ФИКХ
ФИКХ
(арабок. - разумение) - мусульм.-суннитское правоведение, отражавшее социально-экономич. отношения в феод.-теократич. Халифате. За основы («корни») фикха приняты Коран, сунна, иджма и кыяс. Делалась также попытка установления пятого «корня» - рая, т. е. «рассуждения», «разума», - однако в целом она была отвергнута мусульм. богословами. Каждый мазхаб (направление, толк) был представлен в Ф. своими правоводами-факихами. С установлением капиталиста, отношений в странах распространения ислама значение Ф. сильно уменьшилось.
ФИКХ
араб. - разумение) - мусульм. правоведение, отражавшее феод. соц.-экономим, отношения. Ф. основан на Коране, сунне, идж-ме (согласованном мнении богословов) и аналогии. В ср.-век. мусульм. мире безраздельно господствовал Ф-, а в качестве законоведов выступали богословы. Ортодокс, суннитский Ф. разделялся на 4 самостоят, юрндич. школы - ханифитов, маликитов, шафнитов и ханбалитов. Ныне в нек-рых странах распростра-. нения ислама создаются светские правовые учреждения, что влечет за собой значительное сужение сферы действия Ф.
Источник: Атеистический словарь
ФИКХ
Мусульманское право. Фикх основан на шариате, представляющем собой свод установлений юридического свойства, изложенных в Коране и Сунне. В этих двух источниках мусульманского права зафиксированы нормы, как регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей (ибадат), так и определяющие характер взаимоотношений мусульман (муамалат). Считается, что шариат дан человеку Аллахом раз и навсегда, а фикх возникает из толкования спорных вопросов, способных вызвать затруднения у самых образованных и благочестивых людей.
Помимо Корана и Сунны, фикх опирается на два метода толкования — согласное мнение уважаемых лиц (иджма) и суждение по аналогии (кийас).
Помимо Корана и Сунны, фикх опирается на два метода толкования — согласное мнение уважаемых лиц (иджма) и суждение по аналогии (кийас).
Источник: Ислам классический. Энциклопедия.
ФИКХ
араб. понимание) — исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Фикх в обоих значениях сложился не сразу с возникновением ислама и становлением мусульманского государства — халифата. До 1-й пол. 8 в. система социальных норм (в т. ч. и юридических) халифата в целом не определялась положениями ислама, а состояла преимущественно из норм, которые имели доисламское происхождение и продолжали действовать в новых исторических условиях. На завоеванных арабами территориях прежние юридические нормы и обычаи также сохранялись без серьезных изменений, если не противоречили установкам новой религии, которая поначалу безразлично относилась к собственно правовым вопросам. В это время правовая система халифата восприняла отдельные элементы римского (византийского), сасанидского, талмудического и восточно-христианского канонического права, а также немало местных обычаев, многие из которых впоследствии были исламизированы и включены в фикх.
Источник: Новая философская энциклопедия