Фейербах Людвиг

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФЕЙЕРБАХ Людвиг
философ; p. 28. 7. 1804 (Ландсгут) — ум. 13. 9. 1872 (Рейхенберг, близ Нюрнберга); дядя художника Ансельма Фейербаха; младогегельянец, считал философию наукой о естественно понятой действительности в ее истине и тотальности. Истина, действительность, чувственность — тождественны. Физическое и психическое образуют в человеке динамическую целостность, которая может быть разложена только в абстракции. Антропология есть также теология как продукт человеческого духа. Бог есть не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от рамок индивидуального, т. е. действительного, телесного человека, и опредмеченная, т. е. созерцаемая и почитаемая как некая другая, отличная от него, самостоятельная сущность. Человек есть «истинный ens realissimum [наиреальнейшая сущность]». Старый непреодолимый разлад между посюсторонностью и потусторонностью должен быть снят, чтобы человечество всей душой, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и своем настоящем. При этом мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную, истинную религию, на место веры в Бога — веру человека в самого себя. Осн. соч.: Gedanken über Tod und Unsterblichkeit, 1830; Pierre Bayle, 1838 (рус. nep.: Пьер Бейль, 1974); Das Wesen des Christentums, 1841 (рус. пер.: Сущность христианства, 1955); Grundsätze der Philosophie der Zukunft, 1843 (pyc. пер.: Основные положения философии будущего, 1923); Vorlesungen über das Wesen der Religion, 1851 (рус. пер.: Лекции о сущности религии, 1926); Theogonie, 1857 (рус. пер.: Теогония // Историкофилософский ежегодник, 1990); Ausgewählte Briefe von und an L. F., I—II, hg. 1904; Vorlesungen über Logik u. Metaphysik, hg. 1976; Werke, I—VI, 1974— 1976; Gesammelte Werke, I—XX, 1967 ff. (bisher II— XII); Sämtliche Werke, I—X, 1903—1911 und 3 Erg. bände, 1959—1964. (На рус. яз.: Избр. филос. произв., т. 1—2, 1955; История философии, т. 1—3, 1974; Соч., т. 1—2, 1995.)
F. Engels. L. F. und der Ausgang der klassischen dt. Philos., 1888; F. Jodl. L. F., 1904; S. Rawidowicz. L. F. s. Philosophie, 1931 (Repr. 1964); K. Löwith. Von Hegel zu Nietzsche, 1941, 1977; K. Bockmühl. Leiblichkeit u. Gesellschaft. Studien zur Religionskritik u. Anthropologie im Frühwerk L. F. s und Karl Marx’, 1961; E. Thies (Hg.). L. F., 1976; H.-M. Saß. L. F. in Selbstzeugnissen u. Bilddokumenten, 1978; W. Teichner. Mensch u. Gott in der Entfremdung oder die Krise der Subjektivität, 1984; G. Biedermann. L. A. F., 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФЕЙЕРБАХ Людвиг
(1804 - 1872) - представитель немецкой классической философии, философ-материалист. В конце 30-х гг. опубликовал работы, содержавшие резкую критику идеализма в теологии. В 1839 г. в работе «К критике философии Гегеля» он окончательно порвал с идеалистической философией. Это было начало нового периода в развитии его мировоззрения. 1841 г. - выходите свет «Сущность христианства», которая была написана с материалистических позиций. Фейербах считал, что природа (материя) существует вечно, бесконечно. Причину природы следует искать в самой же природе. «Природа не нуждается ни в каких внешних причинах, силах, она не имеет ни начала, ни конца», - писал Фейербах. Природа предшествовала сознанию. «Идти от отсутствия ума к уму - это путь житейской мудрости, идти же от ума к отсутствию ума - прямой путь в сумасшедший дом теологии». Пространство и время Фейербах рассматривает как формы существования материи. Нет природы, материи вне пространства и времени. Он выступает против кантианцев, согласно взглядам которых причинность, необходимость, закономерность конструируется разумом человека. Как раз наоборот, утверждает он, - не рассудок диктует свои законы бытию, природе, а законы действительности являются также и законами мышления. Фейербах разрабатывает материалистическую теорию познания, выступая против кантовского агностицизма с позиции материализма. Теория познания Фейербаха оптимистична: он верит в силу человеческого разума. Считает, что «вещи в себе», сущности вещей познаваемы. Он раскрывает механизм познания человеком реального мира, выступая против принижения роли абстрактного мышления. Заслугой Фейербаха является критический анализ «физиологического идеализма». Вопрос о критерии истины решается им неоднозначно. Он выступает за реформу философии (разрыв с теологией, идеализмом, союз с естествознанием, простота, правдивость, определенность). Критикуя Гегеля, Фейербах, однако, отбрасывает и гегелевскую диалектику. Фейербах отмежевывается от вульгарных материалистов, показывает несостоятельность их концепций. Многие работы Фейербах посвящает критике религии, он пытается раскрыть ее антинаучность, корни, роль в развитии общества и человека. Фейербах считает своей главной задачей «превратить людей из верующих в мыслителей, из кандидатов потустороннего мира в исследователей этого мира». Но Фейербах не смог последовательно раскрыть социальные корни религии, пытался одну форму религии заменить другой - «религией без бога», где «человек человеку боге. Любовь - высшая форма религии, в центре шторой, считает Фейербах, - человек. Этика Фейербаха абстрактна, ибо человек рассматривается им односторонне. Человек, по Фейербаху, внеисторическое существо с неизменной природой, сущностью. Сущность человека - то, что присуще всем людям, во все времена. Фейербах выдвигает теорию «разумного эгоизма». Но и этика Фейербаха оторвана от действительности. При объяснении общества он опирается на антропологию: истиной не является ни материализм, ни идеализм, истина - антропология. Значение Фейербаха прежде всего в борьбе за философский материализм, который оказал огромное влияние на развитие мировой философии, в защите основных принципов гуманизма.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Фейербах Людвиг
 (1804—72) — нем. философ-материалист и атеист. Был приват-доцентом Эрлангенского ун-та. За выпущенную анонимно книгу «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) был отстранен от преподавания. Последние годы жизни провел в деревне. Ф. не понял революции 1848, не принял марксизма, хотя и вступил в конце жизни в с-д. партию. Взгляды Ф. в ходе борьбы с религией прошли путь от идей младогегельянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало громадное влияние на современников Ф. Об освободительном действии его соч. Энгельс писал: «Воодушевление было всеобщим: все мы сразу стали фейербахианцами» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Избр. произв., т. II, 1955, с. 348). Характерная особенность материализма Ф. — антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии и выражением идеала революционной буржуазной демократии. Исходным пунктом философской эволюции Ф. была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Отказ от подобной т. зр. неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф. является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф. также идеалистический характер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рационального содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф. по сути дела просто отбросил философию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения — диалектики. Осн. содержание и смысл философии Ф. — провозглашение и отстаивание материализма. Антропологизм проявляется здесь в выдвижении на первый план проблемы сущности человека, его места в мире. Но провести последовательно материалистическую т. зр. в этом вопросе Ф. не удается, т. к. он рассматривает человека как абстрактного индивида, как чисто биологическое существо. В теории познания Ф. последовательно проводит т. зр. эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался рассматривать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т. д. Но в целом Ф. не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф. еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Ф. применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф. особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение и объективирование человеческих свойств и наделение ими сверхъестественного существа. Человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Т. обр., религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Ф. видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и об-ва. Особый интерес представляют догадки Ф. о социальных и исторических корнях религии. Однако благодаря антропологизму Ф. не пошел в этом вопросе дальше догадок, не сумел найти действенные средства борьбы с религией (он искал их в замене бессознательного самосознания осознанным, т. е. в конечном счете в просвещении) и даже пропагандировал необходимость новой религии. Не понимая действительного мира, в к-ром живет человек, Ф. выводит и принципы морали из свойственного от природы человеку стремления к счастью. Достижение его возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к др. людям. Мораль, сконструированная Ф., носит абстрактный, внеисторический характер и создана по единой мерке для всех времен и народов. Несмотря на ограниченность своих взглядов, Ф. явился непосредственным предшественником марксизма. Идеи антропологизма Ф. в явно идеалистической интерпретации воспроизводятся некоторыми совр. идеалистами. Осн. труды: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основы философии будущего» (1843).

Источник: Философский словарь. 1963

Фейербах Людвиг
1804-1872) немецкий философ. Родился в Баварии в семье юриста. Учился в Гейдельбергском университете на теологическом факультете, но вскоре уехал в Берлин, где слушал лекции Гегеля, оказавшего на него сильное влияние. После защиты диссертации стал преподавателем Эрлангенского университета. В анонимно опубликованном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» он развивал идеи, направленные против веры в бессмертие души. За это сочинение был уволен.
После женитьбы поселился в деревне, где его жена владела фарфоровой фабрикой. Там он прожил безвыездно 25 лет. После банкротства фабрики переселился под Нюрнберг, испытывая значительную материальную нужду.
Свою философию Фейербах называет философией будущего. Одну из работ он так и озаглавил: «Основные положения философии будущего» (1843). Среди его работ также: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1842), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).
Человека Фейербах рассматривает как «единственный, универсальный и высший предмет философии» [Избр. филос. произв. М., 1955. Т. 1. С. 202].
Фейербах считает, что философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям вместо утешения понимание своих реальных возможностей в деле достижения счастья. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Конкретные науки, изучающие деятельность человека, в особенности физиология, показывают неразрывную связь мышления с материальными процессами, его неотделимость от природы. Новая философия, под которой Фейербах понимает свою систему философии, рассматривает и человека, и природу как единственный предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку.
Фейербах отрицает дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия. Сущность человека, по Фейербаху, состоит в многообразии его переживаний. Различные формы общественного сознания он рассматривает с позиций их реального содержания. Религия для него также не лишена реального содержания, несмотря на то, что она оперирует фантастическими образами. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека, антропологическое единство всех людей.
В своих произведениях Фейербах выступает непревзойденным критиком идеализма. Он показывает, что идеализм отталкивается не от реальной действительности, что он отвлекается от реальных предметов. Фейербах приходит к выводу, что идеализм представляет собой рационализированную теологию. Будучи в начале своей жизни сторонником гегелевской философии, Фейербах выступает с ее резкой критикой в дальнейшем. Его критика гегелевского идеализма не была тотальной. Он признает некоторые гегелевские идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания и некоторые другие диалектические идеи.
Фейербах - яркий представитель религиозной критики, и эту критику он считал делом всей своей жизни. Он полагал, что религию порождают как страх перед стихийными силами природы, так и те трудности, страдания, которые испытывают люди на земле. Кроме того, в образе божества отражаются надежды, идеалы человека, поэтому религия и наполнена жизненными представлениями, так как Бог есть то, чем человек хочет быть. Религиозное поклонение явлениям природы в древности, как и религиозный культ человека в Новое время, по фейербаху, показывает, что человек обожествляет то, от чего он зависит реально или хотя бы в воображении. Сущность религии - человеческое сердце, последнее тем и отличается от трезвого и холодного рассудка, что оно стремится верить, любить. В религии искаженным образом отражен весь человек. «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но и также потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть» [Там же. Т. 2. С. 713].
В этих положениях отражено антропологическое объяснение религии, которое Фейербах более конкретно применяет к отдельным христианским догматам. Так, Троицу он объясняет посредством существования семейной жизни, божественный промысел - посредством мистического представления человека о своем отличии от природы.
Образ Бога для Фейербаха - это отчуждение сущности человека. Бог отчуждается от человека, ему приписывают самостоятельное существование, а также превращают в первопричину всего существующего. Эта концепция отчуждения выступает главным устоем фейербаховской критики религии. Фейербах подчеркивает реакционность и вред, приносимые существующей религией, которая парализует стремления человека к лучшей жизни, заставляет его быть покорным и терпеливым.
Фейербах приходит к выводу, что истинная религия - это религия без Бога. Религиозное чувство присуще индивидуальной психологии человека, оно непреодолимо. Более того, Фейербах считает, что любовь человека к человеку, в особенности плотская любовь, - это и есть религиозное чувство.
Для Фейербаха природа - это высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В лице человека природа ощущает, созерцает себя. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы. Природа бесконечна, как и вечна, пространство и время - основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха. В действительности нет ничего потустороннего, так как явления природы не имеют двойного существования, Фейербах пишет: «У природы нет ни начала, ни конца. Все в ней находится во взимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно» [С. 602].
Фейербах признает относительность противопоставления бытия и мышления. Человек - и объект, и субъект. Он избегал слова «материализм», выступая против сведения мышления к бытию, а также и против сведения всех форм движения материи к механическому. Он рассматривает органическую материю как высшую форму материи, иногда называя свое учение органицизмом (организмом).
Этическое учение Фейербаха, занимающее значительное место в его философии, носит характер эвдемонизма (т.е. учения о том, что цель человеческой жизни - счастье) и исходит из единства и взаимосвязи Я и Ты. На первый план он выдвигает антропологическое понимание человека. Главное для него - это межиндивидуальное общение. Стремление к счастью рассматривается им как движущая сила человеческой воли, оно порождает с необходимостью сознание нравственного долга, так как Я не может существовать и быть счастливым без Ты. Это стремление - не эгоистическое чувство, так как оно невозможно без единения с другим.
Антропологизм Фейербаха проявился и в его социально-политических взглядах. Он писал: «Во дворце мыслят иначе, чем в хижине, низкий потолок которой как бы давит на мозг. На вольном воздухе мы иные люди, чем в комнате; теснота сдавливает, простор расширяет сердце и голову» [Т. 1. С. 224].
Философия Фейербаха оказала большое влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса. Энгельс писал: «За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С. 371].

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник