ФЕОДОР АСИНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФЕОДОР АСИНСКИЙ
) (кон. 3 нач. 4 в.) — античный философ-неоплатоник, ученик Ямвлиха. Сочинения утрачены, по названиям известны «Об именах» и «О том, что душа является всеми эйдосами», а также свидетельства о комментариях к «Тимею» и «Федону» Платона, возможно, также к «Категориям» Аристотеля. Основные свидетельства — у Прокла в комментарии к «Тимею». Наиболее известна трактовка Феодором неоплатонической триады единое—ум—душа, в соответствии с которой Единое называется «первым», «небом» и «неизреченным», но никогда не собственно «единым». «Единым» называется ум, который у Феодора трактуется триадически согласно пониманию его структуры как предмета мысли, субъекта мысли и творца. Как «умопостигаемый» () ум именуется согласно аллегорической трактовке греческого слова единое (): «придыхание», «небосвод» (в результате истолкования буквы Е) и «жизнь» (истолкование буквы N как перевернутой ). Как «мыслящий» () ум именуется терминами «быть», «мыслить» и «жить», как «демиург» описывается как «сущностный ум», «мыслящая сущность» и «источник души». К третьему аспекту ума применимы термины «прообраз» (парадигма) и «умопостигаемый космос» Душа также представляет триаду душа сама по себе, всеобщая душа и душа космоса с подчиненными ей единичными душами
Вместе с другими учениками Ямвлиха, Сопатром и Дексиппом, Феодора относят к Сирийской школе неоплатонизма Соч.: Theodores von Asine, Sammlung der Testunonien und Kommentar v W Deuse Wiesbaden, 1973
Лит. Лосев А Ф История античнои эстетики Последние века, кн 1. 1988, с 302-318, GerschS From lamblichus to Enugena Leiden, 1978 289-304
M A Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕОДОР АСИНСКИЙ
ФЕОДОР АСИНСКИЙ (???????? ? ????????) (ок. 275 - ок. 360 н. э.), философ-неоплатоник, ученик Ямвлиха. Согласно античным свидетельствам, прежде чем попасть в школу Ямвлиха, Ф. некоторое время учился у Порфирия, от которого усвоил склонность к умеренному образу жизни и целомудрию (Damasc. Vit. Isid. 166). Сочинения утрачены, по названиям известны трактаты «Об именах» (???? ????????) и «О том, что душа является всеми эйдосами» ("??? ? ???? ????? ?? ?????????). Прокл И Олимпиодор цитируют его комментарии к платоновским «Тимею» и «Федону». Не исключено также, что он комментировал и «Категории» Аристотеля.     В противовес предпринятой Ямвлихом модернизации неоплатонического учения Ф. во многом возвращается к более ранней платонической традиции, продолжая развивать взгляды Нумения Апамейского, Порфирия и Амелия. В частности, он единственный из поздних неоплатоников разделял представление Плотина о том, что человеческая душа нисходит в чувственный мир не полностью, но некая ее часть навсегда остается в умопостигаемом (Procl. In Tim. Ill, 333, 28 sq.). Метафизическая система ?. насчитывает 5 уровней сверхчувственной реальности: вслед за первоначалом, которое Ф., подобно Ямвлиху считает неизреченным и обозначает просто как «Первое», следует сфера умопостигаемого, затем - мыслящего, затем - демиургического и, наконец, душевного сущего. Каждую из этих сфер Ф. в свою очередь, делит на три уровня, получая умопостигаемую, мыслящую, демиургическую и душевную триады. Первую из этих триад он называет «Единым», соотнося каждый из ее членов с одним из трех звуков, входящих в состав греческого ev - густым придыханием, гласным «е» и согласным «?» - при этом густое придыхание Ф. рассматривает как первое выражение того молчаливого вздоха (????? ???????), в котором скрывается невыразимое первоначало (Procl. In Tim. II, 274, 16-23). Вторая триада включает в себя: «бытие до сущего», «мышление до ума» и «жизнь до живого»; три члена третьей - «сущностный ум», «мыслящее бытие» и «источник душ» - соответствуют трем мировым Демиургам (учение, впоследствии отвергнутое и раскритикованное Проклом: Procl. In Tim. I, 309, 14); четвертая триада делится на душу саму по себе, всеобщую душу и душу мира. Последняя уже непосредственно связана с материальным космосом, наделяя жизнью все входящие в его состав тела, но ее первым или эфирным телом (?????) выступает природа (Procl. In Tim. Ill, 265, 16). Человеческие души обладают той же сущностью, что и мировая, в своей высшей части они продолжают сохранять связь с божественным Умом и отражают в себе каждая - все его содержание. По свидетельству Немесия Эмесского, Ф. признавал наличие разума даже у животных и верил в метемпсихоз (De nat. horn. 2, 593 Einarson).     Вместе с другими учениками Ямвлиха, Сопатром и Дексиппом, Ф. относят к Сирийской школе неоплатонизма.     Соч.: Theodoros von As ine. Sammlung der Testimonien und Kommentar von W. Deuse Wiesb., 1973.     Лит.: PraechterK. Theodoros von Asine, - RE, Reihe 5/2, 1934, S. 1833-1838; Gersh S. The Linguistic Doctrine of Theodorus of Asine and its Background in Philosophy and Magic, -Idem. From Iamblichus to Eriugena, Leiden, 1978, p. 289-305; ЛОСЕВ, ИАЭ VII. Последние века. Кн. 1. М., 1988, с. 302-318.     С. В. МЕСЯЦ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь