ФАНТАЗИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФАНТАЗИЯ
наиболее выраженное проявление творческого воображения.
Литература: [92].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ФАНТАЗИЯ
греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФАНТАЗИЯ
от греч. ???????? – воображение) – необходимый компонент творч. деятельности, психологич. содержание к-рого состоит в построении образа или психич. модели конечного или промежуточных продуктов деятельности. По своему значению понятие Ф. совпадает с понятием воображения.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Фантазия
То же, что воображение, но скорее радостное, чем провидческое, скорее приятное, чем завораживающее, и, конечно, не в такой степени обольщающееся на собственный счет. Самое свободное и самое симпатичное из воображений; воображение, не обманывающееся ни в своих мечтах, ни в себе самом.

Источник: Философский словарь.

ФАНТАЗИЯ
(греч. phantasia – воображение) – психическая деятельность, создающая образы, представления и мысленные ситуации, в целом никогда не воспринимавшихся человеком в действительности; продукт творческого воображения, изменяющий облик реальной действительности, отражённой в сознании; способность выдумывать, представлять ч.‑л.; нечто надуманное, неправдоподобное, невероятное.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Фантазия
1. Синоним воображения. 2. Продукт воображения. Фантазия изменяет образ действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной степени спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека. Фантазия является необходимым условием в развитии интеллектуальной активности личности и основанием всякого творчества. Особое значение фантазии придавалось в романтизме. В психоанализе фантазия трактуется как один из защитных механизмов, благодаря которому стремления человека переходят в сферу воображения.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФАНТАЗИЯ
психич. деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредств. жизн. опыте. Ф. возникает в процессе труда и обществ, деятельности как необходимое условие преобразования мира человеком. Ф. необходима в различных сферах деятельности человека, в т. ч. в искусстве и науке. Ф. может иметь разное содержание и играть разную роль в об-ве: она способна обгонять естеств. ход событий, ставя в то же время перед людьми реальные задачи и тем самым усиливая их энергию, но может и направлять мысли в сторону от реальности и тем самым расслаблять людей, отвлекать их от познания и преобразования мира. Религ. Ф. относится к этому последнему виду Ф. Создавая мир иллюзорных, сверхъестеств. существ и сущностей, она затемняет сознание людей, уводит их от реальности. В. И. Ленин назвал ре-лиг.-идеалистич. представления «больной фантазией».

Источник: Атеистический словарь

ФАНТАЗИЯ
от греч. phantasia - воображение) - творческая сила, объединяющая непосредственные переживания с действительностью духа, причем внутреннее содержание ее представляет собой базу всех разновидностей способностей к творческому воображению (называющихся поэтому также "чувственной способностью"). Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней являлась игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера. Трудно представить действительность великого естествоиспытателя без этого высокого дара, имея в виду такую фантазию, которая не покидает земной почвы и подходит с меркой действительного и познанного к вещам, которые предчувствуются, предполагаются. Образы фантазии и фантазию как процесс обычно называют фантазирование м, правда чаще в отрицательном смысле; ср. Галлюцинация. Фрошаммер считает всю действительность продуктом мировой фантазии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФАНТАЗИЯ
(Phantasie; греч.) — сила воображения, объединяющая непосредственность переживания с действительностью духа, причем внутренняя жизнь представляет собой центр всех излучений фантазии (которую поэтому называют также «чувственной способностью»). Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся наглядностью, внутренней направленностью и участием воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней формой моторной фантазии, способной оказывать мощное воздействие, являлась игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера. Согласно Гёте, в сущности, «без этого высокого дара совершенно нельзя представить действительно великого естествоиспытателя. Правда, я не имею в виду фантазию, которая отлетает от действительности и воображает несуществующие вещи, но я имею в виду такую фантазию, которая не покидает действительной земной почвы и подходит с меркой действительного и познанного к вещам, которые предчувствуются, предполагаются» (Эккерману, 1830). Образы фантазии называют, правда довольно редко, фантазмами; но обычно — фантазией; фантазию же как процесс называют фантазированием, часто и в порицающем смысле. Фрошаммер считает всю действительность продуктом мировой фантазии.
В. Erdmann. Die Funktionen der R im wiss. Denken, 1913; W. Dilthey. Die Einbildungskraft des Dichters (1887), in: Ges. Schriften, VI, 1924: R. Müller-Freienfels. Das Denken und die P., 1916; R. Kassner. Von der Einbildungskraft, 1936; H. Kunz. Die anthropolog. Bedeutung der P., I—II, 1946; О. M. Ewert. P. und Intelligenz bei Jugendlichen, 1967; E. Grassi. Die Macht der P., 1979; B. Kuester. Transzendentale Einbildungskraft und ästhetische. R, 1979; D. Kamper. Zur Gesch. der Einbildungskraft, 1981;
Kamper. Macht und Ohmacht der R, 1986; S. Vietta. Literarische P., 1986; M. Fattori (Hg.). Phantasia — imaginatio. Roma, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Фантазия
(φανταςία) — высшая степень воображения, называемая иногда воображением производительным в отличие от воспроизводительного. Невозможно провести между ними строгие и точные границы; но общий отличительный характер между ними можно полагать тот, что фантазии свойственно не только мысленно возобновлять бывшие образы вещей или по какому-нибудь произволу производить новые сочетания, но и обратно — искать обобщившимся представлениям, понятиям, идеям выражения в соответственных единичных образах или в звуках. Поэтому преимущественное значение фантазии, или производительного воображения, состоит здесь, во-первых, в глубокости самой мысли или обобщившихся представлений, например, мудреца и мудрости, героя и героизма и т. д., во-вторых, в живой, так сказать, отливке этих обобщившихся представлений в конкретных образах и звуках. Итак, фантазия, или высшая степень воображения, предполагает высшую степень умственных способностей и значительное нравственное развитие, словом, богатое внутреннее содержание и, вместе, воплощение помыслов в звуках и образах, много зависящее от самой природы. Некоторые психологи полагают, что фантазия, или производительное воображение, есть только идеальное продолжение зиждительной душевной силы, образующей телесный организм, начинающееся в то время, когда рост организма кончен. Какова бы ни была степень состоятельности этого мнения, но природа приготовила низшие условия для деятельности фантазии в естественном позыве душевной жизни к самовыражению в чувственных знаках — жеста и звука. Огромная разница между ними та, что в последнем содержится только непосредственное, индивидуальное настроение, тогда как в произведениях фантазии, в созидаемых ею сочетаниях звуков и образов, выражаются общие понятия или мысли под влиянием разума и нравственного миросозерцания. — У древних греческих мыслителей φανταςία часто означает просто представление или перцепцию, свойственную представлению.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

фантазия
ФАНТАЗИЯ — термин, относящийся к сфере психических способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские, ранее неизвестные мысленные объекты (образы, конструкции, понятия и т.д.). Во втором значении понятие Ф. покрывает значительную часть творческих способностей человека; в частности, В. Вундт говорил, что «мы должны считать все душевные явления, в которых проявляется творческая деятельность, принадлежащими к области фантазии». Стоявший на таких же позициях И.М. Розет утверждал, что «Ф.» является синонимом понятия «продуктивная умственная деятельность. В обоих значения термин «Ф.», как правило, употребляется как синоним термину «воображение», хотя Ф. Шеллинг в «Философии искусства» разделял Ф., как новаторское мышление, и воображение, как способность к представлению. Некоторые авторы (Л.С. Коршунова) противопоставляют воображение как общую способность к представлению образов и Ф. как более узкую способность к созданию образов исключительно фантастических, не встречавшихся в опыте предметов. А.Я. Слинин называет данную способность «чистой фантазией». Аналогичным образом К. Г. Юнг считал, что о Ф. можно говорить, во-первых, в широком смысле — как о синониме «воображающей способности», и, во-вторых, в узком смысле, как о синониме «фантазмы», т.е. способности к фантастическому вымыслу.         Ф. (независимо от оттенков в понимании термина) играет огромную роль в процессе познания. Некоторые авторы считают, что Ф. имеет наибольшее значение на его начальных стадиях; в частности, Э. Ильенков полагал, что «сфера «фантазии» неизбежно оказывается лишь полуфабрикатом производства Понятия». Однако более правомерным представляется взгляд, в соответствии с которым Ф. имеет важные функции на всех этапах познания. Так, в соответствии с теорией Т. Рибо процесс использования воображения обществом включает в себя три фазы: на первой («намеченное воображение») оно проявляется в виде грез, не сдерживаемых представлениями о реальности; на второй стадии («выясненное воображение») оно проявляется в виде научных и философских гипотез; на третьей стадии («воплощенное воображение») оно напрямую руководит практикой.         В условиях нехватки информации Ф. позволяет преодолеть неопределенность ситуации и домыслить недостающие данные, тем самым дав возможность практике (в том числе познавательной) двигаться дальше. В условиях поиска решения Ф. обеспечивает поток гипотетических вариантов решения, не будучи скованной традицией или логикой, и тем самым обеспечивая оригинальные, часто парадоксальные сочетания понятий и образов, которые в известных обстоятельствах могут иметь исключительную познавательную ценность. Ф. помогает мысленному моделированию ситуаций, представляя их в наглядных образах. Образы Ф. упрощают ориентацию индивидуума среди характерных для развитого общества не наблюдаемых, абстрактных либо условных реальностей, что побудило Д. Дьюи сказать, что человек «полностью живет в мире фантазий, а не фактов». Кроме того, в форме образов Ф. перед человеком часто предстают результаты его собственной мыслительной работы, произведенной подсознательно, о чем, в частности, свидетельствует опыт научных открытий и произведений искусства, замысленных во сне (напр., таблица Менделеева).         Исходным материалом Ф: служит опыт, и с этой точки зрения Ф. является производной способностью по отношению к восприятию и памяти. Однако данный общий принцип не противоречит тому, что за образами Ф. могут скрываться гипотетические источники информации, превосходящие индивидуальное восприятие: родовая генетическая память, архетипы коллективного бессознательного, «ноосфера» и прочее.         К. Г. Фрумкин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Фантазия как внеэтическое поле творческой деятельности

Слепцова Анна Олеговна, Жилкина Наталия Владимировна
Статья посвящена исследованию фантазии как инструмента творчества, не поддающегося этической рефлексии.
Читать PDF
0.00 байт

Эрнст Теодор, Амадей Гофман и Иммануил Кант. Художественная фантазия и отвлеченная философия: загадк

Калинников Леонард Александрович
В статье показано, что смыслы «сказки» «Крошка Цахес…» Э. Т. А. Гофмана исходят из трактата Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?»
Читать PDF
0.00 байт

Смысловое соотношение понятий «Фантазия» и «Воображение»

Федотова Виктория Олеговна
Читать PDF
0.00 байт

2004. 04. 002. Вирт У. Фантазия о новом как абдукция. Wirth U. die Phantasie des neuen als Abduktion

Махов А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие «Фантазия» в античной преднауке

Шуваева Ольга Михайловна
В статье рассматривается эволюция понятия «фантазия» в античной преднауке и философии, определяется ее роль в становлении научного познания, мифологической (донаучной) и рациональной (научной) фантастики.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 02. 019. Гримшо Дж. Этика, фантазия и самотрансформация. Grimsho G. Ethics, fantasy and selftr

Бажанов А. В., Летов О. В., Яковлев В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Воображение и фантазия : концептуальные основания философско-культурологического иследования

Юречко О.Н.
Воображение и фантазия универсальные феномены культуры и сущностные характеристики человека. Существует множество культурно-исторических форм фантазии: мифы, волшебные сказки, легенды.
Читать PDF
0.00 байт

ФАНТАЗИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ

Джозеф Собран
Читать PDF
0.00 байт

Гносеологический потенциал эротических фантазий и желаний

Воробьёв Д. О.
Рассматривается эротико-сексуальный компонент страсти и его гносеологические возможности. Проанализированы феномены эротических желаний и переживаний. Исследованы уровни интимного знания.
Читать PDF
0.00 байт

Необходимое a posteriori, контрфактические фантазии и формы эссенциализма

Суровцев Валерий Александрович
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о месте фантазии в учении Аристотеля о душе

Иванова Елена Викторовна
В статье рассматривается феномен фантазии в учении Аристотеля, приводятся аргументы в пользу того, что она является отдельной способностью души, а также уясняется ее роль как посредника между ощущением и мышлением.
Читать PDF
0.00 байт

98. 04. 023. Бейтсон г. Теория игры и фантазии1. Bateson G. A theory of play and fantasy // Bateson

Читать PDF
0.00 байт

Фантазии, мнения, ценности и знания

Анисов Александр Михайлович
В статье с позиции философии и семиотики анализируются такие знаковые типы идей, как фантазии, мнения, ценности и знания.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема вымысла: между фантазией и реальностью

Золотухина-аболина Елена Всеволодовна
Cтатья посвящена рассмотрению понятия вымысла (фикциональности), весьма размытого и имеющего неоднозначные толкования в литературе.
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение фантазии и восприятия в работах Вильгельма Вундта и Якоба Фрошаммера

Федотова В. О.
В статье предлагается анализ категории «фантазия», определяемой как ключевой элемент механизма восприятия. Дается детальный анализ разграничения сущности фантазии в контексте времени и пространства.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ФАНТАЗИЯ художественная

    греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — важный элемент худож. творчества, выражающийся в нек-ром отрыве от реальности в процессе ее отражения в искусстве и создании чувственно восприн
  • СВОБОДНАЯ ВАРИАЦИЯ В ФАНТАЗИИ

    Феноменологическая процедура, осуществляющая процесс категориального созерцания в интенциональном модусе воображения. Исследуемый предмет (чувственный или воображаемый) должен быть очищен от