(1897, Эльбёф – 1978, Порто-Веккио, Корсика) – философ и богослов, специалист по философии Гегеля, один из идеологов и активный участник Сопротивления, иезуит, священник. Образование получал в иезуитских школах, где помимо общеобразовательных предметов углубленно изучал философию и теологию. В 1919 учился в колледже в Кентербери (Англия), в 1920–1923 – в Джерси (Нормандские о-ва); в 1923–1926 изучал философию и право в Париже, в 1926–1928 – теологию на факультете Фурвьер в Лионе. В 1930-е вошел в философскую среду: принимал участие в издании на французском языке латинской диссертации М. Блонделя «Vinculum substantiale» («Существенная связь»), состоял в переписке с Л. Брюншвиком, полемизировал с Р. Ле Сенном, сдружился с Г. Марселем. Познакомившись с текстами Гегеля еще в 1920-е, в 1935 Ф. стал участником знаменитого семинара А. Кожева по «Феноменологии духа» – «Введение в чтение Гегеля» (1934–1939), оказавшего значительное влияние на французскую философскую культуру. В поле зрения Ф. находились темы политической современности, категория времени, история и историчность, деструктивная роль греха в истории. Ф. – один из крупнейших аналитиков политических проблем Европы середины века, наряду с Р. Ароном, с которым его связывали дружеские отношения. Героями философской критики Ф. стали Гегель, Кьеркегор и Маркс; проблемы, ими поставленные, а также противоречия, возникающие между ними, Ф. пытался разрешить на основе христианской теологии, за что часто подвергался острой критике как со стороны философов, так и со стороны представителей консервативной части теологического сообщества. В сознании и биографии Ф. политическая философия и философия истории сопряжены нерасторжимо; иными словами, практическая включенность в актуальные идейные столкновения всегда сопровождается углубленной академической рефлексией. Выстраивая собственную политическую философию, Ф. наблюдал за смертельной схваткой нацизма, коммунизма и либерализма, обнаруживая за ней теологический подтекст. В Ф. видели теоретика «голлизма», предложившего программу христианского противостояния тоталитаризму в трилогии «Франция, не погуби свою душу» (France, prends garde de perdre ton âme, 1941), «Франция, не потеряй свою свободу» (France prends garde de perdre ta liberté, 1946) и «Церковь Франции, не потеряй веру!» (Église de France prends garde de perdre la Foi! 1979). Начальный текст трилогии появился в качестве первого номера подпольного издания «Журнала христианского сопротивления», выходившего под редакцией Ф., в котором автор указывал на духовные опасности сотрудничества с нацизмом. Одновременно с этим он протестовал против добровольного подчинения режиму Виши, выработав концепцию «принцаслуги» (cр. «господин-слуга» Гегеля – Кожева): оставаясь независимым и действующим во имя общего блага, он может подчиняться внешней власти, однако, как только его собственная власть подвергается ограничению и на его действия налагаются внеположные цели, он может и должен сопротивляться. Историю Ф. рассматривает на трех уровнях, организованных иерархически: естественная (история природы), человеческая (история человечества) и священная история (история божественных вмешательств). На примере современных исторических событий он показывает, что радикальная редукция многослойного исторического полотна к какому-либо одному уровню приводит к непоправимым последствиям. При анализе исторического процесса Ф. прибегает к диалектическому противоборству оппозиций Мужа и Жены, Иудея и Язычника, Господина и Раба («Об исторической актуальности»; De l’actualité historique. T. 1, 1960). Снятие этих социальноисторических конфликтов он предлагает искать во Христе. Ф. выступал с критикой идей «реализованной эсхатологии», предполагающей уже состоявшееся устранение диалектических конфликтов, настаивая на том, что мир (и мир христианский в том числе) живет в ситуации пред-эсхатологической, хотя для всякого конфликта имеется возможность снятия противоречия. Ф. предпринял труд по составлению монументального комментария к «Духовным упражнениям» Игнатия Лойолы («Диалектика Духовных упражнений Игнатия Лойолы»; La dialectique des Exercices spirituels de saint Ignace de Loyola. T. I–III, 1956, 1966, 1978). Продолжая уточнять свою философию истории, Ф. предлагает оригинальную концепцию современности, для которой конститутивным моментом является этап духовного выбора, а также вырабатывает оригинальную философию языка, в которой различает символ и знак как репрезентацию и концепт. Последователями Ф. в современной философской среде стали А. Шапель и К. Брюэр; его влияние заметно в исследованиях гегелевской философии.
Соч.: «Pax nostra»; examen de conscience international. P., 1936; La main tendue: Le dialogue catholique-communiste est-il possible ? P., 1937; La méthode de réflexion chez Maine de Biran. P., 1938; Épreuve de force; Ré- flexions sur la crise internationale. P., 1939; France, prends garde de perdre ton âme ! // 1er Cahier clandestin de Témoignage chrétien, nov. 1941; Autorité et bien сommun. P., 1944; France prends garde de perdre ta liberté! P., 1946; Le communisme va-t-il dans le Sens de l’histoire ? suivi d’une Lettre d’E. Mounier et de Remarques sur cette lettre. P., 1948; Paix ou guerre? Notre paix. P., 1951; La dialectique des Exercices spirituels de saint Ignace de Loyola. T. I. Liberté, Temps, Grâce; T II. Fondement, Péché, Orthodoxie. P., 1956, 1966. T. III. Symbolisme et historicité. Lethielleux, 1978; Libre Méditation sur un Message de Pie XII (Noël 1956). P., 1957; L’Antisémitisme en U.R.S.S. Faits et réflexions. Mesnil, 1960; De l’actualité historique. T. I. A la recherche d’une méthode. T. II. Progressisme chrétien et Apostolat ouvrier. P., 1960; Connaissance de Dieu et Foi au Christ selon saint Paul // Mythe et foi. Actes du colloque organisé par le Centre international d’Études humanistes et par l’Institut d’Études philosophiques de Rome (Rome 6–12 janvier 1966). P., 1966. P. 117–160; La théologie de la Libération. P., 1973; Chrétiens marxistes et théologie de la libération: itinéraire du Père J. Girardi. P., 1978; Correspondance Gabriel Marcel – Gaston Fessard (1934– 1971). P., 1985; Église de France prends garde de perdre la Foi! P., 1979; La philosophie historique de Raymond Aron. P., 1980; Au temps du Prince-esclave. Ecrits clandestins et autres écrits (1940–1945). Limoges, 1989; Correspondance inédite du P. Teilhard de Chardin et de Gaston Fessard. Toulouse, 1989; Hegel, le christianisme et l’histoire. P., 1990; Le Mystère de la société. Recherche sur le sens de l’histoire. Bruxelles, 1997; Journal de la conscience française 1940–1944, suivi de Qu’est-ce qu’un gouvernement «lé- gitime»? P., 2001. Изд.: Théâtre et Mystère. Introduction à «La Soif» de G. Marcel. P., 1937. Лит.: Giao, N.G. Le Verbe dans l’Histoire. La philosophie de l’historicité du P. Gaston Fessard. P., 1974; Sales, M. Défense d’un mort et de la vérité; Biographie et bibliographie du P.G. Fessard // Fessard, G. Église de France prends garde de perdre la Foi! P., 1979; Kluback, W. Discourses on the meaning of history. New York; Paris, 1988; Sales, M. Bibliographie de Gaston Fessard // Fessard, G. Hegel, le christianisme et l’histoire. P., 1990. P. 300–317; Idem. Gaston Fessard (1897–1978): Un philosophe chrétien engagé dans l’histoire de son temps // Ibid. P. 17–21; Idem. Gaston Fessard (1897–1978): Genèse d’une pensée. P., 1997; Aumont, M. Philosophie sociopolitique de Gaston Fessard, s.j. P., 2004; Louzeau, F. L’anthropologie sociale du Père Gaston Fessard. P., 2009. П.Б. Михайлов