ок. 1036-1091) - игумен Киево-Печерского монастыря, один из его основателей. Ввел строгий монастырок, устав по образцу греческого. Считается основателем иноческого общежития на Руси. Причислен к лику святых.
ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ
ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ
Источник: Атеистический словарь
ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИИ
(ок. 1036 - 1091) - один из основателей Киево-Печерского монастыря (лавры), святой рус. правосл. церкви. Будучи игуменом лавры, заложил основы ее последующей славы, введя строгий монастыр. устав по визант. образцу и впервые на Руси разработав правила иноческого общежития.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ
1036, Василев, ок. Киева 1074, Киево-Печерский монастырь) — древнерусский подвижник, церковный деятель. В 1065 пострижен в монахи Антонием Печерским. После смерти последнего стал игуменом Печерского монастыря, где ввел новые порядки в соответствии с уставом константинопольского Студийского монастыря. По примеру восточных подвижников постоянно обращался к братии с различными наставлениями и поучениями, которые сложились в целую систему монашеской морали. Согласно этой системе, монах должен полностью отречься от мира, стяжания, быть воздержанным, смиренным, терпеливым, строго соблюдать посты, быть готовым к ежеминутному покаянию. Призывал иноков бороться с дурными помыслами, любить и уважать друг друга, оказывать всяческую помощь бедным, убогим и бездомным.
В жизни Феодосия Печерского и его проповедях в наиболее яркой форме воплотился русский христианский идеал эпохи Киевской Руси, согласно которому Бог любит тех, кто принимает на себя добровольный крест мученичества, лишений, страданий. И наоборот, тот, кто живет сытной и благополучной жизнью, угождает дьяволу. В миру невозможно спастись. Единственный путь спасения — это монастырь, молитвы праведников за грешников. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1108.
Соч.: Памятники древнерусской церковно-учительской литературы, в. 1. СПб., 1894.
Лит.: Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского.— «Труды Отдела древнерусской литературы», т. 5. М.—Л., 1947.
E. H. Бутузкина
В жизни Феодосия Печерского и его проповедях в наиболее яркой форме воплотился русский христианский идеал эпохи Киевской Руси, согласно которому Бог любит тех, кто принимает на себя добровольный крест мученичества, лишений, страданий. И наоборот, тот, кто живет сытной и благополучной жизнью, угождает дьяволу. В миру невозможно спастись. Единственный путь спасения — это монастырь, молитвы праведников за грешников. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1108.
Соч.: Памятники древнерусской церковно-учительской литературы, в. 1. СПб., 1894.
Лит.: Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского.— «Труды Отдела древнерусской литературы», т. 5. М.—Л., 1947.
E. H. Бутузкина
Источник: Новая философская энциклопедия