течение в беспоповщине (старообрядчество), основанное в кон. 17 в. Феодосием Васильевым. Соц. базу Ф. т. составили народные низы, гл. обр. беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к самодержавию и правосл. церкви, строгий аскетизм. Однако в 20-30-е гг. 19 в. в связи с соц. расслоением внутри общин Ф. т. распадается на ряд согласий, часть верующих переходит в поморский толк и в единоверие. Духовным центром Ф. т. длит. время была община, основанная федо-сеевцами в 1771 в Москве на Преображенском кладбище, с мужским и женским монастырями. В наст. вр. небольшие группы Ф. т. имеются в Прибалтике, в ряде центр, областей европ. часта СССР.
ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК
ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК
Источник: Атеистический словарь
Федосеевский толк
течение в беспоповщине, основанное в кон. 17 в. Феодосием Васильевым. Соц. базу Ф. т. составили народные низы, гл. обр. беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к самодержавию и Правосл. церкви, строгий аскетизм. Однако в20 — 30-е гг. 19 в. в связи с соц. расслоением внутри общин Ф. т. распадается на ряд согласий, часть верующих переходит в поморский толк и в единоверие. Духовным центром Ф. т. длительное время была община, основанная федосеевцами в 1771 в Москве на Преображенском кладбище, с мужским и женским монастырями.
В наст. вр. самое крупное объединение федосеевцев московская община с руководящим центром на Преображенском кладбище. Она наиболее авторитетная среди др. общин, хотя организационно они с ней не связаны. Общины старообрядцев Ф. т. есть в Белоруссии, странах Балтии, в Псковской, Новгородской и др. обл. Российской Федерации.
В наст. вр. самое крупное объединение федосеевцев московская община с руководящим центром на Преображенском кладбище. Она наиболее авторитетная среди др. общин, хотя организационно они с ней не связаны. Общины старообрядцев Ф. т. есть в Белоруссии, странах Балтии, в Псковской, Новгородской и др. обл. Российской Федерации.
Источник: Религии народов современной России
ФЕДОСЕЕВСКИИ ТОЛК
одно из течений в беспоповщине (старообрядчество) на рубеже 17 - 18 вв., основанное дьяком Феодосием Васильевым. Распространилось среди беглых крестьян. Сторонники Ф. т. первонач. проповедовали строгий аскетизм, в частности безбрачие, непримиримо относились к самодержавию и правосл. церкви. В 1771 в Москве при Преображенском кладбище была основана община с муж. н жен. монастырями, ставшая духовным центром Ф. т. Социальн. расслоение, появление среди федосеевцев купцов, промышленников способствовали распадению Ф. т. на ряд согласий, отказу от многих ограничений. Одни верующие признали возможным вступление в брак («рижские», «польские федосеевцы», «новожены»), другие - выступили за сохранение аскетич. традиций («аристовцы», «кондратьевцы»). Впоследствии часть федосеевцев перешла к поморскому толку. В наст. вр. небольшие группы приверженцев Ф. т. сохраняются в Прибалтике, в с.-з. областях РСФСР.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК
одно из радикальных течений в беспоповщине (старообрядчество). Основан в конце XVII в. Феодосием Васильевым, отошедшим от поморцев (см. Поморский толк), т. к. они стали проявлять уступки царизму. Вначале приверженцами Феодосия были гл. о. беглые крестьяне, впоследствии социальная база федосеевщины расширилась, большое значение в ней получили торговцы и промышленники. Когда федосеевцам удалось в 1771 основать в Москве Преображенскую общину (см. Преображенское кладбище), она стала крупнейшим центром беспоповщины. Учение моск. федосеевцев конца XVIII - нач. XIX в. отмечено элементами социального протеста, выступавшего под религ. оболочкой и отражавшего настроения наиболее демокр. полупролет. части общины. В тот период федосеевцы проповедовали непримиримое отношение к самодержавию и правосл. церкви, а также строгий аскетизм, в т. ч. обязат. безбрачие. В 20—30-е гг. XIX в. внутри Ф. т. стали нарастать противоречия, обусловленные социальным расслоением в нем. Мн. федосеевцы-капиталисты, тяготившиеся безбрачием, перешли в новопоморское согласие, а позднее - в «единоверие». В самой федосоовщине выделились рижские и польские федосеевцы, признавшие возможность брака, и новожены, к-рые даже считали вступление в брак необходимым. В противовес им в Ф. т. возникли аристовское и кондратьевское согласия, сторонники к-рых облекли свои антибурж. настроения в форму борьбы против нарушений первонач. аскетич. требований. Они осуществили также нек-рое упрощение богослужения. В дальнейшем элемент социального протеста, свойственный этим согласиям, был ими утрачен.
В условиях сов. общества федосеевцы в значит. мере отказались от аскетизма и религ. нетерпимости. Они представлены сейчас небольшими, не связанными между собой группами, имеющимися гл. о. в центр, областях Европ. части СССР и в прибалт. республиках.
В условиях сов. общества федосеевцы в значит. мере отказались от аскетизма и религ. нетерпимости. Они представлены сейчас небольшими, не связанными между собой группами, имеющимися гл. о. в центр, областях Европ. части СССР и в прибалт. республиках.