Феноменализм

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Феноменализм
процедура редукции теоретических высказываний к "базисным предложениям", выражающих чувственных опыт.

Источник: Аналитическая философия (глоссарий)

Феноменализм
субъективно-идеалистическое направление в философии, утверждающее, что познаваемы лишь явления, а сущность вещей непознаваема; отождествляет объективные вещи с явлениями и восприятиями. Представляет собою разновидность агностицизма.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ФЕНОМЕНАЛИЗМ
философское направление, рассматривающее предметы опыта или как проявления (феномены) непознаваемой "вещи-в-себе" (объективный феноменализм), или как простые феномены сознания и субъективные ощущения (крайний феноменализм). Объективный феноменализм защищали Кант, Шопенгауэр, Гербарт, Лотце, Э. Гартман; крайний феноменализм - Мах, Файхингер.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФЕНОМЕНАЛИЗМ
(Phänomenalismus) — направление в философии, которое рассматривает предметы опыта или как проявления (феномены) непознаваемой «вещи-в-себе» (объективный феноменализм), или вообще как простые феномены сознания, т. е. субъективные ощущения (крайний феноменализм). Объективный феноменализм защищали Кант, Шопенгауэр, Гербарт, Лотце, Э. фон Гартман и др.; крайний феноменализм — Мах, Файхингер и др. Эта точка зрения скрыто содержится в мышлении современной физики, поскольку все телесные предметы и изменения объясняются как проявления корпускулярных и атомарных процессов всевозможных видов в микрокосмосе.
Н. Kleinpeter. Der Р., 1913; Н. Barth. Philosophie der Erscheinung, I—II, 1947—1959; H. R. Schweizer, А. Wildermuth. Die Entdeckung der Phänomene, 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФЕНОМЕНАЛИЗМ
гносеологич. установка, в соответствии с к-рой в пределах своего реального опыта человек имеет дело лишь с явлениями, относительно истинной сущности к-рых ничего достоверно сказать нельзя. Если наличие и действие такой сущности вообще признается, речь идет об объективном Ф. (Кант, Шопенгауэр, Лотце, Э.Гартман); если же все содержание опыта сводится к простым ощущениям, «знакам сознания», образам единичных вещей, то можно говорить о субъективном или крайнем Ф. (Мах, Файхингер, Шлик). Феноменалистская установка, сформулированная еще в антич. философии (пирронизм), сыграла существенную роль в развитии позитивистской и неопозитивистской парадигмы философии науки. Еще Конт выдвинул принципиальное требование к науч. познанию: отвечать на вопрос «как происходит это?» взамен метафиз. вопроса «что есть это?». Эта позиция, разделяемая всеми представителями позитивистской философии, наиболее ярко проявилась в концепциях Венского кружка. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФЕНОМЕНАЛИЗМ
учение о по знании, исходящее из тезиса: непосредственным, если не единственным, объектом познания являются только ощущения сами по себе. Крайний Ф. ведет к субъективному идеализму — мир есть совокупность “идей”, “комплексов ощущений” (Беркли, Эмпириокритицизм)— или к агностицизму — мы не можем знать, что скрывается за ощущениями (Юм). Умеренный Ф., признавая существование объектов, проявляющихся в ощущениях, ведет или к не вполне последовательному материализму, когда объекты рассматриваются как материальные вещи (Локк), или к кантианскому агностицизму, если они истолковываются как непознаваемые “веши в себе” (Кант, Милль, Спенсер). Ф. присущ почти всем позитивистским учениям 19—20 вв. В неопозитивизме Ф. принял лингвистическую и вообще семиотическую форму, поскольку его осн. тезис сводится к возможности выражать опыт в “объектном”, или “феноменалистическом”, языке. С т. зр. диалектического материализма исходный тезис Ф. несостоятелен, т. к. познание в нем отрывается от действительности и практики.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Феноменализм
(греч. phainomenon – то, что является, явление +) – В теории познания: положение, согласно которому предметом познания (тем, что познаваемо) являются исключительно явления, или феномены. Феноменализм не сомневается в существовании «вещей в себе», а только в возможности их познания (агностицизм). Это понятие относится исключительно к теории познания. Феноменализм выступает в нескольких версиях, которые одинаково негативно относятся к философии; различает способы понимания сфер, доступных человеческому познанию. Исходя из этого различают феноменализм эмпирический (софисты (см. Софистика), Д. Юм, Г. Спенсер), эмпириокритицизм (см. Эмпириокритицизм), аналитическую философию (см. Аналитическая философия) и феноменализм априорный (И. Кант). В методологии: положение, утверждающее, что предметом научных исследований должны быть исключительно явления, которые могут быть описаны языком непосредственных данных, доступных наблюдению и при использовании количественно-математических параметров. Понятие «феноменализм» противоположно понятиям эссенциализма (см. Эссенциализм) и эйдетизма (см. Эйдетизм).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Феноменализм
 (греч. — представление, явление) — учение о познании, исходящее из тезиса: непосредственным объектом познания являются только ощущения. Крайний Ф. ведет к субъективному идеализму: мир есть «совокупность «идей»», «комплексов ощущений» (Беркли, Эмпириокритицизм) — или агностицизму: мы не можем знать, что скрывается за ощущениями (Юм). Умеренный Ф., признавая существование объектов, проявляющихся в ощущениях, ведет или к непоследовательному материализму, рассматривая объекты как материальные вещи (Локк),или к кантианскому агностицизму, если объекты рассматриваются как непознаваемые «вещи в себе» (Кант, Милль, Спенсер). В совр. позитивизме Ф. принимает лингвистическую форму, поскольку его осн. тезис сводится к возможности выражать опыт в «объектном» или «феноменалистическом» языке. Признавая вначале полную возможность свести высказывания о вещах к высказываниям о содержании сознания, некоторые неопозитивисты в последнее время начинают осознавать тщетность этих попыток. С т. зр. диалектического материализма исходный тезис Ф. несостоятелен, т. к. познание в нем отрывается от действительности.

Источник: Философский словарь. 1963

ФЕНОМЕНАЛИЗМ
субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т. п.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятиям, феноменализм признает их единственной реальностью, доступной человеку.
Существование материальных объектов приравнивается к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «Существовать значит быть «воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (махизм). Феноменализм присущ англо-американскому неореализму, отождествляющему материальные объекты с «чувственно данными» (причем последние признаются зависимыми от субъекта познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логического позитивизма была выдвинута концепция т. н. лингвистического феноменализма, признающая высказывания о материальных объектах эквивалентными множеству высказываний о «чувственных данных».
В. А. Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕНОМЕНАЛИЗМ
субъективно-идеалистич. учение, согласно к-рому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувств. данных», сенсибилий и т. п.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувств. восприятиям, Ф. признает их единств. реальностью, доступной человеку. Существование материальных объектов приравнивается в Ф. к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «существовать значит быть воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (махизм). Ф. присущ англо-амер. неореализму, отождествляющему материальные объекты с «чувств. данными» (причем последние признаются зависимыми от субъекта познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логич. позитивизма была выдвинута концепция т. н. лингвистического Ф., признающая высказывания о материальных объектах эквивалентными множеству высказываний о «чувственных данных».
Отвергая Ф. как доктрину, не соответствующую результатам и методам совр. науч. познания, диалектич. материализм исходит из того, что познание отражает существ. свойства и отношения объективной реальности. Между явлением и сущностью нет непереходимой грани: сущность как предмет познания постигается через явление. См. также Сущность и явление.

Источник: Советский философский словарь

ФЕНОМЕНАЛИЗМ
филос. принцип, согласно к-рому в познании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. В зависимости от того, признается ли за явлением еще какая-нибудь действительность (реальность) или нет, выделяют: 1) М е т а ф и з и ч е с к и й Ф., когда утверждается стоящая за миром явлений др. реальность (сущность, вещи сами по себе и т.д.), к-рую мы познаем лишь в меру нашей психофизич. организации, а следовательно, не можем: познать, как она есть "на самом деле", "до конца". Такого рода Ф. в отношении вещей внешнего мира свойствен всей традиции платонизма и неоплатонизма, скептицизму, юмовской философии. В рамках метафизич. Ф. как особую позицию следует выделить теоретико-познават. Ф. философии Канта, выводившего непознаваемость вещей самих по себе (см. "Вещь в себе") из особенностей нашей познават. способности (субъективность форм созерцания и мышления). 2) К р а й н и й Ф., согласно к-рому нам даны лишь наши представления, являющиеся последней реальностью познания, т.к., кроме них, ничего больше несуществует; поэтому мы познаем не что иное, как содержание нашего сознания (см. Солипсизм, Беркли). С метафизической, т.е. с философской т. зр., к Ф. следует отнести всю позитивистскую и неопозитивистскую традицию с ее программным лозунгом "долой метафизику", и с ее признанием "непосредственно-данного" как единств, реальности познания. Согласно марксистской т. зр., между явлением и сущностью, между вещью самой по себе и вещью для: нас нет непереходимой грани. Мир познаваем до конца, ибо процесс его познания не есть процесс, где индивид с его особой психофизич. организацией и познават. способностью находится наедине с познаваемым объектом. См. ст. Отражение, Практика. В. Костеловский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Логика события и метафизика бытия: феноменальные ракурсы и категориальные координаты

Ланкин В. Г.
Анализируются методологические возможности и особенности категориальной логики события в контексте современного этапа развития научных теорий.
Читать PDF
0.00 байт

Метакибернетика, общая теория развивающихся ноуменально-феноменальных систем и социальные науки. Ста

Андреев Владимир Олегович, Узилевский Геннадий Яковлевич
В статье рассматривается эволюция кибернетических представлений; показываются правомерность и полезность разработки метакибернетики и раскрываются ее размерности.
Читать PDF
0.00 байт

О новых тенденциях развития общей теории развивающихся ноуменально-феноменальных систем

Андреев Владимир Олегович, Узилевский Геннадий Яковлевич
В статье рассматривается иерархия видов сложности К.
Читать PDF
0.00 байт

Метакибернетика, общая теория развивающихся ноуменально-феноменальных систем и социальные науки. Ста

Андреев Владимир Олегович, Узилевский Геннадий Яковлевич
В статье раскрываются индикаторы нового этапа эволюции человеческого рода и развития социальных институтов, выявляются направления расширения концептуального аппарата социальных наук в XXI веке и излагаются некоторые направления и
Читать PDF
0.00 байт

Феноменальные модусы телесного бытия

Трунов Дмитрий Геннадьевич
В статье предпринят феноменологический анализ телесного бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменальное сознание

Иванов Дмитрий Валерьевич
Работа посвящена анализу идеи Н. Блока о двух видах сознания: феноменальном сознании и доступном сознании.
Читать PDF
0.00 байт

В защиту феноменального сознания: аргументы против физикализма в современной аналитической философии

Гаспарян Д. Э.
В настоящей статье мы рассматриваем наиболее влиятельные и обсуждаемые антифизикалистские аргументы, ставшие в последнее десятилетие почти культовыми.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменальное сознание и когнитивный доступ

Нагуманова Светлана Фарвазовна
В статье подвергается критике идея американского философа Н. Блока о том, что существует два разных явления – феноменальное сознание и сознание-доступ.
Читать PDF
0.00 байт

К феноменальности тела в поступке

Ильина Ольга Игоревна
Данная статья посвящена феномену поступка как теме философской рефлексии и возможности артикулировать полноту и целостность его бытия в терминах феноменологии телесности.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема феноменального анализа природы человека: методологический аспект

Николин Виктор Владимирович, Николина Ольга Ивановна
Человек в познании выступает как бунтарь против первой природы, а в современности — как существо, подчинившее второй природе. Где же место миру человека, или его собственной природе!
Читать PDF
0.00 байт

Феноменальность эстетического на рефлексивном уровне бытийствования

Думинская Марина Викторовна
Актуализирована проблема выявления специфики проявления эстетического начала на уровне рефлексивного мышления в контексте онтологической проблемы подлинного и неподлинного существования.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности трансляции представления об иллюзорности феноменального мира из восточной культуры в зап

Байков А. А.
В данной статье исследуется проблема заимствования, характерного для индийской культуры представления об иллюзорности феноменального мира западной культурой, на примере сопоставления учения К. Кастанеды и адвайта-веданты.
Читать PDF
0.00 байт

В защиту феноменального сознания: аргументы против физикализма в современной аналитической философии

Гаспарян Д. Э.
В настоящей статье мы рассмотрим наиболее влиятельные и обсуждаемые антифизикалистские аргументы, ставшие в последнее десятилетие почти культовыми.
Читать PDF
0.00 байт

Понимание общества в онтологии феноменализма

Павловский Алексей Игоревич
В работе исследуется онтология общества в феноменализме.
Читать PDF
0.00 байт

К феноменальности творчества через синергетическую сложность

Дубина И. Н.
История изучения творчества показывает, что в исследованиях всегда явно или неявно предполагается субстанциональность творчества.

Похожие термины:

  • феноменализм (от греч. Феномен)

    теория, согласно которой действительность полностью исчерпывается чувственно воспринимаемым миром, мир явлений самодостаточен и не предполагает существования другого, более глубокого уровня б
  • Феноменальное

    что поддается экспликации в виде феномена.
  • ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ

    редуцирование познания к чувственным данным (Дж. Беркли, Э. Мах (см.)). Принципу теоретической относительности придается крайне односторонний характер, и к тому же он истолковывается неправильно. В