифметику (В 5), геометрию, которую он называл «метрополией» других наук (А 7а) и гармонику, дав математическое выражение музыкальных интервалов от октавы до полутона (В 6а). В физиологии Ф. следовал Алкмеону (мозг - центр сознания, А 13) и другим пифагорейцам (Гиппон, Менестор), объяснявшим деятельность организма взаимодействием теплого и холодного. Причины болезни он видел во влиянии внешних факторов на кровь, желчь и флегму (А 27).     Источники: DK I, 398^419; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 432-^6.     Лит.: Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Camb. (Mass.), 1972; Nussbaum M. Eleatic Conventionalism and Philolaus on the Condition of Thought, -HSCPh 83, 1979, p. 63-108; Huffman С A. Philolaus of Croton: Pythagorean and Presocratic. Camb., 1993; Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994; Он лее. Some Notes on Philolaus and the Pythagoreans, - Hyperboreus 4, 1998, p. 243-270. См. также лит. к ст. Пифагореизм.     Л. Я. ЖМУДЬ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь