ФАНТАЗИЯ
ФАНТАЗИЯ
наиболее выраженное проявление творческого воображения.
Литература: [92].
Литература: [92].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
ФАНТАЗИЯ
греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФАНТАЗИЯ
от греч. ???????? – воображение) – необходимый компонент творч. деятельности, психологич. содержание к-рого состоит в построении образа или психич. модели конечного или промежуточных продуктов деятельности. По своему значению понятие Ф. совпадает с понятием воображения.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Фантазия
То же, что воображение, но скорее радостное, чем провидческое, скорее приятное, чем завораживающее, и, конечно, не в такой степени обольщающееся на собственный счет. Самое свободное и самое симпатичное из воображений; воображение, не обманывающееся ни в своих мечтах, ни в себе самом.
Источник: Философский словарь.
ФАНТАЗИЯ
(греч. phantasia – воображение) – психическая деятельность, создающая образы, представления и мысленные ситуации, в целом никогда не воспринимавшихся человеком в действительности; продукт творческого воображения, изменяющий облик реальной действительности, отражённой в сознании; способность выдумывать, представлять ч.‑л.; нечто надуманное, неправдоподобное, невероятное.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Фантазия
1. Синоним воображения. 2. Продукт воображения. Фантазия изменяет образ действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной степени спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека. Фантазия является необходимым условием в развитии интеллектуальной активности личности и основанием всякого творчества. Особое значение фантазии придавалось в романтизме. В психоанализе фантазия трактуется как один из защитных механизмов, благодаря которому стремления человека переходят в сферу воображения.
ФАНТАЗИЯ
психич. деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредств. жизн. опыте. Ф. возникает в процессе труда и обществ, деятельности как необходимое условие преобразования мира человеком. Ф. необходима в различных сферах деятельности человека, в т. ч. в искусстве и науке. Ф. может иметь разное содержание и играть разную роль в об-ве: она способна обгонять естеств. ход событий, ставя в то же время перед людьми реальные задачи и тем самым усиливая их энергию, но может и направлять мысли в сторону от реальности и тем самым расслаблять людей, отвлекать их от познания и преобразования мира. Религ. Ф. относится к этому последнему виду Ф. Создавая мир иллюзорных, сверхъестеств. существ и сущностей, она затемняет сознание людей, уводит их от реальности. В. И. Ленин назвал ре-лиг.-идеалистич. представления «больной фантазией».
Источник: Атеистический словарь
ФАНТАЗИЯ
от греч. phantasia - воображение) - творческая сила, объединяющая непосредственные переживания с действительностью духа, причем внутреннее содержание ее представляет собой базу всех разновидностей способностей к творческому воображению (называющихся поэтому также "чувственной способностью"). Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней являлась игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера. Трудно представить действительность великого естествоиспытателя без этого высокого дара, имея в виду такую фантазию, которая не покидает земной почвы и подходит с меркой действительного и познанного к вещам, которые предчувствуются, предполагаются. Образы фантазии и фантазию как процесс обычно называют фантазирование м, правда чаще в отрицательном смысле; ср. Галлюцинация. Фрошаммер считает всю действительность продуктом мировой фантазии.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФАНТАЗИЯ
(Phantasie; греч.) — сила воображения, объединяющая непосредственность переживания с действительностью духа, причем внутренняя жизнь представляет собой центр всех излучений фантазии (которую поэтому называют также «чувственной способностью»). Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся наглядностью, внутренней направленностью и участием воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней формой моторной фантазии, способной оказывать мощное воздействие, являлась игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера. Согласно Гёте, в сущности, «без этого высокого дара совершенно нельзя представить действительно великого естествоиспытателя. Правда, я не имею в виду фантазию, которая отлетает от действительности и воображает несуществующие вещи, но я имею в виду такую фантазию, которая не покидает действительной земной почвы и подходит с меркой действительного и познанного к вещам, которые предчувствуются, предполагаются» (Эккерману, 1830). Образы фантазии называют, правда довольно редко, фантазмами; но обычно — фантазией; фантазию же как процесс называют фантазированием, часто и в порицающем смысле. Фрошаммер считает всю действительность продуктом мировой фантазии.
В. Erdmann. Die Funktionen der R im wiss. Denken, 1913; W. Dilthey. Die Einbildungskraft des Dichters (1887), in: Ges. Schriften, VI, 1924: R. Müller-Freienfels. Das Denken und die P., 1916; R. Kassner. Von der Einbildungskraft, 1936; H. Kunz. Die anthropolog. Bedeutung der P., I—II, 1946; О. M. Ewert. P. und Intelligenz bei Jugendlichen, 1967; E. Grassi. Die Macht der P., 1979; B. Kuester. Transzendentale Einbildungskraft und ästhetische. R, 1979; D. Kamper. Zur Gesch. der Einbildungskraft, 1981;
Kamper. Macht und Ohmacht der R, 1986; S. Vietta. Literarische P., 1986; M. Fattori (Hg.). Phantasia — imaginatio. Roma, 1988.
В. Erdmann. Die Funktionen der R im wiss. Denken, 1913; W. Dilthey. Die Einbildungskraft des Dichters (1887), in: Ges. Schriften, VI, 1924: R. Müller-Freienfels. Das Denken und die P., 1916; R. Kassner. Von der Einbildungskraft, 1936; H. Kunz. Die anthropolog. Bedeutung der P., I—II, 1946; О. M. Ewert. P. und Intelligenz bei Jugendlichen, 1967; E. Grassi. Die Macht der P., 1979; B. Kuester. Transzendentale Einbildungskraft und ästhetische. R, 1979; D. Kamper. Zur Gesch. der Einbildungskraft, 1981;
Kamper. Macht und Ohmacht der R, 1986; S. Vietta. Literarische P., 1986; M. Fattori (Hg.). Phantasia — imaginatio. Roma, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Фантазия
(φανταςία) — высшая степень воображения, называемая иногда воображением производительным в отличие от воспроизводительного. Невозможно провести между ними строгие и точные границы; но общий отличительный характер между ними можно полагать тот, что фантазии свойственно не только мысленно возобновлять бывшие образы вещей или по какому-нибудь произволу производить новые сочетания, но и обратно — искать обобщившимся представлениям, понятиям, идеям выражения в соответственных единичных образах или в звуках. Поэтому преимущественное значение фантазии, или производительного воображения, состоит здесь, во-первых, в глубокости самой мысли или обобщившихся представлений, например, мудреца и мудрости, героя и героизма и т. д., во-вторых, в живой, так сказать, отливке этих обобщившихся представлений в конкретных образах и звуках. Итак, фантазия, или высшая степень воображения, предполагает высшую степень умственных способностей и значительное нравственное развитие, словом, богатое внутреннее содержание и, вместе, воплощение помыслов в звуках и образах, много зависящее от самой природы. Некоторые психологи полагают, что фантазия, или производительное воображение, есть только идеальное продолжение зиждительной душевной силы, образующей телесный организм, начинающееся в то время, когда рост организма кончен. Какова бы ни была степень состоятельности этого мнения, но природа приготовила низшие условия для деятельности фантазии в естественном позыве душевной жизни к самовыражению в чувственных знаках — жеста и звука. Огромная разница между ними та, что в последнем содержится только непосредственное, индивидуальное настроение, тогда как в произведениях фантазии, в созидаемых ею сочетаниях звуков и образов, выражаются общие понятия или мысли под влиянием разума и нравственного миросозерцания. — У древних греческих мыслителей φανταςία часто означает просто представление или перцепцию, свойственную представлению.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
фантазия
ФАНТАЗИЯ — термин, относящийся к сфере психических способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские, ранее неизвестные мысленные объекты (образы, конструкции, понятия и т.д.). Во втором значении понятие Ф. покрывает значительную часть творческих способностей человека; в частности, В. Вундт говорил, что «мы должны считать все душевные явления, в которых проявляется творческая деятельность, принадлежащими к области фантазии». Стоявший на таких же позициях И.М. Розет утверждал, что «Ф.» является синонимом понятия «продуктивная умственная деятельность. В обоих значения термин «Ф.», как правило, употребляется как синоним термину «воображение», хотя Ф. Шеллинг в «Философии искусства» разделял Ф., как новаторское мышление, и воображение, как способность к представлению. Некоторые авторы (Л.С. Коршунова) противопоставляют воображение как общую способность к представлению образов и Ф. как более узкую способность к созданию образов исключительно фантастических, не встречавшихся в опыте предметов. А.Я. Слинин называет данную способность «чистой фантазией». Аналогичным образом К. Г. Юнг считал, что о Ф. можно говорить, во-первых, в широком смысле — как о синониме «воображающей способности», и, во-вторых, в узком смысле, как о синониме «фантазмы», т.е. способности к фантастическому вымыслу. Ф. (независимо от оттенков в понимании термина) играет огромную роль в процессе познания. Некоторые авторы считают, что Ф. имеет наибольшее значение на его начальных стадиях; в частности, Э. Ильенков полагал, что «сфера «фантазии» неизбежно оказывается лишь полуфабрикатом производства Понятия». Однако более правомерным представляется взгляд, в соответствии с которым Ф. имеет важные функции на всех этапах познания. Так, в соответствии с теорией Т. Рибо процесс использования воображения обществом включает в себя три фазы: на первой («намеченное воображение») оно проявляется в виде грез, не сдерживаемых представлениями о реальности; на второй стадии («выясненное воображение») оно проявляется в виде научных и философских гипотез; на третьей стадии («воплощенное воображение») оно напрямую руководит практикой. В условиях нехватки информации Ф. позволяет преодолеть неопределенность ситуации и домыслить недостающие данные, тем самым дав возможность практике (в том числе познавательной) двигаться дальше. В условиях поиска решения Ф. обеспечивает поток гипотетических вариантов решения, не будучи скованной традицией или логикой, и тем самым обеспечивая оригинальные, часто парадоксальные сочетания понятий и образов, которые в известных обстоятельствах могут иметь исключительную познавательную ценность. Ф. помогает мысленному моделированию ситуаций, представляя их в наглядных образах. Образы Ф. упрощают ориентацию индивидуума среди характерных для развитого общества не наблюдаемых, абстрактных либо условных реальностей, что побудило Д. Дьюи сказать, что человек «полностью живет в мире фантазий, а не фактов». Кроме того, в форме образов Ф. перед человеком часто предстают результаты его собственной мыслительной работы, произведенной подсознательно, о чем, в частности, свидетельствует опыт научных открытий и произведений искусства, замысленных во сне (напр., таблица Менделеева). Исходным материалом Ф: служит опыт, и с этой точки зрения Ф. является производной способностью по отношению к восприятию и памяти. Однако данный общий принцип не противоречит тому, что за образами Ф. могут скрываться гипотетические источники информации, превосходящие индивидуальное восприятие: родовая генетическая память, архетипы коллективного бессознательного, «ноосфера» и прочее. К. Г. Фрумкин