интерпретация природы науки с позиций феноменологии. По Гуссерлю (см.) от полноты реализации феноменологического метода зависит достигаемый горизонт научности. В одних случаях дело ограничивается эмпирическими (описательными) науками. В других случаях, когда достигается уровень эйдосов, налицо эйдетические науки. Среди эйдетических дисциплин можно выделить формальные и трансцендентальные науки. Формальные науки определяют всего лишь внешнюю форму научного знания (такова, например, формальная логика). Высший уровень рефлексии над эй- досами представляет собой трансцендентальные науки. Феноменологическая философия Гуссерля открыла простор для нового осмысления статуса различных наук. Наша ближайшая задача состоит в кратком описании значительных вех в конструировании философии науки на основе феноменологии. Что касается самого Гуссерля, то из всех наук он уделял наибольшее внимание логике и математике. Феноменологический метод был продуктивно использован не в естествознании, а в гуманитарных науках, в частности в социологии (А. Щюц), эстетике (М. Дюфрен, Р. Ингар- ден), психологии (К. Ясперс, Л. Бинсвангер), литературоведении (Р. Ингарден). Во всех случаях ставилась одна и та же задача: почерпнуть сущностное в предданном, т.е. в феноменах. Обратимся к вопросу о научной состоятельности феноменологии. В этой связи особое значение приобретает проблема истины. По Гуссерлю, истина есть интенциональное прояснение, обеспечивающее согласованность человеческого опыта. Истина есть полная согласованность между помысленным и имеющимся в наличии. Там, где этой согласованности нет, проводят соответствующие коррекции. Как нам представляется, именно в этой связи выясняется очевидная проблемная ситуация. Неясно, почему вдруг ранее осуществленная эйдетическая интуиция оказывается неправильной. Если ситуация зависит от жизненного опыта, то она в некотором роде вторична, что противоречит постулатам феноменологии. В связи с проблемой истины перед феноменологией встают грозные призраки относительности и историчности познания и его связи с практической деятельностью людей. Перед их лицом становится очевидным, что феноменологи абсолютизируют роль ментального в науке.
Феноменолог полагает, что все аспекты научной работы должны непременно «проходить» через феноменологическую редукцию и интуицию. Этот идеал феноменолога не согласуется с той действительной работой, которую проводят ученые. Простой пример: ученый, перебирая математические уравнения, ищет среди них необходимое ему, делает удачный или неудачный выбор. Он не проводил феноменологическую работу, по крайней мере в сколько-нибудь полном виде. Феноменолог, требуя при каждом новом шаге ученого справки из ведомства феноменологического сознания, чрезмерно ортодоксален. В мире науки нет той ментальной прозрачности, которая мила феноменологу. Факты свидетельствуют о том, что достаточно часто научные успехи достигаются без непосредственного обращения к феноменологическому методу. Однако в том случае, когда речь заходит о ментальности человека, феноменологическому методу, как представляется, трудно найти альтернативу.