кит. будд. школа,основанная в 7 в. монахом Куйцзи. Догматика школы базируется на теоретич. разработках виджнянавады, одного из двух ведущих направлений буддизма махаяны. Доктринальный комплекс Ф.-ц. состоит из трех разделов, первый из к-рых представляет собой развернутую типологию будд. учений с т. зр. их приближения к «откровениям» Будды. Смысл классификации заключается в доказательстве несовершенства доктрин всех будд. школ за исключением Ф.-ц. филос. аспект учения Ф.-ц. отражен во 2-м разделе. Все вещи и явления, представляющие собой комбинации дхарм ста разновидностей, трактуются как мыслительные конструкции, прообразы к-рых в виде «семян» находятся в «сознании-хранилище» (алая-виджняне) и извлекаются оттуда в результате активности «шести сознаний» и «сознания-манас». Т. обр. в отличие от хинаянистских школ в Ф.-ц. утверждается нереальность не только вещей и явлений, но и самих дхарм, т. е. признается отсутствие у них «собств. природы» и, след., сущностных различий между ними. Это важнейшее положение догматики Ф.-ц. нашло отражение и в названии школы: «фасян» — «вид дхарм». Истинно реальным же считается некое абсолютное сознание, отождествляемое в конечном счете с Буддой в «теле Закона» (Дхармакае). Все живые существа делятся на 5 групп, и сотериология Ф.-Ц. отрицает возможность достижения состояния будды представителями одной из них — «плохими людьми» («иччхантикам»). Отрицание всеобщности спасения стало причиной критики Ф.-ц. со стороны идеологов др. школ за ее немахаянистский характер. Ф.-ц. пришла в упадок в конце 9 в. А. Н. Игнатович