Феноменализм
Феноменализм
процедура редукции теоретических высказываний к "базисным предложениям", выражающих чувственных опыт.
Источник: Аналитическая философия (глоссарий)
Феноменализм
субъективно-идеалистическое направление в философии, утверждающее, что познаваемы лишь явления, а сущность вещей непознаваема; отождествляет объективные вещи с явлениями и восприятиями. Представляет собою разновидность агностицизма.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
философское направление, рассматривающее предметы опыта или как проявления (феномены) непознаваемой "вещи-в-себе" (объективный феноменализм), или как простые феномены сознания и субъективные ощущения (крайний феноменализм). Объективный феноменализм защищали Кант, Шопенгауэр, Гербарт, Лотце, Э. Гартман; крайний феноменализм - Мах, Файхингер.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
(Phänomenalismus) — направление в философии, которое рассматривает предметы опыта или как проявления (феномены) непознаваемой «вещи-в-себе» (объективный феноменализм), или вообще как простые феномены сознания, т. е. субъективные ощущения (крайний феноменализм). Объективный феноменализм защищали Кант, Шопенгауэр, Гербарт, Лотце, Э. фон Гартман и др.; крайний феноменализм — Мах, Файхингер и др. Эта точка зрения скрыто содержится в мышлении современной физики, поскольку все телесные предметы и изменения объясняются как проявления корпускулярных и атомарных процессов всевозможных видов в микрокосмосе.
Н. Kleinpeter. Der Р., 1913; Н. Barth. Philosophie der Erscheinung, I—II, 1947—1959; H. R. Schweizer, А. Wildermuth. Die Entdeckung der Phänomene, 1981.
Н. Kleinpeter. Der Р., 1913; Н. Barth. Philosophie der Erscheinung, I—II, 1947—1959; H. R. Schweizer, А. Wildermuth. Die Entdeckung der Phänomene, 1981.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
гносеологич. установка, в соответствии с к-рой в пределах своего реального опыта человек имеет дело лишь с явлениями, относительно истинной сущности к-рых ничего достоверно сказать нельзя. Если наличие и действие такой сущности вообще признается, речь идет об объективном Ф. (Кант, Шопенгауэр, Лотце, Э.Гартман); если же все содержание опыта сводится к простым ощущениям, «знакам сознания», образам единичных вещей, то можно говорить о субъективном или крайнем Ф. (Мах, Файхингер, Шлик). Феноменалистская установка, сформулированная еще в антич. философии (пирронизм), сыграла существенную роль в развитии позитивистской и неопозитивистской парадигмы философии науки. Еще Конт выдвинул принципиальное требование к науч. познанию: отвечать на вопрос «как происходит это?» взамен метафиз. вопроса «что есть это?». Эта позиция, разделяемая всеми представителями позитивистской философии, наиболее ярко проявилась в концепциях Венского кружка. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
учение о по знании, исходящее из тезиса: непосредственным, если не единственным, объектом познания являются только ощущения сами по себе. Крайний Ф. ведет к субъективному идеализму — мир есть совокупность “идей”, “комплексов ощущений” (Беркли, Эмпириокритицизм)— или к агностицизму — мы не можем знать, что скрывается за ощущениями (Юм). Умеренный Ф., признавая существование объектов, проявляющихся в ощущениях, ведет или к не вполне последовательному материализму, когда объекты рассматриваются как материальные вещи (Локк), или к кантианскому агностицизму, если они истолковываются как непознаваемые “веши в себе” (Кант, Милль, Спенсер). Ф. присущ почти всем позитивистским учениям 19—20 вв. В неопозитивизме Ф. принял лингвистическую и вообще семиотическую форму, поскольку его осн. тезис сводится к возможности выражать опыт в “объектном”, или “феноменалистическом”, языке. С т. зр. диалектического материализма исходный тезис Ф. несостоятелен, т. к. познание в нем отрывается от действительности и практики.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Феноменализм
(греч. phainomenon – то, что является, явление +) – В теории познания: положение, согласно которому предметом познания (тем, что познаваемо) являются исключительно явления, или феномены. Феноменализм не сомневается в существовании «вещей в себе», а только в возможности их познания (агностицизм). Это понятие относится исключительно к теории познания. Феноменализм выступает в нескольких версиях, которые одинаково негативно относятся к философии; различает способы понимания сфер, доступных человеческому познанию. Исходя из этого различают феноменализм эмпирический (софисты (см. Софистика), Д. Юм, Г. Спенсер), эмпириокритицизм (см. Эмпириокритицизм), аналитическую философию (см. Аналитическая философия) и феноменализм априорный (И. Кант). В методологии: положение, утверждающее, что предметом научных исследований должны быть исключительно явления, которые могут быть описаны языком непосредственных данных, доступных наблюдению и при использовании количественно-математических параметров. Понятие «феноменализм» противоположно понятиям эссенциализма (см. Эссенциализм) и эйдетизма (см. Эйдетизм).
Феноменализм
(греч. — представление, явление) — учение о познании, исходящее из тезиса: непосредственным объектом познания являются только ощущения. Крайний Ф. ведет к субъективному идеализму: мир есть «совокупность «идей»», «комплексов ощущений» (Беркли, Эмпириокритицизм) — или агностицизму: мы не можем знать, что скрывается за ощущениями (Юм). Умеренный Ф., признавая существование объектов, проявляющихся в ощущениях, ведет или к непоследовательному материализму, рассматривая объекты как материальные вещи (Локк),или к кантианскому агностицизму, если объекты рассматриваются как непознаваемые «вещи в себе» (Кант, Милль, Спенсер). В совр. позитивизме Ф. принимает лингвистическую форму, поскольку его осн. тезис сводится к возможности выражать опыт в «объектном» или «феноменалистическом» языке. Признавая вначале полную возможность свести высказывания о вещах к высказываниям о содержании сознания, некоторые неопозитивисты в последнее время начинают осознавать тщетность этих попыток. С т. зр. диалектического материализма исходный тезис Ф. несостоятелен, т. к. познание в нем отрывается от действительности.
Источник: Философский словарь. 1963
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т. п.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувственным восприятиям, феноменализм признает их единственной реальностью, доступной человеку.
Существование материальных объектов приравнивается к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «Существовать значит быть «воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (махизм). Феноменализм присущ англо-американскому неореализму, отождествляющему материальные объекты с «чувственно данными» (причем последние признаются зависимыми от субъекта познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логического позитивизма была выдвинута концепция т. н. лингвистического феноменализма, признающая высказывания о материальных объектах эквивалентными множеству высказываний о «чувственных данных».
В. А. Лекторский
Существование материальных объектов приравнивается к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «Существовать значит быть «воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (махизм). Феноменализм присущ англо-американскому неореализму, отождествляющему материальные объекты с «чувственно данными» (причем последние признаются зависимыми от субъекта познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логического позитивизма была выдвинута концепция т. н. лингвистического феноменализма, признающая высказывания о материальных объектах эквивалентными множеству высказываний о «чувственных данных».
В. А. Лекторский
Источник: Новая философская энциклопедия
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
субъективно-идеалистич. учение, согласно к-рому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов (ощущений, «чувств. данных», сенсибилий и т. п.). Считая, что все содержание познания может быть редуцировано к чувств. восприятиям, Ф. признает их единств. реальностью, доступной человеку. Существование материальных объектов приравнивается в Ф. к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъекта (положение Беркли: «существовать значит быть воспринимаемым»), толкуется как продукт воображения (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (махизм). Ф. присущ англо-амер. неореализму, отождествляющему материальные объекты с «чувств. данными» (причем последние признаются зависимыми от субъекта познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логич. позитивизма была выдвинута концепция т. н. лингвистического Ф., признающая высказывания о материальных объектах эквивалентными множеству высказываний о «чувственных данных».
Отвергая Ф. как доктрину, не соответствующую результатам и методам совр. науч. познания, диалектич. материализм исходит из того, что познание отражает существ. свойства и отношения объективной реальности. Между явлением и сущностью нет непереходимой грани: сущность как предмет познания постигается через явление. См. также Сущность и явление.
Отвергая Ф. как доктрину, не соответствующую результатам и методам совр. науч. познания, диалектич. материализм исходит из того, что познание отражает существ. свойства и отношения объективной реальности. Между явлением и сущностью нет непереходимой грани: сущность как предмет познания постигается через явление. См. также Сущность и явление.
Источник: Советский философский словарь
ФЕНОМЕНАЛИЗМ
филос. принцип, согласно к-рому в познании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. В зависимости от того, признается ли за явлением еще какая-нибудь действительность (реальность) или нет, выделяют: 1) М е т а ф и з и ч е с к и й Ф., когда утверждается стоящая за миром явлений др. реальность (сущность, вещи сами по себе и т.д.), к-рую мы познаем лишь в меру нашей психофизич. организации, а следовательно, не можем: познать, как она есть "на самом деле", "до конца". Такого рода Ф. в отношении вещей внешнего мира свойствен всей традиции платонизма и неоплатонизма, скептицизму, юмовской философии. В рамках метафизич. Ф. как особую позицию следует выделить теоретико-познават. Ф. философии Канта, выводившего непознаваемость вещей самих по себе (см. "Вещь в себе") из особенностей нашей познават. способности (субъективность форм созерцания и мышления). 2) К р а й н и й Ф., согласно к-рому нам даны лишь наши представления, являющиеся последней реальностью познания, т.к., кроме них, ничего больше несуществует; поэтому мы познаем не что иное, как содержание нашего сознания (см. Солипсизм, Беркли). С метафизической, т.е. с философской т. зр., к Ф. следует отнести всю позитивистскую и неопозитивистскую традицию с ее программным лозунгом "долой метафизику", и с ее признанием "непосредственно-данного" как единств, реальности познания. Согласно марксистской т. зр., между явлением и сущностью, между вещью самой по себе и вещью для: нас нет непереходимой грани. Мир познаваем до конца, ибо процесс его познания не есть процесс, где индивид с его особой психофизич. организацией и познават. способностью находится наедине с познаваемым объектом. См. ст. Отражение, Практика. В. Костеловский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.