ФИКЦИЯ
Фикция
(fictio) — вымысл, ошибочное представление.
ФИКЦИЯ
[от лат. fictio выдумка, вымысел] – нечто несуществующее, мнимое, ложное. Фиктивный — мнимый, выдаваемый за действительное.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Фикция
(лат. fictio – создание, формирование) – результат мысленного воображения, не имеющий реального прообраза в действительности. В методологии – фикция является результатом процесса идеализации (см. Идеализация).
ФИКЦИЯ
Англ., франц. FICTION. Многозначный термин современной гуманитарной мысли с очень широким объемом смысла, варьирующегося от обозначения всех ложных высказываний, т.е. находящихся в оппозиции к реальности, до всех артефактов, являющихся созданием творческого воображения, иными словами, художественной литературы. В этом своем последнем значении он и является наиболее распространенным в условиях господства антимиметической тенденции современной теоретической мысли Запада.
Источник: Постмодернизм. Словарь терминов
ФИКЦИЯ
(лат. fictio — выдумка, вымысел) — идеализация; предположение об объекте, его использование в науч. исследовании, хотя известно, что в действительности он не существует и не м.б. осуществлен. В языке Ф. выражается преим. с помощью конструкции «как бы», к-рая применялась Кантом, предлагавшим пользоваться осн. мировоззренческими идеями именно в форме такой конструкции (als ob). Ницше, определявший истину как полезную ложь, создал совр. теоретико-познавательное понятие Ф. Под влиянием Канта и Ницше нем. философ Х.Файхингер (1852—1933) развил концепцию Ф. («фикционализм», или «критич. позитивизм»). В работе «Philosophie des Als-Ob» (1911) он показал фиктивность науч. и филос. понятий («атом», «бесконечно малое», «абсолют» и др.), к-рые не имеют теор. ценности, но важны для практики (см. Деятельность) науч. познания. См. также Идеализация. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ФИКЦИЯ
(Fiktion; лат.) — выдумка; в научном мышлении — предположение, невероятность, даже невозможность которого сознается, но тем не менее оно может сослужить большую службу человеческому рассудку как временное вспомогательное понятие, которое потом снова исключается из соответствующего хода мыслей (например, пустое пространство); в языке фикция выражается преимущественно с помощью конъюнкции «как если бы», которая применялась таким образом уже Кантом. Ницше создал современное теоретико-познавательное понятие фикции. Под влиянием Канта и Ницше Файхингер развил всеохватывающую теорию фикций, т. е. «фикционализм»; в своей работе «Philosophie des Als Ob» (1927) он отличает наивную иллюзию от художественного вымысла и от научной фикции, которая выступает или как полуфикция, или как полная фикция.
N. Goodman. Fact, Fiction and Forecast. London, 1954, dt. 1975; J. Woods. The Logic of Fiction. A Philosophical Sounding of Deviant Logic. Den Haag; Paris, 1974; G. Gabriel. F. u. Wahrheit. Eine semant. Theorie der Literatur, 1975; D. Henrich u. a. (Hgg.). Funktionen des Fiktiven, 1983.
N. Goodman. Fact, Fiction and Forecast. London, 1954, dt. 1975; J. Woods. The Logic of Fiction. A Philosophical Sounding of Deviant Logic. Den Haag; Paris, 1974; G. Gabriel. F. u. Wahrheit. Eine semant. Theorie der Literatur, 1975; D. Henrich u. a. (Hgg.). Funktionen des Fiktiven, 1983.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ФИКЦИЯ
от лат. fictio – вымысел) – представление, о к-ром известно, что оно не соответствует действительности. Лингвистически Ф. выражается при помощи конструкций "как бы", "как если бы". Такие конструкции употреблялись уже Кантом. Термин "Ф." в его специальном филос. значении был введен Файхингером, построившим концепцию фикционализма. Файхингер различает собственно Ф. – мыслит. образования, к-рые 1) не соответствуют действительности и 2) содержат в себе формальнологич. противоречия (понятия "бесконечно малое", "вещь в себе"), – и полуфикции, к-рые обладают только первым из этих свойств (напр., искусств, классификация типа линнеевской, в к-рой предметы упорядочены не но тем принципам, к-рым следовала природа). Ф. связана с открыто выражаемым пониманием ее фиктивности, что отличает ее от гипотезы, отношение к-рой к действительности еще подлежит выяснению. В представлении о Ф. не вполне адекватно выражена способность психики к условному полаганию, т.е. полаганию нек-рого объекта с одноврем. осознанием неправомерности этого полагания. Абсолютизация этой способности приводит к утверждению, что мир есть лишь скопление Ф., т.е. к агностицизму. Лит. см. при ст. Файхингер. В. Костеловский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.