ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Метод феноменологический
(греч. methodos – исследование, phainomenon – то, что является, logos – наука) – общее название специального познавательного метода, разработанного Э. Гуссерлем и распространенного впоследствии в феноменологии. Составляющими этого метода (типичными для феноменологии трансцендентальной) являются: а) метод чистого осмотра того, что и как дано; б) метод трансцендентальной редукции, проходящей в несколько этапов, соответствующий редукции феноменологической (см. Эпохе), состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания – интенциональности (т. е. направленности на предмет); в) метод анализа чистых впечатлений сознания и их соответствий. Сторонники нетрансцендентальной феноменологии (реалистической и объективной) обычно подвергают сомнению познавательный смысл либо применимость трансцендентальной редукции, ограничиваясь только методами чистого описания того, что и как дано, и методом идеальной редукции. Таким образом, феноменологический метод иногда сводится к анализу содержания идей, общих и специфических, точных и неточных. В феноменологии мы получаем лишь знание о том, как вещи являются нам, но не о самих вещах.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
метод, разработанный в рамках феноменологии. Его существенные особенности перечислены ниже.
1. Достоверным началом философствования является чистое Я, не замутненное какими- либо созерцаниями [С. 345]. Как условие познания чистое Я трансцендентально.
2. Всякого рода естественные установки, не являющиеся результатом тщательного философствования, должны быть «заключены в скобки». Это — требование эпохи. Согласно Гуссерлю (см.), именно эпоха вынуждает начать философствование с чистого Я.
3. Всякое переживание есть феномен, т.е. в нем является нечто. Последующий анализ выясняет, что это нечто может быть либо действительным, либо воображаемым.
4. Феномен выступает как интенция, как «сознание о ...». Принцип интенциональности Гуссерль связывал с именем Брентано, хотя он был известен уже средневековым схоластам. Впрочем, до Гуссерля никто не включал интенциональность в содержание Ф. м.
5. Полюсы интенциональности — когитум (предмет размышления) и когитация (размышление), или, другими словами, ноэма и ноэзис (два последних термина образованы от греческого слова «нус», т.е. ум).
6. Сознание есть поток феноменов (переживаний, воспоминаний, фантазий). Гуссерль полагал, что феномены синтезируются субъектом. Кант рассуждал о синтезе суждений. Гуссерль говорил о синтезе переживаний, феноменов.
7. Синтез феноменов предполагает их отождествление, которое достигается в имманентной субъекту временности.
8. В качестве тождественного выступает некий инвариант, следовательно, когитация есть выявление идентичного.
9. Конструирование многообразий переживаний сопровождается некоторыми вариациями, которые ограничены определенными горизонтами, доступными человеку.
10. Инварианты в вариациях — это сущность, эйдосы.
11. Смыслы, эйдосы достигаются в категориальной интуиции. Как видим, Гуссерль устанавливал связь чувственного с рациональным. При этом он полностью обходился без теории абстракций.
12. Эйдосы идеальны, они не даны реально, а исключительно умопостигаемы.
13. Постигаемый в эйдосах предмет есть идеальная предметность.
14. Чистота работы с феноменами обеспечивается феноменологической и эйдетической редукцией, т.е. сведением всего опыта сознания к феноменам и эйдосам.
15. Истина есть интенциональное прояснение, обеспечивающее согласованность человеческого опыта.
16. Трансцендентальное Я есть инвариант и единство всех актов сознания, условие, Предпосылка феноменологического опыта. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. М.; Минск, 2000.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
188.61 кб

Феноменологический метод

Блеекер К.Ю.
Читать PDF
516.58 кб

Клинико-феноменологический метод и текст

Мещерякова Эмма Ивановна
В статье описано применение клинико-феноменологического метода в сочетании с психолингвистическим при анализе текста персонального мифа в комплексном психологическом консультировании студентов.
Читать PDF
479.19 кб

Феноменологический метод в политической науке Гоббса

Чалый Вадим Александрович
В статье рассматривается применяемая Томасом Гоббсом методология исследования политического.
Читать PDF
289.86 кб

Феноменологический метод и мир медийных социальных сетей

Куликов Дмитрий Валерьевич
Читать PDF
368.72 кб

Феноменологические методы в психолого-педагогической практике

Кораблина Елена Павловна
Анализируются исторические и философские методы феноменологического подхода. Феноменологический метод рассматривается как способ исследования сознания.
Читать PDF
100.56 кб

Становление феноменологического метода в русской философии права

Альбов Алексей Павлович
Читать PDF
1.39 мб

Радикализация феноменологического метода в философии Мишеля Анри

Барашева Юлия Валентиновна
В данной статье анализируются новейшие тенденции в современной французской феноменологии сквозь призму отказа от процедуры «смыслополагания» (Sinngebung) как ключевой для гуссерлианской традиции.
Читать PDF
165.48 кб

Феноменологическая демаркация научных методов исследования антропогенеза

Устименко Дмитрий Леонидович
В статье с феноменологической точки зрения рассматривается общая методологическая парадигма современного естествознания, в рамках которого наукой познается проблема антропогенеза.
Читать PDF
101.62 кб

Феноменологическая методология познания права в философии русского евразийства

Золкин А.Л.
Рассмотрена проблема осмысления права в философии евразийства. Анализ идей крупнейшего представителя философии права русского евразийства Н.Н.
Читать PDF
125.10 кб

Феноменологическая социология в контексте современных методологических дискуссий

Иванова Анна Сергеевна
Статья посвящена рассмотрению основных программ в области методологии социально-гуманитарных наук позитивизму (О. Конт, Г. Спенсер и др.) и антипозитивизму (В. Дильтей, Г. Риккерт и др.). Исходя из идей позднего Э.
Читать PDF
283.10 кб

Событие и метод: философская герменевтика в контексте феноменологического движения

Инишев Илья Николаевич
Осуществляется краткая реконструкция логики развития феноменологического движения с целью определения места философской герменевтики в истории феноменологии.
Читать PDF
1.00 мб

Методологическое значение историографии при феноменологическом познании антропогенеза

Устименко Дмитрий Леонидович
Антропогенез является неявным фокусом феноменологической философии, направленной на осуществление генетического анализа трансцендентальной субъективности.
Читать PDF
120.56 кб

Онтологические и методологические принципы феноменологического подхода Эдмунда Гуссерля

Шиян Анна Александровна
Признавая оправданность множества интерпретаций феноменологии Гуссерля, автор статьи предлагает и обосновывает собственный подход к философии Гуссерля, основанный на работах К. Хельда, В. И. Молчанова и Л. Тенгели.
Читать PDF
652.11 кб

Методология исследования управленческого потенциала предприятия: феноменологический подход

Новикова Ирина Игоревна
Феноменологический подход позволяет лучше понять сущность управленческого потенциала и способы его развития в процессе повседневной практики людей.
Читать PDF
258.63 кб

Обоснование клинико-феноменологического метода в иследовании динамических свойств личности

Малейчук Геннадий Иванович
В статье рассматривается возможность использования в качестве исследования субъективных переживаний личности кли нико-феноменологический метод.