FIDES
Фидес
рим.) – «верность» – богиня, олицетворявшая верность клятве. Ф. считалась основой общества и добродетели римлян, гордившихся своей верностью клятве, и была тесно связана с Юпитером, которого тоже призывали во время клятвы. Ф. изображали на римских монетах в виде женщины с колосьями и плодами в руках. Ее символом были соединенные правые руки, что означало верность договору.
Источник: Мифологический словарь
ФИДЕС
Римская богиня верности. Установление культа Фидес приписывалось Нуме Помпилию. Вместе с Пиетас (божеством долга перед богами, родиной, родителями) Фидес считалась основой общества и добродетелей римлян, гордившихся своей исключительной верностью клятве. Фидес была тесно связана с призывавшимся при клятве Юпитером. Фламины приносили жертву Фидес, обернув тканью правую руку, посвященную богине, так как соединение правых рук символизировало верность заключенному договору.
FIDES (credens, credo, creed, faith)
акт признания чего-либо истинным, превышающий силу эмпирических и логических доказательств; акт признания непознаваемого; творческий акт; досознательное выражение связи твари с Творцом, врожденности в богооткровенную реальность (разум врожден в эту реальность, будучи определенными способами ей причащенным. Вера и разум оказываются моментами единой философско-теологической системы, поскольку разум мистически ориентирован, а вера рационально организована; в силу этого она отлична от суеверия и основана на доверии); свидетельство души о Боге, связанное с нерефлектированным употреблением слов обыденного языка («что Бог даст», «если Бог захочет», «Бог воздаст» и т. п. Тертуллиан полагал, что такого рода словесные выражения превращают любую душу в свидетеля христиан (см. Тертуллиан. О свидетельстве души. С. 84-85)); свидетельство правильности разума; самоочевидные основания для выводного знания; законы и правила определенных искусств или дисциплин, служащих основанием для других искусств или дисциплин (так, законы геометрии принимаются на веру в строительстве и архитектуре). Августин, полагавший, что нужно понимать, чтобы веровать, и веровать, чтобы понимать, считал, однако, что истина не зависит от внешне выраженного в знаках понятия. «Что я разумею, тому и верю, но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я и знаю, но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому, чего не знаю... Поэтому, хотя многих предметов я и не могу знать, однако знаю о пользе в них веровать» (Августин. Об учителе // Творения. СПб.; Киев, 1998. Т. 1. С. 304). См. INTELLECTUS, RATIO, SCIENTIA, SIGNUM.
Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов