(1651, замок Фенелон, Перигор – 1715, Камбре) – религиозный философ, писатель. Окончил парижский коллеж Плесси. В 1675 принял сан священника; с 1695 – архиепископ Камбрейский. В сочинении «Объяснение правил святых относительно внутренней жизни» (1697) выступил сторонником квиетизма. В этой работе (а также в многочисленных письмах) развивал мистическое учение о «чистой любви» как пути к познанию Бога и соединению с Ним. «Чистая любовь», по Ф., является совершенно незаинтересованной: она не руководствуется ожиданием будущих наград или страхом наказаний. «Чистая любовь» к Богу означает забвение самого себя, отказ от самого себя; человек полностью подчиняет свою волю воле Создателя, порывая с эгоистическими желаниями и стремлениями: в этом состоит высшая добродетель, ведущая к блаженству. «Очищение» любви к Богу, по Ф., предполагает отделение высшей части души от низшей. Низшую часть он связывает с чувствами и воображением, высшую – с рассудком и волей. «Очищение» любви требует от человека своего рода «умерщвления», определенного воздержания, которое должно распространяться на деятельность чувств, воображения и, в значительной степени, разума. При этом Ф. настаивал на необходимости различения размышления и созерцания. Размышление слагается из последовательных актов, легко отделимых друг от друга; оно представляет собой тип опосредованного познания, свойственного несовершенной, или заинтересованной, любви. Созерцание – «простой и влюбленный взгляд», рождающийся из глубоко укорененной веры. Душу, наполненную созерцанием, рассуждения могут лишь утомлять и смущать, они воспринимаются как досадное препятствие в восхождении к Богу. Созерцание «негативно» в том отношении, что оно не связано ни с одним из чувственных образов, ни с одной из частных идей. Внутренняя жизнь святого может быть описана как погружение в пассивное состояние, характеризуемое своего рода простотой: «дети Божьи» чисты, искренни, спокойны. В «Трактате о существовании Бога» (1712–1718) Ф. утверждал, что обнаруживаемые в человеческом разуме идеи самодостаточного, бесконечного, необходимого бытия указывают на внешний всесовершенный их прообраз, т.е. Бога. Кроме того, тезис о существовании Бога выводится, по его мнению, из рассмотрения внешнего мира: природа демонстрирует удивительный порядок и целесообразность, что свидетельствует о наличии разумного плана, причиной которого может быть только Бог (всесовершенный дух, основные свойства которого – единство, простота, вечность и бесконечность). В романе «Приключения Телемаха» (1699) Ф. утверждал, что политика должна быть подчинена морали и религии. Мудрый государь любит подданных как собственных детей; все его заботы направлены на то, чтобы обеспечить им мир и счастье. Правильный порядок управления государством предполагает справедливость, надежно защищающую бедных от произвола богатых, истинное воспитание граждан, прививающее им любовь к искусству и литературе, к труду, к верности и послушанию, к умеренным нравам, наконец, к соблюдению религиозных обрядов. Мудрый монарх добродетелен, он внушает подданным своим поведением стремление к соблюдению нравственных законов. Роскошь отнюдь не ведет людей к счастью: дорогая мебель, одежды, украшения, дворцы на должны занимать все их помыслы, отравляя души и вытесняя более благородные желания. Честолюбие и жадность всегда были источниками несчастья людей. Справедливый государь отказывается от захватнических войн: все люди братья, поэтому любая война – гражданская. Людям отведено вполне достаточно земли на нашей планете, причина войн – чрезмерное честолюбие правителей. Мудрому монарху автор «Приключений» противопоставляет тирана, обрекающего жителей государства на постоянные страдания. Подобного рода правитель представлен в образе фараона, рассматривающего подданных как предназначенных единственно для удовлетворения его прихотей, как существ низшей природы. Лишив жителей Египта свободы, презрев науки и искусства, пренебрегая советами мудрых и достойных, этот деспот, руководствовавшийся необузданными страстями, в итоге погибает во время войны с собственными подданными. Восстание против тирана, по Ф., ничуть не противоречит разуму и морали. Даже небольшая ошибка государя для огромной массы людей может иметь фатальные последствия, ощущаемые на протяжении нескольких веков. Телемах, посетивший Тартар, убеждается в том, сколь многие земные владыки претерпевают там мучения в наказание за совершенные злодеяния. Автор «Приключений» подчеркивает, что лишь в загробной жизни обретается истинное царство, по отношению к которому все земные – не более чем «облака». Вера – самое большое сокровище человеческого сердца, с помощью которого достигается мудрость, справедливость, свобода, спасение. Без веры подлинный государь немыслим. Квиетизм Ф., враждебно встреченный Ватиканом, впоследствии оказал сильное влияние на различные формы католического мистицизма.
Соч.: Избранные духовные творения. Ч. 1–4. М., 1820–1821; Oeuvres complètes. T. 1–10. P., 1810; Correspondance. T. 1–11. P., 1827–1829; Oeuvres spirituelles. P., 1954. Лит.: Spaemann, R. Reflexion und Spontaneität. Studien über Fénelon. Stuttgart, 1963; Gouhier, H. Fénelon philosophe. P., 1977. А.А. Кротов
ФЕНЕЛОН Франсуа де Салиньяк де ла Мот
ФЕНЕЛОН Франсуа де Салиньяк де ла Мот
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.