разновидность донауч. социализма, представители к-рого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феод.-патриархальным отношениям.
Впервые термин «Ф. с.» был употреблен К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистич. партии». Они относили к его представителям часть франц. легитимистов (X. ВильневБаржемон, Ш. Монталамбер и др.) и «Молодую Англию», в к-рую входили аристократич. тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизразли. Историко-филос. концепция Ф. с. была разработана Карлейлем. Теоретич. источниками явились философия католицизма, мистика Сведенборга, реакц. романтизм 18 - нач. 19 вв. (Э. Верк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Бональд, Ж. де Местр), традиционализм историч. школы права и др. учения, к-рые представители Ф. с. использовали преим. для провиденциалистскотелеологич. (см. Провиденциализм и Телеология) обоснования своих социально-политич. построений. Формирование Ф. с. произошло после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоящих буржуазии справа и слева, своеобразном антикапиталистич. фронте феодалов и трудящихся.
Ф. с. изображал историч. прогресс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача к-рых охранять проверенные веками и отвечающие извечной «человеч. природе» устои общества, не допуская их обновления. Ст. зр. Ф. с. установление политич. господства пром. буржуазии привело к распаду традиционных обществ. связей, к возникновению хаотич. массы преследующих эгоистич. цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилизации с феод.-патриархальными принципами обществ. бытия: иерархич. развитие патерналистскопатриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политич. установлений и лиц, в к-рых они воплощены (монархи, герои, зем. магнаты и «капитаны промышленности», как называл их Карлейль). К программе Ф. с., отразившей интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением промышленного капитализма (гор. мещанство, чиновничьебюрократич. элементы, часть интеллигенции).
Маркс и Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феод. социалистами антигудганистич. сторон капиталистич. цивилизации, в целом характеризовали Ф. с. как ведущее направление реакц. социализма 30-40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью к-рого является христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы).
ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
Источник: Советский философский словарь
ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
разновидность донауч. социализма, представители к-рого, критикуя капитализм, призывали искать выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям. В "Манифесте Коммунистической партии", где впервые употреблен термин "Ф. с." (в последнее время получивший признание и в бурж. лит-ре), Маркс и Энгельс охарактеризовали ?. с. как ведущее направление реакц. социализма 30–40-х гг. 19 в. Они относили к его представителям часть франц. легитимистов (Вильнев-Баржемон, 1784–1850; Монталамбер, 1810–1870 и др.) и "Молодую Англию", в к-рую входили арис-тократич. тори (Маннерс, 1818–1906; Смит, Кокран), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Дизраэли (1804–81). Фил ос. концепция Ф. с. обстоятельно была разработана Карлейлем. Торийско-филантропич. деятельность в духе Ф. с. проводил лорд Эшли. Англ. Ф. с. вызвал ряд подражаний в Германии (Губер, Радовиц, Вагенер). Теоретич. источниками Ф. с. явились философия католицизма, схоластич. реализм, мистика Беме и Сведенборга, идеалистич. философия Фихте и Шеллинга, традиционализм исторической школы права и др. учения, к-рые представители Ф. с. использовали преим. для провиденциалистско-телеологического (см. Провиденциализм) обоснования своих социально-политич. построений. Непосредств. предшественниками социологии Ф. с. явился реакц. романтизм 18 – нач. 19 вв. (Ленге, Болингброк, Берк, Де Местр, Бональд, Колридж, Саути, Вордсворт и др.). Формирование Ф. с. произошло после революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Англии, когда в результате открытого раскола между буржуазией и рабочим классом возникла почва для иллюзии общности интересов классов, противостоявших буржуазии справа и слева, иллюзии своеобразного антикапиталистич. фронта феодалов и трудящихся. Но с обнажением реального содержания классовых противоречий Ф. с. все явственнее приобретал черты одной из крайних форм социальной демагогии. По словам Маркса и Энгельса, "аристократия размахивала нищенской сумой пролетариата, как знаменем, чтобы повести за собой народ" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 448). ?. с. представлял историч. процесс как осуществление провиденциальных замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача к-рых охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нем "искусственных", "надуманных" элементов. "Естественной элитой" являются аристократы-землевладельцы, тесно связанные с землей – основой жизни. Собственники земли – носители духа нации, из к-рого самопроизвольно вырастают политические и социальные учреждения. Всякая попытка "придумать" законы, конституции нелепа. Установление политич. господства пром. буржуазии, говорили феод. социалисты, привело к распаду обществ. связей, к возникновению на месте "общественного организма" дискретной хаотич. массы преследующих эгоистич. цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит, только и обладающий правом именоваться "обществом" (образцом такового они считали феодализм), может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилизации с феод.-патриархальными принципами обществ. бытия как исконными, отвечающими извечной "человеческой природе": соблюдение иерархии, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политических установлений и лиц, в к-рых они воплощены (монархи, герои, земельные магнаты и "капитаны промышленности", как назвал их Карлейль). Программа Ф. с., пропаган-дировавшаяся как антикапиталистическая, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности нар. масс. Эта программа отразила интересы и чаяния обуржуазивавшейся земельной аристократии. К Ф. с. тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением пром. капитализма (гор. мещанство, чиновничье-бюрократич. элементы, часть интеллигенции). Маркс и Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феод. социалистами антигуманистич. сторон капиталистич. цивилизации, отмечали реакц. характер Ф. с. и неспособность его идеологов понять ход историч. процесса. Одной из разновидностей Ф. с. явился христианский социализм, представители к-рого (Ламенне, Кингсли и др.) выдвигали на первый план моральные проблемы. В дальнейшем Ф. с. получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Cлавянофилы). Элементы Ф. с. присущи взглядам Гaнди. В последней трети 19 в., когда явственно обозначившийся кризис либерализма был воспринят нек-рыми кругами общества как свидетельство справедливости антилиберальных пророчеств Ф. с., на его идейной основе возникли влиятельные консервативные обществ. политические и религ. течения ("социальный католицизм" во Франции, "христианско-социальная партия" Люэгера в Австрии, аналогичные движения и партии в Италии и Германии). В 20 в. Ф. с. оказал влияние на фашизм. Лит.: Неманов И. Н., Субъективно-идеалистич. сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества, "Вопр. истории", 1956, No 4; Кан С. Б., История социалистич. идей, М., 1967; Adler G., Die imperialistische Socialpolitik d´Israeli, Napoleon III, Bismarck, T?bingen, 1897; Butler G. G., The tory tradition: Bolingbroke–Burke–Disraeli–Salisbury, L., 1914; Whibley Сh., Lord John Manners and his friends, v. 1–2, L., 1925; Hill R. L., Toryism and the people. 1832–1846, L., 1929. И. Неманов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.