ФЕОДОРИТ Кирский

Найдено 1 определение
ФЕОДОРИТ Кирский
ок. 393, Антиохия — ум. 457/465) — церковный деятель и богослов, видный представитель Антиохийской школы. С 423 епископ г. Кир(р)а. Активный участник христологических споров. На Эфесском соборе 431 выступил в защиту Нестория. Полемизировал сначала с Кириллом Александрийским, затем с Евтихом и Диоскором. Был осужден и лишен епископской кафедры на Эфесском соборе 449, восстановлен Халкидонским собором 451, на котором был вынужден произнести анафему на Нестория. На Константинопольском соборе 553 были осуждены сочинения феодорита, содержащие полемику с Кириллом Александрийским и защиту Феодора Мопсуэстийского и Нестория. Феодорит оставил большое количество трудов почти во всех жанрах христианской словесности. Он один из крупнейших библейских экзегетов греческой патристики (Толкования на Песнь Песней, Книгу пророка Даниила, Книгу Иезекииля, двенадцать малых Пророков, Книгу Исайи, Книгу Иеремии, Плач Иеремии, Книгу Варуха, Псалтырь, Послания Павла и др.), комментировавший Библию в традициях Антиохийской школы, но отошедший от буквализма, присущего Феодору Мопсуэстийскому Феодорит является автором одной из последних апологий — «Врачевание эллинских недутов», подытожившей аргументы христианских апологетов от Климента Александрийского до Евсевия Кесарииского. Среди догматико-полемических сочинений выделяется «Эранист» ( греч. «попрошайка»), направленный против монофизитства (евтихианства), а также опровержение «Анафематизмов» Кирилла Александрийского. Христология Феодорита предполагает при сохранении единства лица Христа наличие у него двух природ — божественной и человеческой и в значительной степени предваряет христологическое определение Халкидонского собора. Феодорит — автор «Церковной истории», продолжающей «Церковную историю» Евсевия Кесарийского и написанной с клерикальных позиций.
Соч.: MPG, t. 80—94; Commentaire sur Isaie. 1—3, ed. J.-N. Guinot. P., 1980-84 (Sources Chretiennes, t. 276, 295, 315); Therapeutique des maladies helleniques, v. 1—2, ed. P. Canivet. P., 1958 (Sources Chretiennes, t. 57); Histoires des moines de Syrie, v. 1—2, ed. P. Canivet, A Leroy-Molinghen. P., 1977—79 (Sources Chretiennes, t. 234, 257); Kirchengeschichte, hrsg. von L. Pannentier. B., 1954; Correspondance, v. 1-3, ed. Y. Azema. P., 1964-82 (Sources Chretiennes, t. 40, 98, 111); в рус. пер.: Творения, т. 1—7. Сергиев Посад, 1905—1907; Десять слов о Промысле. М., 1996; История боголюбцев с прибавлением «О божественной любви», вступит, статья А. И. Сидорова (с. 3—136). М., 1996; Церковная история. М., 1993; Толкование на псалтирь. М., 1997.
Лит.: Глубоковский И. Н. Блаженный Феодорит, епископ Кирский: его жизнь и литературная деятельность, т. 1—2. М., 1890; Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с 4 до 20 в. СПб., 1903; Флоровский Г. В. Византийские отцы 5—8 вв. М., 1992, с. 74—94; Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998; Ashby G. Theodoret of Cyrus as Exegete of the ld Testament. Grahamstown, 1972; Koch G. Strukturen und Geschichte des Heils m der Theologie des Theodoret von Kyros: eine dogmen- und theologiegeschichtliche Untersuchung. Fr./M., 1974; Canivet P. Le monaclusme syrien selon Theodoret de Cyr. P., 1977.
Н.В.Шабуров

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
248.55 кб

Аллегорические толкования в экзегетических творениях Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского

Балаховская Александра Сергеевна
Экзегеты антиохийской богословской школы, в противоположность Оригену и его последователям-александрийцам, были решительными противниками аллегорического толкования Священного Писания.
Читать PDF
2.08 мб

СИМЕОНОВСКИЙ ПЕРЕВОД КОММЕНТАРИЯ К ИЕЗЕКИИЛЮ БЛЖ. ФЕОДОРИТА КИРСКОГО И ИКОНОГРАФИЯ СПАСА В СИЛАХ

Денис Владимирович Хлебников
Образ Спаса в Силах — русский вариант изображения Спаса во Славе с символами евангелистов — занимал место средника деисусного чина русского высокого иконостаса, который считается одним из наиболее оригинальных явлений древнерусско