ФИЛАРЕТ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИЛАРЕТ
(Вахромеев Кирилл Варфоломеевич, род. в 1935) - митрополит минский и белорусский, председатель отдела внешних церк. сношений Моск. патриархата, постоянный член синода.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФИЛАРЕТ
(Денисенко Михаил Антонович, род. в 1929) - митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины, постоянный член синода. Председатель Комиссии синода по вопросам христ. единства и Комитета продолжения работы Христ. мирной конференции.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФИЛАРЕТ
(Гумилевский Дмитрий Григорьевич, 1805 - 1866) - богослов и историк церкви. Основатель ряда церк.-историч. изданий, автор богослов, трудов и «Истории рус. церкви» (1847), написанной в духе дворянской историографии эпохи Н. М. Карамзина и Н. Г. Устрялова. Составитель фундамент. «Обзора рус. духовной литературы».

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФИЛАРЕТ
(Вознесенский, 1903 - 1986) - реакц. церк. деятель монархич. ориентации, митрополит. С 1965 глава архиер. собора и синода т. н, русской правосл. церкви за границей. Возглавив группировку после смерти митрополита Анастасия, твердо придерживался антисов. курса, выступив инициатором ряда враждебных акций, направленных против СССР и др. соц. стран.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФИЛАРЕТ
(Дроздов Василий Михайлович, 1782 - 1867) - митрополит Моск., богослов, опытный церк. администратор, красноречивый проповедник. Реакционер в политике, сделавший карьеру благодаря публичному одобрению царской расправы над декабристами. Консерватор в церк. делах, обскурант. Автор многочисл. богосл. сочинений, а также «Пространного катехизиса», по к-рому в царской России повсеместно изучался закон божий. Высоко чтится рус. правосл. церковью, идеологи к-рой замалчивают политич. реакционность Ф., к-рого В. И. Ленин назвал «попом-иезуитом».

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФИЛАРЕТ
Дроздов Василий Михайлович, 1782-1867) - с 1826 моек. митрополит, воинств, защитник царизма и крепост. права. Враг свободы и демократии, Ф. прославился молебном «за спасение от крамолы», к-рым отметил казнь декабристов. Ревностно следил, чтобы демократич. идеи и естеств.-научные знания не проникали в народ. Не раз выступал против материализма, атеизма, передовой лит-ры. Ф. был автором «Пространного катехизиса», изучавшегося на уроках закона божьего в дореволюц. России. Высоко чтится совр. рус. правосл. церковью как «толкователь св. писания», «мудрый учитель нравственности», «талантливый администратор».

Источник: Атеистический словарь

ФИЛАРЕТ
(Романов Федор Никитич, ок. 1554-1555 - 1633) - патриарх Моск. и всея Руси с 1619, отец царя Михаила, первого из рода Романовых, соперник Бориса Годунова при дворе. В кон. 1600 или нач. 1601 был насильно пострижен в монахи. Принимал участие в свержении Василия Шуйского (1610). Возглавил посольство к польскому королю Сигизмунду III, к-рое было захвачено в плен. Сразу по возвращении, когда Михаил уже занимал Моск. престол, Ф. был избран патриархом и возглавил правительство. Преследовал вольнодумство и ереси, принимал крутые меры против народ, обрядов, заботился об исправлении и издании церк. книг, организации церк. училищ. Ф. укрепил власть и авторитет Моск. патриархии, ввел особые патриаршим приказы по типу гос. учреждений.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФИЛАРЕТ
(светское имя—Дроздов Василий Михайлович, 1782—1867) - с 1826 митрополит московский; ревностный прислужник царского самодержавия, защитник крепостничества, злобный душитель свободы и просвещения. По характеристике А. И. Герцена, он совмещал белый клобук митрополита с жандармскими аксельбантами. Посвящением в митрополиты Ф. обязан своему молебну «за спасение от крамолы», к-рым он отметил казнь декабристов. В 1848 он восторженно приветствовал удушение Николаем I венг. революции. Ссылками на «свящ. писание» Ф. всячески доказывал, что богом узаконено крепостное право, и во время зверских расправ с восстававшими против крепостного гнета крестьянами оправдывал их порку. Оставаясь идеологом крепостничества, Ф. по поручению царя в 1861 участвовал в составлении иезуитски лицемерного текста манифеста об отмене крепостного правя в России. Наиболее известной книгой Ф. являлся «Пространный катихизис» (см. Катехизис), излагавший вероучение православия и служивший укреплению устоев самодержавия. Его изучение было главным на уроках закона божьего в школах царской России.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ФИЛАРЕТ
в миру Василий Михайлович Дроздов) [26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна— 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва] — митрополит Московский, первый доктор богословия в России (1814), один из крупнейших представителей русской христианской философии. К. Н. Леонтьев называл его «великаном» православия, определившим целое «филаретовское» направление отечественной мысли. Учился в Коломенской, затем Троицкой лаврской семинарии. С 1809 профессор философских наук в Петербургской Духовной академии. С 1812 по 1819 ее ректор. В эти годы Филарет издает за свой счет сочинения Канта, принимает активное участие в переводе Священного Писания на русский язык, сделав издание русской Библии делом всей жизни; пишет свое основное герменевтическое сочинение «Записки на книгу Бытия» (ч. 1—3. М., 1867), где использует особый, «духовно-анагогический» метод толкования, восходящий к исихастскому метафизическому опыту. С 1821 и до смерга возглавляет московскую кафедру (с 1826 митрополит). В этот период Филарет обеспечивает систематическое издание русских переводов святых отцов и пишет «Пространный христианский катехизис» (1823), а также большую часть своих проповедей и слов. Круг философско-богословских идей Филарета определен святоотеческой традицией и особенно Халкидонским догматом о Богочеловеческой природе Христа, которому можно подражать лишь экзистенциально-заостренным, «таинственно-крестным» образом (Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. М., 1995, с. 36). Филарет делает акцент на аскетической стороне такого подражания, часто используя понятия-метафоры «внутреннего» и «внешнего» креста, «страха смерти» и «страха жизни» и др. Канонизирован Русской Православной Церковью.
Соч.: Слова и речи, т. 1-5. М., 1873—85; О государстве. Тверь, 1992; Пространный христианский катехизис. Варшава, 1930; Творения. М., 1994. Лит.: Флоровскии Г. Пути русского богословия (глава V и прилагаемая к ней подробная библиография о Филарете). Вильнюс, 1991.
П. В. Калитин

Источник: Новая философская энциклопедия

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов)
26.12.1782(6.01.1783), Коломна - 19.11(1.12).1867, Москва) - митрополит Московский (1826), первый доктор богословия в России (1814). Учился в Коломенской и Троицкой семинариях, стал любимым воспитанником митрополита Московского Платона (Левшина). С 1808 г. - монах, с 1809 г. - проф. философских наук в Петербургской духовной академии, с 1812 г. - ее ректор. Период пребывания в столице (1809-1821) оказался самым плодотворным в творческой жизни будущего иерарха. Его "Пространный христианский катехизис" свидетельствует о "сердечном", т. е. анагогическом (см. Анагогия), понимании христианства с ориентацией на сильную и самостоятельную мысль, устремленную "в тайны Креста Христова, в тайны действия Св. Духа в душах облагодатствованных". В XIX в. Ф. оказался первым среди тех, для кого православная философия, основанная на церковном духовном опыте, стала задачей жизни (Флоровский). Розанов высоко ценил Ф. как "последнего... великого иерарха Церкви Русской". В своих социальных взглядах Ф. опирался на византийскую теорию симфонии, подчеркивающую духовный приоритет церковной власти над светской и предполагающую нравственное ограничение царя, что повлекло за собой неудовольствие со стороны Николая I. Тем не менее, его трактовку "священного царства" поддержали позднее крупнейшие монархисты России: Победоносцев, Тихомиров, архиепископ Серафим (Соболев) и др. Данилевский развил взгляды Ф. на противостояние России и Европы. Значительна роль Ф. и в развитии духовного просвещения в России. В Московской духовной академии (с 1821) выросла целая плеяда православных мыслителей: Голубинский, Кудрявцев-Платонов, Бухарев, - во многом предвосхитивших процесс религиозно-философского возрождения России в кон. XIX - нач. XX в. Ф.Принадлежит заслуга и в публикации первого рус. перевода Нового Завета и Псалтыри (1858), за к-рый он ратовал, еще будучи действительным членом Библейского об-ва в 10-е гг. XIX в. В конце жизни Ф. основал Об-во любителей духовного просвещения и расширил миссионерскую деятельность среди светской интеллигенции. В результате усиливающегося противостояния правительственных и интеллигентских кругов в просветительской деятельности Ф. начинают преобладать идеи, предполагающие не столько духовное, сколько идеологическое воспитание будущего клира, что во многом обусловило снижение в глазах мирян нравственного авторитета священнослужителей и подорвало традицию веротерпимости и духовного просвещения, идущую от митрополита Платона.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Православие и культура: святители Филарет Дроздов и Игнатий Брянчанинов о художественной литературе

Мельник Владимир Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Святитель филарет Московский и святитель григорий Палама

Хондзинский Павел Владимирович
Протопресвитер Иоанн Мейендорф одну из своих работ, посвященных свт.
Читать PDF
0.00 байт

Митрополит Филарет (Дроздов) и князь В. Ф. Одоевский

Сафронов Димитрий
В статье рассматриваются мнения митрополита Филарета (Дроздова) и князя В. Ф. Одоевского по актуальной в Российской империи XIX в. церковно-социальной проблематике.
Читать PDF
0.00 байт

Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах

Сухова Наталья Юрьевна
Мнения святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о реформе духовной школы, публикуемые Н. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Учение о Церкви в богословии святителя Филарета (Дроздова)

Сухова Наталья Юрьевна
Статья Н. Ю. Суховой посвящена учению о Церкви в наследии одного из крупнейших русских экклесиологов и «богословского камертона» XIX в. — святителя Филарета (Дроздова).
Читать PDF
0.00 байт

Взгляды митрополита Филарета (Дроздова) на принципы духовной и социальной жизни человека

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье на основе анализа взглядов митрополита Филарета (Дроздова) выделяются принципы духовной жизни человека, определяющие социальную жизнь, и делается вывод об актуальности данных принципов для современной жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Восток и Запад в «Русском синтезе» святителя Филарета, митрополита Московского

Хондзинский Павел Владимирович
Наличие в христианском мире двух полюсов восточного и западного уже много столетий представляет собой подразумеваемый «по умолчанию» контекст богословской мысли, пусть даже предметом ее служат надмирные истины веры.