ФЕДР

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФЕДР
(«Phaidros») — название одного из сочинений Платона, в котором идет речь об учении о идеях, об эросе и о риторике; названо по имени современника Платона.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

«ФЕДР»
диалог Платона, написанный вслед за «Пиром» и продолжающий его тему красоты и любви. Помимо этого в нем затрагиваются вопросы риторики. Появляющаяся здесь диалектика любви дополняет теорию, изложенную в «Пире», а дополнением этому диалогу в свою очередь станет «Государство». Три этих значительных для творчества Платона диалога появились в период творческой зрелости автора (ок 380доР.Х.).

Источник: Философский словарь

«ФЕДР»
или «О красоте», диалог Платона, написанный перед 2-й Сицилийской поездкой, вероятно, ок. 369-367 до н. э. Время действия «Ф.» - 418-416. Действующие лица - Сократ и Федр, восторженный поклонник красноречия и философии (ср. «Протагор», «Пир»). Помимо вступления (227а-230е), где описано место действия - платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части: 1) Федр зачитывает речь Лисия (230е-234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного; 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (237b-241d); 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит 2-ю речь (243е-257b): восхвалив «божеств. безумие», Сократ определяет душу как самодвижное и потому бессмертное начало; уподобив душу возничему, управляющему крылатой парной упряжкой, в к-рой один конь благороден, а другой - его противоположность, Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области - сфере истинного бытия, и о человеч. душах, к-рые - в меру их подобия божеству - достигают занебесной области или же «теряют крылья» и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю; видевший истинную красоту, узнает ее отблеск в человеч. красоте и тогда - испытывая состояние влюбленности - вспоминает зрелище неземной красоты и его душа окрыляется; 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257b-279с): для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия; рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды - диалектика; в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеч. души; при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи: мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие.
Несмотря на многоплановость «Ф.», его отличает композиц. единство: речь Лисия - пример речи, не основанной на знании; 1-я речь Сократа - пример речи, основанной на сознат. введении в заблуждение (на знании неподобия); 2-я речь Сократа - пример речи, основанной на знании и использующей диалектич. метод; рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание.
Уже антич. толкователи по-разному определяли тему «Ф.»: любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в.). Общая проблема всех частей «Ф.» - субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь). В «Ф.» Платон последний раз опирается на концепцию знанияприпоминания (анамнесиса).

Источник: Советский философский словарь

«ФЕДР»
диалог Платона, первая редакция возникла, вероятно, в конце 380-х гг до н э , поздняя редакция может относиться к 350-м гг, следует предположить также редакцию составленную перед 2-й сицилийской поездкой ок 369—367 Время действия «Федра» — 418—416 Действующие лица Сократ и Федр — восторженный поклонник красноречия и философии (ср «Протагор», «Пир») Помимо вступления (227а—230е), где описано место действия — платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части 1) Федр зачитывает речь Лисил (230е—234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного, в которой пародирует некоторые положения Ашписфена из Афин, 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа) (237b—241d), 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит свою 2-ю речь (24Че—257Ь) которая преимущественно и подвергалась расширению и редактированию — в дошедшем до нас варианте Со1фаг, восхвалив «божественное безумие», определяет душу как самодвижное и потому бессмертное начало уподобив разумное начало души () возничему, управляющему крылатой парной упряжкой (аффектами), в которой один конь благороден (), а другой — его противоположность (), Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области — сфере истинного бытия и о человеческих душах, которые в меру подобия божеству достигают занебесной области или же «теряют крылья» и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю, видевший истинную красоту узнает ее отблеск в человеческой красоте и тогда, испытывая состояние влюбленности, вспоминает зрелище неземной красоты, и его душа окрыляется, 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257Ь—279с) для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия, рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды — диалектика, в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеческой души, при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи, мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие Несмотря на многоплановость «Федра», его отличает композиционное единство речь Лисия — пример речи, не основанной на знании, 1-я речь Сократа — пример речи, основанной на сознательном введении в заблуждение (на знании неподобия), 2-я речь Сократа основана на знании, в ней используется диалектический метод, рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание
Уже античные толкователи по-разному определяли тему «Федра» любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в ) Общая проблема всех частей «Федра» — субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь)
Рус пер. И Сидоровского(1780),В Н Карпова (1863), Н Мурашова (1904), С А Жебелева (1922), А Н Егунова (1965)
Изд.: Федр, пер А Н Егунова, вступ ст и комм Ю А Шичалина (греч и рус текст) M , 1989, Robin L Phedre, introd , texte et trad fran P, 1933, Platos Phaedrus, transi with introd and comm by R Hackforth Cambr, 1952, Phedre, texte et trad par С Moreschmi et P Vicaire, pref De J Brunschwig, introd et notes par G Samama P, 1998 (Les Belles Lettres), Fedro, a cura di G Reale, testo cntico di John Burnet Milano, 1999 (библ )
Лит : Hermiae Alexandrini in Platoms Phaedrum Scholia, ed P Couvreur P, 1901, De VnesG J A commentary on the Phaedrus of Plat Amst , 1969, Thompson W H The Phaedrus of Plato N Y, 1973, GnswoldC Self Knowledge in Platos «Phaedrus» New Haven, 1985, Ferrari G R F Listening to the Cicadas A Study of Platos «Phaedrus» Cambr, 1987, Understanding the «Phaedrus» Proceedings of the II Symposium Platonicum, ed by L Rossetti Sankt Augustin, 1992 (сборник из 41 статьи о «Федре»)
Ю А Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕДР
«ФЕДР» (??????? rj rrepl ??????, подзаголовок: «О любви»), диалог Платона, первая редакция которого возникла, вероятно, в конце 380-х до н. э., поздняя редакция, вероятно, относится к 350-м, следует предположить также редакцию, составленную перед 2-й Сицилийской поездкой ок. 369-367. Время действия «Ф.» - 418-416. Действующие лица - Сократ и Федр, восторженный поклонник красноречия и философии (ср. «Протагор», «Пир»). Помимо вступления (227а-230е), где описано место действия - платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части: 1) Федр зачитывает речь Лисия (23Ое-234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного, в которой пародирует некоторые положения Антисфена; 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа) (237b-241d); 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит свою 2-ю речь (243е-257Ь), которая преимущественно и подвергалась расширению и редактированию: в дошедшем до нас варианте Сократ, восхвалив «божественное безумие», определяет душу как самодвижное, и потому бессмертное, начало: уподобив разумное начало души (?????????) возничему, управляющему крылатой парной упряжкой (аффектами), в которой один конь благороден (oujLto?t8e?), а другой - его противоположность (????????????), Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области - сфере истинного бытия, и о человеческих душах, которые - в меру их подобия божеству — достигают занебесной области или же «теряют крылья» и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю; видевший истинную красоту узнает ее отблеск в человеческой красоте и тогда — испытывая состояние влюбленности - вспоминает зрелище неземной красоты, и его душа окрыляется; 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257Ь-279с): для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия; рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды -диалектика; в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеческой души; при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи; мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие. Несмотря на многоплановость «Ф.», его отличает композиционное единство: речь Лисия - пример речи, не основанной на знании; 1-я речь Сократа — пример речи, основанной на сознательном введении в заблуждение (на знании неподобия); 2-я речь Сократа - пример речи, основанной на знании и использующей диалектический метод; рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание.     Уже античные толкователи по-разному определяли тему «Ф.»: любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в.). Общая проблема всех частей «Ф.» - субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь).     Рус. пер.: И. Сидоровского (1780), В. Н. Карпова (1863), Н. Мурашова (1904), С. А. Жебелева (1922), А. Н. Егунова (1965).     Текст: Piatonis Phaedrus, - Piatonis opera. Ed. J. Bumet. Vol. 2. Oxf., 1901 (repr. 1967); Платон. Федр. Пер. ?. ?. Егунова, вступит, ст. и комм. Ю. А. Шичалина (греч. текст и рус. пер.). М., 1989; англ. пер. и комм.: Plato´s Phaedrus. Tr. with introd. and comm. by R. Hackforth. Camb., 1952; De Vries G. J. A commentary on the Phaedrus of Plato. Amst., 1969; Thompson W. H. The Phaedrus of Plato. ?. ?., 1973; франц. пер. и комм.: Robin L. (ed.). Ph?dre. Introd., texte et trad. fr. P., 1933; Ph?dre. Texte et. et trad, par С Moreschini et P. Vicaire, pref. de J. Brunschwig, introd. et notes par G. Samama. P., 1998 (BL); ит. пер.: Platone. Fedro. A cura di G. Reale, testo critico di J. Burnet. Mil, 1999 (библ.). Федр. Пер. ?. ?. Егунова, - Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993, с. 135-191.     Античные комментарии: Hermiae Alexandrini in Piatonis Phaedrum Scholia. Ed. P. Couvreur. P., 1901;     Лит.: Griswold C. Self Knowledge in Plato´s «Phaedrus». N. Hav., 1985; Ferrari G. RE Listening to the Cicadas. A Study of Plato´s «Phaedrus». Camb., 1987; Understanding the «Phaedrus». Proceedings of the II Symposium Platonicum. Ed. by L. Rossetti. St. Aug., 1992.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь



Похожие термины:

  • ФЕДР, или О красоте

    название одного из соч. Платона об эросе и о риторике (дано по имени современника Платона).
  • ФЕДР ИЗ АФИН

    ок 138—70 дон э)—главаэпикурейской школы в Афинах после Зенона Сидонского, его преемник — Патрон Сыграл важную роль в распространении эпикурейского учения среди римлян приблизительно с 90 преподав