ФЕРЕКИД

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФЕРЕКИД
род. 584/83 - ум. 499/98, остров Сирое) - древнегреч. космолог, современник Анаксимандра, написавший "Теогонию" и "Космогонию". Выдвигал учение о превращениях душ, где различал 3 элемента: огонь, воздух, воду.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФЕРЕКИД
(Pherekydes) — греческий космолог; p. 584/583 —ум. 499/498 до н. э. (остров Сирое); современник Анаксимандра, написал «Теогонию» и «Космогонию»; был близок к орфикам, Аристотель причислял его к древним «теологам»; выдвигал учение о превращениях душ, в своем учении об элементах различал 3 элемента: огонь, воздух, воду. Фрагменты его произведения «Pentemychos» изданы в: Н. Diels, W. Kranz (Hgg.). Die Fragmente der Vorsokratiker, II, 1903, 1974; W. Capelle. Die Vorsokratiker, 1935, 1968(KTA 119). (На рус. яз.: Фрагменты ранних греческих философов. 1989. Ч. 1.)
W. Bröcker. Die Gesch. der Philos. vor Sokrates, 1965; J. Barnes. Presocratic Philosophers, I—II, London, 1979; D. Furley. The Greek Cosmologists. Cambridge. 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФЕРЕКИД
?????????) из С и р о с а (гг. рожд. и смерти неизв.) – др.-греч. поэт и философ. По ряду свидетельств, Ф. – учитель Пифагора, первым развивал идеи метемпсихоза (переселения душ). Ф. учил устно, хотя Диоген Лаэртский приписывал ему десятитомный труд "Теология". Космогонич. система Ф. во многом отходит от традиционных тео- и космогоний и носит более поэтический, чем филос. характер (Diog. L., I, III, Clem. Str., VI, 9; Orig. с. Cels., VI, 42). B ее основе три начала: Зас (эфир), Хронос, или Кронос (время) и Хтония, из к-рых Зас действует, Хтония страдает, а Хронос заключает в себе процесс изменения (Damasc. de princ. 124 b; Hermias irr. 12). Лит.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 5 Aufl., Bd 1, В., 1934. M. Петров. Ростов-на-Дону.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФЕРЕКИД
из Сироса (Киклады) (600-ок. 530 до н. э.), др.-греч. мифограф и космолог, у к-рого мифотворч. традиция переплетается с науч.-философской. Биография, предание ставит Ф. в близкие отношения с Пифагором, учителем к-рого он считался. Автор «Теогонии» - одного из первых прозаич. соч. греков вообще; варианты названия: «Богосмешение» и «Семинедрие» («семь недр» - т. е. «семь пространств» или «семь миров», на к-рые членится Вселенная; по Дамаскию, «пять недр»). В отличие от «Теогонии» Гесиода, где все боги «рождаются», Ф. признает вечность начальной троицы богов: «Зас и Хронос были всегда, и Хтония» (В 1). Зас (модификация Зевса) персонифицирует эфирные выси неба, Хтония - подземные глубины, Хронос - время как космогония, прапотенцию (параллели в орфизме; их общим источником может быть др.-ираа. идея бесконечного времени - zrvan akarana).
Согласно Дамаскию (А 8), Хронос (время) создал из своего семени огонь, воздух и воду, после распределения к-рых по «пяти недрам» (по Г. Гомперцу: пространства звезд, солнца, луны, воздуха и моря) возникло «новое многочисл. поколение богов». Структура этой космогонии обнаруживает сходство с космогонией Анаксимандра.

Источник: Советский философский словарь

ФЕРЕКИД

6 в. до н. э.) — древнегреческий мифограф и космолог, у которого мифотворческая традиция переплетается с научно-философской. Биографическое предание ставит Ферекида в близкие отношения с Пифагором, учителем которого он считался. Автор «Теогонии» — одного из первых прозаических сочинений греков вообще; варианты названия: «Богосмешение» и «Семинедрие» («семь недр» — т. е. «семь пространств», или «семь миров», на которые членится Вселенная; по Дамаскию, «пять недр»). В отличие от «Теогонии» Гесиода, где все боги «рождаются», Ферекид признает вечность начальной троицы богов: «Зас и Хронос были всегда, и Хтония» (В 1). Зас (модификация Зевса) персонифицирует эфирные выси неба, Хтония — подземные глубины, Хронос — время как космогоническую прапотенцию (параллели в орфизме; их общим источником может быть древнеиранская идея бесконечного времени — zrvan akarana). Согласно Дамаскию (А 8), Хронос (время) создал из своего семени огонь, воздух и воду, после распределения которых по «пяти недрам» (по Г. Гомперцу: пространства звезд, солнца, луны, воздуха и моря) возникло «новое многочисленное поколение богов».
Фрагм.: DK I 43-51; Schibli H. S. Pherekydes of Syros. Oxf., 1990. Лит.: Eisler R. Weltenmantel und Himmelszelt, Bd. 1-2. Munch., 1910; West M. L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971, p. 1-75.
А. В. Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕРЕКИД
ФЕРЕКИД (?????????) из Спроса (6 в. до н. э.), др.-греч. мифограф и космолог, у которого мифотворческая традиция переплетается с научно-философской. Биографическое предание ставит Ф. в близкие отношения с Пифагором, учителем которого он считался. Автор «Теогонии» - одного из первых прозаических сочинений греков вообще; варианты названия: «Богосмешение» и «Семинедрие» («семь недр» - т. е. «семь пространств» или «семь миров», на которые членится Вселенная; по Дамаскию, «пять недр»). В отличие от «Теогонии» Гесиода, где все боги «рождаются», Ф. признает вечность начальной троицы богов: «Зас и Хронос были всегда, и Хтония» (DK7 В 1). Зас (модификация Зевса) персонифицирует эфирные выси неба, Хтония - подземные глубины, Хронос - время как космогоническую прапотенцию (параллели в орфизме; их общим источником может быть древнеиранская идея бесконечного времени - zrvan akarana). Согласно Дамаскию (А 8), Хронос (время) создал из своего семени огонь, воздух и воду, после распределения которых по «пяти недрам» (по Г. Гомперцу:     пространства звезд, Солнца, Луны, воздуха и моря) возникло «новое многочисленное поколение богов».     Фрагм.: DK1,43-51; SchibliH. S. Pherekydes of Syros. Oxf., 1990; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 84-89.     Лит.: Eisler R. Weltenmantel und Himmelszelt. Bd. 1-2. M?nch., 1910; West M. L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971, p. 1-75.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь