FIDES

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Фидес
рим.) – «верность» – богиня, олицетворявшая верность клятве. Ф. считалась основой общества и добродетели римлян, гордившихся своей верностью клятве, и была тесно связана с Юпитером, которого тоже призывали во время клятвы. Ф. изображали на римских монетах в виде женщины с колосьями и плодами в руках. Ее символом были соединенные правые руки, что означало верность договору.

Источник: Мифологический словарь

ФИДЕС
Римская богиня верности. Установление культа Фидес приписывалось Нуме Помпилию. Вместе с Пиетас (божеством долга перед богами, родиной, родителями) Фидес считалась основой общества и добродетелей римлян, гордившихся своей исключительной верностью клятве. Фидес была тесно связана с призывавшимся при клятве Юпитером. Фламины приносили жертву Фидес, обернув тканью правую руку, посвященную богине, так как соединение правых рук символизировало верность заключенному договору.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

FIDES (credens, credo, creed, faith)
акт признания чего-либо истинным, превышающий силу эмпирических и логических доказательств; акт признания непознаваемого; творческий акт; досознательное выражение связи твари с Творцом, врожденности в богооткровенную реальность (разум врожден в эту реальность, будучи определенными способами ей причащенным. Вера и разум оказываются моментами единой философско-теологической системы, поскольку разум мистически ориентирован, а вера рационально организована; в силу этого она отлична от суеверия и основана на доверии); свидетельство души о Боге, связанное с нерефлектированным употреблением слов обыденного языка («что Бог даст», «если Бог захочет», «Бог воздаст» и т. п. Тертуллиан полагал, что такого рода словесные выражения превращают любую душу в свидетеля христиан (см. Тертуллиан. О свидетельстве души. С. 84-85)); свидетельство правильности разума; самоочевидные основания для выводного знания; законы и правила определенных искусств или дисциплин, служащих основанием для других искусств или дисциплин (так, законы геометрии принимаются на веру в строительстве и архитектуре). Августин, полагавший, что нужно понимать, чтобы веровать, и веровать, чтобы понимать, считал, однако, что истина не зависит от внешне выраженного в знаках понятия. «Что я разумею, тому и верю, но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я и знаю, но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому, чего не знаю... Поэтому, хотя многих предметов я и не могу знать, однако знаю о пользе в них веровать» (Августин. Об учителе // Творения. СПб.; Киев, 1998. Т. 1. С. 304). См. INTELLECTUS, RATIO, SCIENTIA, SIGNUM.

Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов

Похожие термины:

  • FIDES QUAERENS INTELLECTUM

    лат.) - вера, ищущая разумения (Ансельм Кентенберийский).