ФЕОДОСИИ КОСОЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ФЕОДОСИИ КОСОИ
рус. еретик 16 в., монах из беглых холопов. В своем «новом учении» проповедовал несотворенность мира, отрицал троичность божества, антропоморфизацию бога, необходимость храмов, почитание икон и любую религ. обрядность вообще. Ф. К. выступал против претензий церкви на власть, за равенство всех людей, независимо от их веры. Преданный церк. суду в 1554, бежал из-под стражи в Литву, где продолжал свою еретич. деятельность. Сведения о Ф. Ксохранились в осн. в сочинениях его противника и преследователя Зиновия Отенского.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФЕОДОСИИ КОСОЙ
представитель крестьянско-плебейской ереси сер. 16 в., беглый холоп, принявший монашество. С 1551 начал проповедовать т. н. Новое учение, в к-ром отвергал осн. догматы христианства: троичность бога, божественность Иисуса Христа, воскрешение из мертвых и др., призывал к всеобщему равенству, веротерпимости, к ликвидации войн и эксплуатации. В 1553 по делу Башкина Матвея Ф. К. был осужден, но успел бежать в Литву, где оказал влияние на формирование польско-лит. ан-титринитариев. О взглядах Ф. К. известно из полемич. соч. Зиновия Отенского и польск. писателя 17 в. Андрея Венгерского.

Источник: Атеистический словарь

ФЕОДОСИИ КОСОЙ
смелый русский мыслитель-вольнодумец сер. XVI в., выходец из народа, сформулировавший широкую программу социальных и религиозных преобразований. Его учение непосредственно развивало рев. тенденции новгор.-моск. ереси. Появление еретич. учения Ф. К. было вызвано обострением борьбы социальных низов Моск. гос-ва против феодализма и господствовавшей правосл. церкви и выражало интересы этих низов - крестьянской и гор. бедноты. Оно распространилось в Москве, Новгороде, ряде др. городов и по деревням центр, и сев. областей гос-ва. Утверждая, что попы «повелевают земских властей боятся и дани даяти им», Ф. К. отвергал весь внешний строй современной ему церк. жизни (таинства, молитвы, почитание икон и мощей, монашество и пр.). Отрицая «божеств. троицу» и «искупит. жертву» Христа, Ф. К. проповедовал «спасение» путем активного нравственного самосовершенствования.
Осн. положением выдвинутого им «нового учения» была идея о «разуме духовном», что по существу выражало стремление к духовному раскрепощению человека. Критика правосл. учения и церкви прямо переходила у Ф. К. в отрицание феод. обществ, порядков. В 1654 Ф. К. за распространение своего учения был заточен в один из монастырей в Москве, но вскоре бежал в Литву. Учение Ф. К. было осуждено особым постановлением церкви. В течение полутора-двух десятилетий после бегства Ф. К. церковь, обеспокоенная распространением его ереси, еще продолжала предавать его анафеме.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ
гг. рожд. и смерти неизв.) – представитель крест.-плебейской ереси сер. 16 в. Будучи холопом, в конце 1540-х гг. бежал из Москвы от своего господина на Белоозеро, где постригся в монахи. С 1551 начал выступать как религ. реформатор и распространять среди народа "новое учение", в-к-ром нашли выражение чаяния социальных низов рус. гос-ва. В 1554 был привлечен по делу Башкина и заключен в одном из моск. монастырей, откуда бежал в Литву, где оказал влияние на формирование-наиболее радик. течения в среде польско-литовских антитринитариев. О взглядах и деятельности Ф. К. известно из полемич. соч. Зиновия Отенского, произв. польского протестанта сер. 17 в. Андрея Венгерского, соч. А. Курбского и апокрифич. "Письма половца Ивана Смеры", написанного одним из учеников Ф. К., витебским дьяконом Андреем Колодынским. В основе "нового учения" Ф. К., являющегося вершиной рус. реформационно-гуманистич. мысли 14–16 вв., лежит-понятие о "духовном разуме" и связанным с ним познанием "истины", из к-рой вытекает отрицание феод. отношений господства и подчинения и признание равенства всех людей (требуя имуществ. равенства, Ф. К. ссылался при этом на деяния апостольские), отрицат. отношение к войнам, критика догматов и обрядов христианства и отрицание офиц. церкви. Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, "Тр. Киевской духовной академии", 1876, [т. 2], [No 6]; Зимин ?. ?., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, § 4;. Клибанов А. И., "Самобытийная ересь", в сб.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; Шелестов Д. К. Свободомыслие в учении Ф. К., там же, т. 2, М., 1954; Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Ф. К., "Вестник МГУ" 1956, No 2. См. также лит. при ст. Зиновий Отенский. В. Корецкий. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.