ФАРИСЕИ
Фарисеи
греч. pharisaioi – отделившиеся) – представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. – II в н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения, в Евангелиях фарисеев называют лицемерами. Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа.
ФАРИСЕИ
др.-евр. нерушим — отделившиеся) — др.-иуд. религ.-политич. секта, существовавшая наряду с саддукеями со 2 в. до н. э. до кон. 2 в. н. э. и объединявшая представителей средних слоев. Ф. настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отношении эллинистич. культуры, отличались показным благочестием.
Источник: Атеистический словарь
Фарисеи
Название одной из трех древнееврейских сект (были также саддукеи и ессеи), возникших в эпоху расцвета Маккавеев (ок. 150 лет до Р. Х.). Фарисеи провели реформу Моисеева закона, но реформу постепенную, замаскированную, постоянно считавшуюся со старыми традициями и консервативными элементами общества. Это было то, что Христос назвал «приставлением заплаты на ветхой одежде» или «вливанием молодого вина в мехи ветхие» (Мф. IX, 16–17). Законы ритуальной чистоты, исполнение которых было под силу лишь высшей аристократии, продолжали служить главной причиной презрительного отношения высших классов к бедной и приниженной массе. По учению Христа, «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. XV, 11). В особенности Христос порицал фарисеев за их лицемерие.
Источник: Православный церковный словарь.
ФАРИСЕИ
др.-иудейская религ.-полит. секта, существовавшая с сер. II в. до н. э. до 70 н. э. Секта возникла в борьбе с саддукеями как партия, к к-рой принадлежали ср. слои рабовладельч. общества Иудеи - иудейские «законоучители», мн. торговцы, землевладельцы, ремесленники, ср. и низшие служители культа. Они проповедовали учение о бессмертии души и загробном воздаянии, о конце света и приходе мессии (см. Мессианизм), выступали против священнич. знати, присваивавшей храмовые доходы, стремились к замене жертвоприношений молитвами, учили, что каждый может сам отправлять культ без священников. Ф. образовали хевру («товарищество»), в к-рую принимали лишь «людей высшего благочестия», много внимания обращали на внешние проявления религиозности. К нар. массам Ф. относились с презрением, как к «нечистым». Народ отвечал им насмешками, называя их «перушим» (отделившимися ото всех) и «крашеными», т. е. ханжами, изобличал показной характер их «благочестия». Учение и идеология Ф. получила дальнейшее развитие В Талмуде.
Фарисеи
(Pharisees). Влиятельное направление иудаизма, переживавшее свой расцвет в Палестине с кон. II в. до н.э. по1в. н.э.
Источники. Практически все известные нам сведения о фарисеях содержатся в трех источниках трудах еврейского историка Иосифа Флавия "Иудейская война" (ок. 75г. н.э.), "Иудейские древности" (ок. 94 г. н.э.) и "Жизнь" (ок. 101 г. н.э.), в различных раввинистических писаниях (200г. н.э. и позже) и в НЗ. Другие писания (апокрифы, псевдоэпиграфы и рукописи Мертвого моря) также могут содержать некрые сведения о фарисеях, но в силу того что прямых указаний там нет, ссылки на них в значительной степени зависят от априорных допущений, крые в лучшем случае носят спекулятивный характер.
Следует, однако, заметить, что даже использование традиционных источников связано с серьезными проблемами. Большая часть н.з. книг написана с позиций, резко критических по отношению к фарисеям. Раввинистические источники при описании фарисеев полемически заострены и нередко анахроничны. Ценность сообщений Иосифа Флавия (считающихся наиболее достоверными) в известной степени снизилась благодаря недавним исследованиям, в крых доказывается, что до 70 г. н.э. Иосиф не был фарисеем и его постепенное обращение вызвано скорее политическими обстоятельствами, чем глубоким знанием различных еврейских сект. Нельзя не заметить, что описания фарисеев у Иосифа достаточно поверхностны. Иначе говоря, имеющиеся у нас источники не дают полного и достоверного портрета фарисейства.
Название. Относительно слова "фарисей" высказывались различные этимологические гипотезы. Всеобщее признание получила концепция, края возводит его к арамейскому пассивному причастию peris, perisayya ("отделенный "). Исследователи едины в том, что фарисеи считали себя или считались "отделенными". Менее ясно, от чего или от кого они были "отделены" от правителейхасмонеев, язычников, простого народа, от не относящихся к их партии евреев? В настоящее время предпочтение отдается двум последним гипотезам.
Сущность и влияние фарисейства. Центральное место в исследованиях фарисейства занимает вопрос о характере этого течения и о том месте, к-рое оно занимало в иудаизме. Существующие мнения сводятся к двум основным концепциям. Согласно традиционной, фарисеи это творцы и создатели иудаизма конца эпохи второго Храма; они представляли собой не секту, а доминирующее течение внутри иудаизма. Хотя не все фарисеи имели официальный статус ученых, фарисейство отражало идеологию подавляющего числа писцов и законников. Т.о., как единая группа фарисеи были стражей и толкователями закона. Еврейские институты, связанные с законом, синагога и синедрион именно фарисейские. Не соглашаясь в том, были лифарисеи гл. обр. религиозным или политическим течением, защитники традиционной концепции признают, что они пользовались авторитетом в обеих сферах. Разумеется, сторонники традиционного взгляда принимают формулу Э. Бикермана: "Иудаизм постмаккавейского периода это фарисейский иудаизм".
Вторая концепция появилась сравнительно недавно. Ее сторонники утверждают, что если учитывать всю тенденциозность и ограниченность наших источников, то фарисеи предстанут перед нами не как создатели иудаизма, а лишь как представители одной из многочисленных форм иудаизма. Они образовывали четко организованную секту, сосредоточившуюся на соблюдении ритуальной чистоты и десятинных пожертвованиях; идеология фарисеев в основе своей впитала многообразные иудейские воззрения того времени. Поскольку у Флавия и в евангелиях проводится различие между фарисеями и книжниками, ученые, придерживающиеся данной концепции, призывают не смешивать фарисейство с идеологией книжников. Фарисейство, по их мнению, отражало все сферы жизни. Среди фарисеев были и политические, и религиозные лидеры, и влияние их обусловливалось не только сектантской принадлежностью. Сторонники данной концепции полагают, что иудаизм эпохи Христа был гораздо динамичней и многообразней, чем предполагали, и что фарисеи только одна из нескольких сект, повлиявших на развитие иудаизма.
Разумеется, не все ученые придерживаются одной из двух приведенных концепций. Многие занимают промежуточную позицию. Тем не менее именно указанные концепции создают ту базу, на крой основывается современное изучение фарисейства.
История. Происхождение фарисейского движения покрыто мраком. Согласно Иосифу, фарисеи стали влиятельной силой в еврействе при Гиркане1 (134104 гг. до н.э.). Однако в своей более ранней работе Иосиф относит утверждение фарисейства к гораздо более позднему периоду, к правлению Саломеи Александры (7667 гг. до н.э.). Ряд исследователей, считающих фарисеев создателями иудаизма конца эпохи второго Храма, возводят происхождение фарисейских идей ко временам Ездры. Подобные заключения носят в лучшем случае спекулятивный характер. Более вероятно, что фарисеи одна из нескольких групп, возникших в период Маккавеев (ок. 166160 гг. до н.э.).
Каково бы ни было происхождение фарисейства, движение прошло две стадии. При Саломее Александре фарисеи, как единая группа, были широко вовлечены в политическую жизнь. Некрое время спустя, возможно с приходом к власти Ирода Великого (37 г. до н.э.), они ушли из политики. Хотя отдельные фарисеи политикой занимались, официальной фарисейской платформы уже не было. По всей видимости, именно такая ситуация сложилась ко временам Христа.
Фарисеи разделились по вопросу римского правления. Как рассказывает Иосиф, фарисей по имени Цадок участвовал в создании "четвертой философии", откровенно враждебной римскому правлению. Однако в других местах Иосиф пишет, что позже высокопоставленные фарисеи старались предотвратить восстание евреев против империи. Невозможно с уверенностью сказать, какая из этих двух позиций отражает убеждения большинства фарисеев.
После еврейского восстания 70г. н.э. многие ученыефарисеи собрались в Ямнии, чтобы основать академию, края сохранила бы и перестроила иудаизм. Повидимому, академия не была исключительно фарисейской, тем не менее можно уверенно утверждать, что фарисейство представляло в ней единственную понастоящему мощную фракцию. Т.о., фарисеи играли важную роль в начале процесса, преобразовавшего иудаизм эпохи второго Храма в раввинистический иудаизм.
Верования. Фарисеи были приверженцами строгого соблюдения законов. Для них были приемлемы традиционные интерпретации закона, позволявшие приспособить его к повседневной жизни. К-ром е того, они верили в духов и ангелов, в воскресение, в приход Мессии и полагали, что человеческая воля обладает ограниченной свободой в рамках Божьего замысла.
Мало свидетельств о том, что это были специфически фарисейские верования. Насколько известно, верования фарисеев не выделялись из общего религиозного наследия большинства евреев. Для некрых ученых это доказывает, что фарисеи представляли собой доминирующую религиозную силу в иудаизме; другие полагают, что фарисеев понастоящему отличало только скрупулезное соблюдение ритуальной чистоты и уплата десятины.
Источники. Практически все известные нам сведения о фарисеях содержатся в трех источниках трудах еврейского историка Иосифа Флавия "Иудейская война" (ок. 75г. н.э.), "Иудейские древности" (ок. 94 г. н.э.) и "Жизнь" (ок. 101 г. н.э.), в различных раввинистических писаниях (200г. н.э. и позже) и в НЗ. Другие писания (апокрифы, псевдоэпиграфы и рукописи Мертвого моря) также могут содержать некрые сведения о фарисеях, но в силу того что прямых указаний там нет, ссылки на них в значительной степени зависят от априорных допущений, крые в лучшем случае носят спекулятивный характер.
Следует, однако, заметить, что даже использование традиционных источников связано с серьезными проблемами. Большая часть н.з. книг написана с позиций, резко критических по отношению к фарисеям. Раввинистические источники при описании фарисеев полемически заострены и нередко анахроничны. Ценность сообщений Иосифа Флавия (считающихся наиболее достоверными) в известной степени снизилась благодаря недавним исследованиям, в крых доказывается, что до 70 г. н.э. Иосиф не был фарисеем и его постепенное обращение вызвано скорее политическими обстоятельствами, чем глубоким знанием различных еврейских сект. Нельзя не заметить, что описания фарисеев у Иосифа достаточно поверхностны. Иначе говоря, имеющиеся у нас источники не дают полного и достоверного портрета фарисейства.
Название. Относительно слова "фарисей" высказывались различные этимологические гипотезы. Всеобщее признание получила концепция, края возводит его к арамейскому пассивному причастию peris, perisayya ("отделенный "). Исследователи едины в том, что фарисеи считали себя или считались "отделенными". Менее ясно, от чего или от кого они были "отделены" от правителейхасмонеев, язычников, простого народа, от не относящихся к их партии евреев? В настоящее время предпочтение отдается двум последним гипотезам.
Сущность и влияние фарисейства. Центральное место в исследованиях фарисейства занимает вопрос о характере этого течения и о том месте, к-рое оно занимало в иудаизме. Существующие мнения сводятся к двум основным концепциям. Согласно традиционной, фарисеи это творцы и создатели иудаизма конца эпохи второго Храма; они представляли собой не секту, а доминирующее течение внутри иудаизма. Хотя не все фарисеи имели официальный статус ученых, фарисейство отражало идеологию подавляющего числа писцов и законников. Т.о., как единая группа фарисеи были стражей и толкователями закона. Еврейские институты, связанные с законом, синагога и синедрион именно фарисейские. Не соглашаясь в том, были лифарисеи гл. обр. религиозным или политическим течением, защитники традиционной концепции признают, что они пользовались авторитетом в обеих сферах. Разумеется, сторонники традиционного взгляда принимают формулу Э. Бикермана: "Иудаизм постмаккавейского периода это фарисейский иудаизм".
Вторая концепция появилась сравнительно недавно. Ее сторонники утверждают, что если учитывать всю тенденциозность и ограниченность наших источников, то фарисеи предстанут перед нами не как создатели иудаизма, а лишь как представители одной из многочисленных форм иудаизма. Они образовывали четко организованную секту, сосредоточившуюся на соблюдении ритуальной чистоты и десятинных пожертвованиях; идеология фарисеев в основе своей впитала многообразные иудейские воззрения того времени. Поскольку у Флавия и в евангелиях проводится различие между фарисеями и книжниками, ученые, придерживающиеся данной концепции, призывают не смешивать фарисейство с идеологией книжников. Фарисейство, по их мнению, отражало все сферы жизни. Среди фарисеев были и политические, и религиозные лидеры, и влияние их обусловливалось не только сектантской принадлежностью. Сторонники данной концепции полагают, что иудаизм эпохи Христа был гораздо динамичней и многообразней, чем предполагали, и что фарисеи только одна из нескольких сект, повлиявших на развитие иудаизма.
Разумеется, не все ученые придерживаются одной из двух приведенных концепций. Многие занимают промежуточную позицию. Тем не менее именно указанные концепции создают ту базу, на крой основывается современное изучение фарисейства.
История. Происхождение фарисейского движения покрыто мраком. Согласно Иосифу, фарисеи стали влиятельной силой в еврействе при Гиркане1 (134104 гг. до н.э.). Однако в своей более ранней работе Иосиф относит утверждение фарисейства к гораздо более позднему периоду, к правлению Саломеи Александры (7667 гг. до н.э.). Ряд исследователей, считающих фарисеев создателями иудаизма конца эпохи второго Храма, возводят происхождение фарисейских идей ко временам Ездры. Подобные заключения носят в лучшем случае спекулятивный характер. Более вероятно, что фарисеи одна из нескольких групп, возникших в период Маккавеев (ок. 166160 гг. до н.э.).
Каково бы ни было происхождение фарисейства, движение прошло две стадии. При Саломее Александре фарисеи, как единая группа, были широко вовлечены в политическую жизнь. Некрое время спустя, возможно с приходом к власти Ирода Великого (37 г. до н.э.), они ушли из политики. Хотя отдельные фарисеи политикой занимались, официальной фарисейской платформы уже не было. По всей видимости, именно такая ситуация сложилась ко временам Христа.
Фарисеи разделились по вопросу римского правления. Как рассказывает Иосиф, фарисей по имени Цадок участвовал в создании "четвертой философии", откровенно враждебной римскому правлению. Однако в других местах Иосиф пишет, что позже высокопоставленные фарисеи старались предотвратить восстание евреев против империи. Невозможно с уверенностью сказать, какая из этих двух позиций отражает убеждения большинства фарисеев.
После еврейского восстания 70г. н.э. многие ученыефарисеи собрались в Ямнии, чтобы основать академию, края сохранила бы и перестроила иудаизм. Повидимому, академия не была исключительно фарисейской, тем не менее можно уверенно утверждать, что фарисейство представляло в ней единственную понастоящему мощную фракцию. Т.о., фарисеи играли важную роль в начале процесса, преобразовавшего иудаизм эпохи второго Храма в раввинистический иудаизм.
Верования. Фарисеи были приверженцами строгого соблюдения законов. Для них были приемлемы традиционные интерпретации закона, позволявшие приспособить его к повседневной жизни. К-ром е того, они верили в духов и ангелов, в воскресение, в приход Мессии и полагали, что человеческая воля обладает ограниченной свободой в рамках Божьего замысла.
Мало свидетельств о том, что это были специфически фарисейские верования. Насколько известно, верования фарисеев не выделялись из общего религиозного наследия большинства евреев. Для некрых ученых это доказывает, что фарисеи представляли собой доминирующую религиозную силу в иудаизме; другие полагают, что фарисеев понастоящему отличало только скрупулезное соблюдение ритуальной чистоты и уплата десятины.
Источник: Теологический энциклопедический словарь