ФАСЯН ШКОЛА
Школа фасян
(кит. фасян цзун). «Школа истинной сущности дхарм». Другое название — «Школа только сознания» (кит. вэйши). Аналог индийской школы виджнянавада. Допускают, что фасян и вэйши были двумя разными школами, что не доказано. Как и в случае виджнянавады (йогачара), два названия подчеркивают два аспекта деятельности школы: практику работы с сознанием, достижение высших его состояний и создание концепции, основанной на результатах этой практики. Учение виджнянавады было привнесено в китайский буддизм Сюаньцзаном в VII в. Оно содержит концепцию астаявиджняны, восьмиединого сознания (кит. ба ши), в которой высшей формой сознания служит алаявиджняна, сознание-сокровищница (кит. алие-ши, цзан-ши). Целью практики фасян считает уничтожение кармы (кит. е) через уничтожение семян впечатлений (кит. чжун цзы) и достижение состояния чистого сознания (кит. цзин синь, у синь). При этом прекращается кармическая активность и происходит переход в состояние нирваны (кит. непань). В учении отрицается пустотность дхарм. Признается существование шести необусловленных дхарм (кит. у вэй фа), не подверженных бытию в мире и не связанных с сознанием мирского уровня. Считается, что природа будды (кит. фо син) присутствует в каждом человеке и в любом живом существе. Как и виджнянавада, школа фасян занимается проблемами логики (кит. иньмин), которая призвана установить связь между результатами практики и способом их осмысления, трактовки и описания.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ФАСЯН ШКОЛА
Фасян цзун. Буд. "школа Дхармалакшана", "школа Свойств (или Истинной сущности) дхарм". Кит. назв. представляет собой стяжение от выражения чжу фа ши сян ("реальность свойств [или истинная сущность] всех дхарм") - гл. доктринальной формулы Ф.ш. Принято полагать, что этот тезис в противоположность учению Фасин школы ("школа Дхармата") подразумевает гл. обр. отрицание "пустотности" (кун, санскр. шунья) дхарм (см. Фа [1], п. 2) в качестве основы и содержания бытия. Ф.ш. известна также как школа Цыэнь (Цыэнь цзун, "школа Сострадания и милосердия"), по назв. буд. монастыря в Чанъане, где подвизались основоположники Ф.ш. Сюаньцзан и Куйцзи. Уделяла особое внимание проблемам буд. логики, известной в Китае под назв. иньмин ("прояснение резона", санскр. хетувидья, хетувидьястхана; в широком смысле иньмин означает древнюю инд. логику). Ф.ш. считается др. назв. Вэйши школы, однако нек-рые кит. мыслители нового времени, напр. Оуян Цзинъу, рассматривали эти учения в качестве отд. направлений: школа Вэйши акцентировала трактовку всей сферы опыта как различных состояний сознания (ши [4]) и склонялась к отрицанию наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя ее создание посредством религ. практики; собственно же Ф.ш. толковала преимущественно о "свойствах дхарм", по сути не противореча положениям школы Фасин и даже будучи тождественной ей. Аналог Ф.ш. в Корее - школа Попсан (с 7 в.), в Японии - школа Хоссо сю (с 7 - 8 вв.). **Дагданов Г.Б. Школа Фасян в истории кит. буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центр. Азии. Новосиб., 1986.