(1898, Пуассон – 1982) – историк античной философии и религии. После окончания Высшей нормальной школы (1920) работал во Французской школе в Риме и Афинах. В 1922 пережил глубокий мировоззренческий кризис, оставил академическую карьеру и вступил в доминиканский орден, приняв монашеский постриг и затем сан священника. Ф. изучал различные богословские дисциплины в доминиканских центрах в Амьене, Иерусалиме и других местах, затем, вернувшись во Францию, получил место в парижском Благовещенском монастыре, где начал свои исследования, принесшие ему мировую известность. В 1937 защитил докторскую диссертацию «Созерцание и созерцательная жизнь согласно Платону»; в 1941 издал труд по истории ренессансного платонизма «Философия любви Марсилио Фичино и ее влияние на французскую литературу XVI века». Выдающимся вкладом в познание духовной и интеллектуальной истории стали проведенные Ф. исследования герметической традиции. Его переводы корпуса герметических текстов, а также их тщательный и глубокий анализ в 4-томном «Откровении Гермеса Трисмегиста» (1950–1954) заслуженно расцениваются современными учеными как открывающие «эру Ф.» в изучении герметизма. С этого времени творчество Ф. получило широкое международное признание. Он был избран профессором Высшей школы практических исследований по секции религиозных наук и на организованной специально для него кафедре «Эллинистические религии и конец языческой эпохи» обучал многих ныне известных антиковедов. Ф. исследовал герметическую традицию в ее взаимосвязях с философией, мистикой, религиозностью; предложил интересную классификацию языческой мистики; показал, что некоторые важные для генезиса европейской науки темы и концепты (например, идея бесконечности) восходят к восточным источникам, в частности к библейской традиции. Ф. обладал не только невероятной эрудицией, но и литературным даром, что позволило ему выразительно представить мир культуры поздней Античности. На античную философскую мысль Ф. смотрел как на особую духовную практику, религиозно-моральное мировоззрение, жизненно важное для человека. Поэтому религиозно-этический аспект ее анализа доминирует в его исследованиях над теоретическим, логическим или натурфилософским (данный подход к античной философии был развит П. Aдo в концепции философии как духовных упражнений). Творческое наследие Ф. огромно: оно включает переводы различных греческих авторов, монографические исследования и комментированные издания античных текстов, в том числе жития восточно-христианских святых.
Соч. : Личная религия греков. СПб., 2000; Corpus Hermeticum. V. 1–2. Texte établi par A.D. Nock et traduit par A.-J. Festugière. P., 1946; Epicure et ses dieux. P., 1946; La révé- lation d’Hermès Trismégiste. V. 1–4. P., 1950–1954; Les moins d’Orient. V. 1–4. P., 1961–1965; Hermétisme et Mystique païenne. P., 1967. Л и т. : Сафрей, А.-Д. Портрет отца Андре-Жана Фестюжьера // Фестюжьер, А.-Ж. Личная религия греков. СПб., 2000. В.П. Визгин