ФЕОДОР СТУДИТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФЕОДОР СТУДИТ
???????? ? ?????????) (759–826) – визант. богослов, противник иконоборчества. Происходил из высшей константинопольской чиновной знати. Трижды был сослан императорами-иконоборцами. Ф. – идеолог воинствующего монашества: его идеал – общежительный монастырь (киновия), основанный на строгой дисциплине занятых производит. трудом монахов и на деспотич. власти игумена. Ф. отстаивал принцип невмешательства императорской власти во внутр. жизнь монастырей. Ф. – плодовитый писатель, оставивший св. 500 писем, проповедей, литургич. соч., эпиграмм, ряда трактатов, направленных против иконоборцев и излагающих учение православной церкви об иконах. Осн. идея этих трактатов Ф. С. состояла в том, что Христос как "посредник между богом и людьми" обладал двумя естествами (см. Монофизиты): и божественной, и человеческой природой; он принял человеческий образ, и, следовательно, человеческое естество Христа описуемо. Икона как: чувств. образ сверхчувственного мира выступала, согласно Ф., средством связи между земным и небесным. Соч. в рус. пер.: Творения преп. отца нашего и исповедника Ф. С., т. 1–2, СПБ, 1907–08. Лит.: Доброклонский А. П., Преп. Ф., исповедник и игумен студийский, ч. 1–2, Одесса, 1913–14; Schneider G. ?., Der heilige Th. von Studion, M?nster–W., 1900; Gаrdner ?., Th. of Studium, his life and times, L., 1905; Werner F., Die Krise im Verh?ltnis von Staat und Kirche in Byzanz: Th. von Studion, в сб.: Aus der byzantinistischen Arbeit der Deutschen Demokratischen Republik, [Bd] 1, В., 1957; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959; Dujcev ?., San Teodoro Studita ed i Bulgari, "Bullettino dell´Istituto storicoitaliano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano", 1961, No 73. А. Каждан. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФЕОДОР СТУДИТ
759- 11 ноября 826, Принцевы острова, или у мыса Акрита) — византийский богослов, реформатор монастырской жизни. Родился в чиновничьей семье иконопочитателей, в 780 вступил в монастырь Саккудия в Вифинии, управлявшийся его дядей; в 794 стал игуменом. При императоре Константине VI сослан в Фессалонику (795/96), но затем возвратился в Саккудий, а ок. 798 — в Константинополь. В столице восстановил Студийский монастырь и организовал строгую общежительную общину (киновию), взяв за образец монастырский идеал Василия Великого. Бескомпромиссность по отношению к церковным и светским властям привела к ссылке его на Принцевы острова (в Мраморном море). Политика иконоборческих императоров вызвала новое резкое противодействие Феодора Студита. После отказа от участия в поместном соборе 815 он был сослан в Метопу в Вифинии, затем еще дальше, вплоть до Смирны. В нескольких житиях св. Феодора Студита описывается, в частности, торжественное перенесение его мощей в Константинополь 26 января 844.
Для православного богословия огромное значение имеют опровержения иконоборчества (три «Антирретики против иконоборцев») и развитие учения Иоанна Дамаскчна об образе. Он также писал литургические гимны, гомилии (беседы) и панегирики. В письмах (в основном — из ссылок) обсуждал вопросы монастырской этики (сохранилось более 550 посланий); моральной стойкости монаха посвящены и его эпиграммы. Соч.: MPG, t. 99; Nova patrum bibliotheca, ed. J. Cozza—Luzi, vol. VIII—IX. Romae, 1871—88; в рус. пер.: Огласительные поучения и Завещание. М., 1998.
Лит.: Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. М., 1989, с. 426—434; Franchi deCavalieri P. Unantica rappresentazione delia trasiazione di S. Teodoro Studita.— «Analecta Bollandiana», 1913, t. 32, p. 230—235; VorstC. van de. Le petite catechese de S. Theodore Studite.— «Analecta bollandiana», 1914, t. 33, p. 31-51.
M. В. Бибиков

Источник: Новая философская энциклопедия