ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
Метод феноменологический
(греч. methodos – исследование, phainomenon – то, что является, logos – наука) – общее название специального познавательного метода, разработанного Э. Гуссерлем и распространенного впоследствии в феноменологии. Составляющими этого метода (типичными для феноменологии трансцендентальной) являются: а) метод чистого осмотра того, что и как дано; б) метод трансцендентальной редукции, проходящей в несколько этапов, соответствующий редукции феноменологической (см. Эпохе), состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания – интенциональности (т. е. направленности на предмет); в) метод анализа чистых впечатлений сознания и их соответствий. Сторонники нетрансцендентальной феноменологии (реалистической и объективной) обычно подвергают сомнению познавательный смысл либо применимость трансцендентальной редукции, ограничиваясь только методами чистого описания того, что и как дано, и методом идеальной редукции. Таким образом, феноменологический метод иногда сводится к анализу содержания идей, общих и специфических, точных и неточных. В феноменологии мы получаем лишь знание о том, как вещи являются нам, но не о самих вещах.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
метод, разработанный в рамках феноменологии. Его существенные особенности перечислены ниже.
1. Достоверным началом философствования является чистое Я, не замутненное какими- либо созерцаниями [С. 345]. Как условие познания чистое Я трансцендентально.
2. Всякого рода естественные установки, не являющиеся результатом тщательного философствования, должны быть «заключены в скобки». Это — требование эпохи. Согласно Гуссерлю (см.), именно эпоха вынуждает начать философствование с чистого Я.
3. Всякое переживание есть феномен, т.е. в нем является нечто. Последующий анализ выясняет, что это нечто может быть либо действительным, либо воображаемым.
4. Феномен выступает как интенция, как «сознание о ...». Принцип интенциональности Гуссерль связывал с именем Брентано, хотя он был известен уже средневековым схоластам. Впрочем, до Гуссерля никто не включал интенциональность в содержание Ф. м.
5. Полюсы интенциональности — когитум (предмет размышления) и когитация (размышление), или, другими словами, ноэма и ноэзис (два последних термина образованы от греческого слова «нус», т.е. ум).
6. Сознание есть поток феноменов (переживаний, воспоминаний, фантазий). Гуссерль полагал, что феномены синтезируются субъектом. Кант рассуждал о синтезе суждений. Гуссерль говорил о синтезе переживаний, феноменов.
7. Синтез феноменов предполагает их отождествление, которое достигается в имманентной субъекту временности.
8. В качестве тождественного выступает некий инвариант, следовательно, когитация есть выявление идентичного.
9. Конструирование многообразий переживаний сопровождается некоторыми вариациями, которые ограничены определенными горизонтами, доступными человеку.
10. Инварианты в вариациях — это сущность, эйдосы.
11. Смыслы, эйдосы достигаются в категориальной интуиции. Как видим, Гуссерль устанавливал связь чувственного с рациональным. При этом он полностью обходился без теории абстракций.
12. Эйдосы идеальны, они не даны реально, а исключительно умопостигаемы.
13. Постигаемый в эйдосах предмет есть идеальная предметность.
14. Чистота работы с феноменами обеспечивается феноменологической и эйдетической редукцией, т.е. сведением всего опыта сознания к феноменам и эйдосам.
15. Истина есть интенциональное прояснение, обеспечивающее согласованность человеческого опыта.
16. Трансцендентальное Я есть инвариант и единство всех актов сознания, условие, Предпосылка феноменологического опыта. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. М.; Минск, 2000.
1. Достоверным началом философствования является чистое Я, не замутненное какими- либо созерцаниями [С. 345]. Как условие познания чистое Я трансцендентально.
2. Всякого рода естественные установки, не являющиеся результатом тщательного философствования, должны быть «заключены в скобки». Это — требование эпохи. Согласно Гуссерлю (см.), именно эпоха вынуждает начать философствование с чистого Я.
3. Всякое переживание есть феномен, т.е. в нем является нечто. Последующий анализ выясняет, что это нечто может быть либо действительным, либо воображаемым.
4. Феномен выступает как интенция, как «сознание о ...». Принцип интенциональности Гуссерль связывал с именем Брентано, хотя он был известен уже средневековым схоластам. Впрочем, до Гуссерля никто не включал интенциональность в содержание Ф. м.
5. Полюсы интенциональности — когитум (предмет размышления) и когитация (размышление), или, другими словами, ноэма и ноэзис (два последних термина образованы от греческого слова «нус», т.е. ум).
6. Сознание есть поток феноменов (переживаний, воспоминаний, фантазий). Гуссерль полагал, что феномены синтезируются субъектом. Кант рассуждал о синтезе суждений. Гуссерль говорил о синтезе переживаний, феноменов.
7. Синтез феноменов предполагает их отождествление, которое достигается в имманентной субъекту временности.
8. В качестве тождественного выступает некий инвариант, следовательно, когитация есть выявление идентичного.
9. Конструирование многообразий переживаний сопровождается некоторыми вариациями, которые ограничены определенными горизонтами, доступными человеку.
10. Инварианты в вариациях — это сущность, эйдосы.
11. Смыслы, эйдосы достигаются в категориальной интуиции. Как видим, Гуссерль устанавливал связь чувственного с рациональным. При этом он полностью обходился без теории абстракций.
12. Эйдосы идеальны, они не даны реально, а исключительно умопостигаемы.
13. Постигаемый в эйдосах предмет есть идеальная предметность.
14. Чистота работы с феноменами обеспечивается феноменологической и эйдетической редукцией, т.е. сведением всего опыта сознания к феноменам и эйдосам.
15. Истина есть интенциональное прояснение, обеспечивающее согласованность человеческого опыта.
16. Трансцендентальное Я есть инвариант и единство всех актов сознания, условие, Предпосылка феноменологического опыта. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. М.; Минск, 2000.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.