ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Фальсификация
от лат. falsificare — подделывать) — 1) подделывание чего-либо; искажение, подмена подлинного ложным, мнимым; 2) подделка.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Фальсификация
ложь, подделка, искажение данных; фальсификация в ее различных проявлениях широко применяется для формирования общественного мнения, результатов выборов, якобы проводившихся исследованиях по определению рейтинга политиков и т.п.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
[позднелат. falsificatio от falsifico подделываю] – 1) злостное, преднамеренное искажение каких-л. данных; 2) изменение с корыстной целью вида или свойства предметов; подделка. В науке фальсификацией также называют намеренное искажение научных данных, фактов под выдвигаемую необоснованную гипотезу, точку зрения.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
[от лат. falsus - ложный и/дс/о — делаю] — концепт философии науки К. Поппера (см.), операция нахождения ошибочности теории. Работая с теорией, ученый стремится обеспечить рост научного знания, поэтому он подвергает ее суровым испытаниям. В противном случае он рискует навсегда остаться в неведении относительно своих теоретических заблуждений.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Фальсификация
(от лат. falsus – ложный + facio – делаю) – установление ложности гипотезы или знания, претендующего на статус теории, на основании их несоответствия фактам, полученным в эксперименте, или требованиям логики. В традиционной трактовке Ф. не учитывается, что необходимым условием её результативности является четкое выделение конечного предмета, с которым соотносится предполагаемое знание.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
методологическая процедура, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте). Фундаментальное понятие методологической концепции К Поппера, который обосновал важность данной процедуры для развития научного познания. В обыденной жизни Ф. употребляется в значении преднамеренного искажения правды, истины

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
лат. falsus - ложный и facio - делаю) - научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. Принцип фальсифицируемости (Поппер) выступает критериальным основанием дифференциации науки и философии ("метафизики"). (См. Теория, Гипотеза, Верификация).
Ю.В. Баранчик

Источник: Новейший философский словарь

Фальсификация
(лат. falsificatio – обман, подделка) – в логике и методологии – процедура, основывающаяся на трактовке некоторого предположения, гипотезы, утверждения в качестве фальшивого, ложного, неистинного. Основанием рационального процесса, согласно которому возникает фальсификация, является искажение законов логики. Фальсификацией называется также злостное преднамеренное искажение каких-либо данных, фактов (см. Факт); изменение с корыстной целью вида и свойств предметов, подделка. Понятием, противоположным фальсификации, является верификация (см. Верификация).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
от лат. подделываю) 1) проверка ложности теории в  результате  эксперимента  или  теоретического  знания.  2)  методологическийпринцип, лежащий в основе критического рационализма, разработанный К. Поппером в противовес принципу верификации, сущность которого заключается в опровержимости любого научного утверждения, ибо научное знание подверженоошибкам и в связи с выдвижением новых гипотез оно опровергается, в результате чего формируются все более глубокие научные проблемы. Согласно фальсификации лишь те теории могут быть научными, которые в принципе не могут быть опровергнуты. Прогресс науки  заключается в том, что любые положения опровергаются и заменяются новыми. Данный принцип лежит в  основе концепцииК. Поппера о росте научного знания. 

Источник: Философия науки и техники: словарь

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
лат. falsus— ложный и facio — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формально-логическое отношение, согласно к-рому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации (Верифицируемости принцип) принцип Ф., к-рый был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, к-рые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально же нефальсифицируемые утверждения лишаются его. В марксистской концепции логики и методологии науки Ф. рассматривается как подчиненный практике частный способ проверки научных теорий.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
(позднелат. falsifico — подделываю, от лат. falsus — ложный + facio — делаю) — науч. процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теор. проверки. Понятие Ф. следует отличать от принципа фальсифицируемости, к-рый был предложен К.Поппером в кач-ве критерия демаркации науки от «метафизики» (как альтернатива принципу верифицируемости; см. Верификация). Системно-иерархический характер организации совр. науч. знания осложняет и затрудняет проверку развитых и абстрактных теорий. Для Ф. теории необходима чаще всего альтернативная теория (парадигма): лишь она (а не сами по себе результаты экспериментов) в состоянии фальсифицировать (опровергнуть) испытываемую теорию. Т.о., только в том случае, когда имеется теория, обеспечивающая новые перспективы познания, методологически оправдан отказ от предшествующей науч. теории. Лит.: Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975; Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978; Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
от лат. falsus - ложный и facio - делаю) - методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики. Понятие "Ф." следует отличать от принципа фальсифицируемости, который был предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости, принятому в неопозитивизме. Изолированные эмпирические гипотезы, как правило, могут быть подвергнуты непосредственной Ф. и отклонены на основании соответствующих экспериментальных данных, а также из-за их несовместимости с фундаментальными научными теориями. В то же время абстрактные гипотезы и их системы, образующие научные теории, непосредственно нефальсифицируемы. Дело в том, что эмпирическая проверка теоретических систем знания всегда предполагает введение дополнительных моделей и гипотез, а также разработку теоретических моделей экспериментальных установок и т.п. Возникающие в процессе проверки несовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов в принципе могут быть разрешены путем внесения соответствующих корректировок в отдельные фрагменты испытываемой теоретической системы. Поэтому для окончательной Ф. теории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. Таким образом, только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.

Источник: Современная западная философия: словарь

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
от позднелат. falsifico - подделываю, от лат. falsus - ложный и facio - делаю), науч. процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретич. проверки. Понятие Ф. следует отличать от принципа фальсифицируемости, к-рый был предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от «метафизики» (как альтернатива принципу верифицируемости, выдвинутому логич. эмпиризмом; см. Верификация).
Изолированные эмпирич. гипотезы могут быть подвергнуты непосредств. Ф. и отклонены на основании соответств. экспериментальных данных либо из-за несовместимости с фундаментальными науч. теориями. Однако системы гипотез, объединенные в науч. теории, лишь в редких случаях могут быть подвергнуты окончат. Ф. Системноиерархич. характер организации совр. науч. знания осложняет и затрудняет проверку развитых и абстрактных теорий. Проверка подобных теоретич. систем предполагает введение дополнит. моделей и гипотез, а также разработку теоретич. моделей экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверки проблемы, обусловленные несовпадением теоретич. предсказаний с результатами экспериментов, в принципе могут быть разрешены путем соответств. корректировок нек-рых фрагментов испытываемой теоретич. системы. Для Ф. теории необходима чаще всего альтернативная теория: лишь она (а не сами по себе результаты экспериментов) в состоянии фальсифицировать (опровергнуть) испытываемую теорию. Т. о., только в том случае, когда имеется теория, действительно обеспечивающая дальнейший шаг в познании мира, методологически оправдан отказ от предшествующей науч. теории. См. также Теория, Гипотеза.

Источник: Советский философский словарь

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
(от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – а) в обычном смысле – подделка, б) в логике и методологии науки – процесс сокращения границ реальной применимости гипотезы через выявление таких условий опыта, при которых гипотеза начинает противоречить некоторым фактам и опровергаться. В 1935 г. в книге «Логика научного исследования» К. Поппер предложил отдавать предпочтение при проверке общих суждений фальсификации, а не верификации (подтверждению опытом), поскольку для подтверждения, напр., суждения о законе природы необходимо бесчисленное количество соответствующих фактов, а для опровержения того же суждения порой достаточно и одного противоречащего ему факта. Если гипотеза не опровергнута опытом, то это еще не означает, будто она непременно истинна; скорее она всего лишь «оправданна». Иное дело опровержение опытом претензий гипотезы на широчайшую экстраполируемость на все новые и новые предметные области (напр., претензий на статус закона природы), – опровержение фактами ряда ее приложений указывает на ложность «широкой постановки вопроса» и требует более узкой переформулировки гипотезы, сокращения ее границ, ослабления объясняющей силы. От фальсификации следует отличать принцип фальсифицируемости, введенный К. Поппером как альтернатива принципу верифицируемости и используемый им для разграничения науки и метафизики. Теория, которую нельзя опровергнуть никакими способами, которые можно себе представить, утверждал Поппер, ненаучна. Если теория неопровержима, то это есть не ее достоинство, а ее недостаток. Всякая подлинная проверка теории – это попытка ее опровергнуть. Однако фальсифицируем ли сам принцип фальсифицируемости? Впоследствии Попперу пришлось смягчать этот принцип, ограничивая его применение областью эмпирических гипотез и дополняя требованием при опровержении онтологических схем опираться на метод альтернатив. Д. В . Пивоваров

Источник: История философии науки и техники.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
совокупность приемов и процесс доказательства ложности эмпирической гипотезы или теории на основе установления в опыте (наблюдении и эксперименте) ложности вытекающих из нее логических следствий (потенциальных или актуальных). В методологию науки категория «фальсификация» как обозначение существенно значимой процедуры для определения динамики науки была введена К. Поппером. Фальсификация суть логическая экспликация более широкой по содержанию категории гносеологии — «опровержение». Согласно Попперу, назначение опыта по отношению к теории отнюдь не в том, чтобы доказывать, определять и внедрять в науку истинные теории (в этом отношении Поппер выступает последовательным и убедительным критиком любой формы индуктивизма), а в том, чтобы опровергать ложные гипотезы. В этой связи Поппер характеризует индуктивизм в методологии науки как аналог ламаркизма в биологической теории эволюции, тогда как свою концепцию взаимоотношения теории и опыта он рассматривает как аналог неодарвинизма, где  среда истолковывается лишь как выбраковочный фактор по отношению к неспособным приспособиться к ней особям. Абсолютизация Поппером фальсификации как, безусловно, важной методологической процедуры научного познания опирается на два спорных положения: 1) запретна возможность усовершенствования фальсифицированных теорий, что в целом противоречит реальной истории науки, где усовершенствование и достижение согласия с опытом до этого фальсифицированных теорий постоянно имеет место (яркие примеры — гелиоцентрическая система мира Галилея — Коперника, планетарная модель атома Резерфорда и т. д.); 2) предположение о том, что истинность эмпирических следствий всегда является бесспорной, так как принимается конвенционально. Как и в случае с подтверждением, решение вопроса об истинности и достаточности качества и количества эмпирически удостоверенных следствий теории для суждения об ее ложности является не чисто логическим или конвенциональным, а содержательным и консенсуальным, предполагающим выработку и достижение определенного единства по этому вопросу среди членов профессионального научного сообщества. Ясно, что с точки зрения исторической перспективы развития науки любое такое консенсуальное решение должно рассматриваться как относительное и временное. (См. научный консенсус, фаллибилизм).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
от лат. falsus — ложный и facio — делаю) — способ опровержения (установления ложности) научного утверждения посредством его эмпирической проверки. В методологии науки процедура фальсификации рассматривается в рамках гипотетико-дедуктивного метода, когда логический вывод непосредственно эмпирически проверяемых следствий из предлагаемой гипотезы, всегда выходящей за пределы эмпирически данного, служит основанием для оправдания или опровержения этой гипотезы. Условием фальсификации выступает тогда известное умозаключение от ложности следствия к ложности основания. Выводимые из гипотезы эмпирически проверяемые следствия сопоставляются при этом с утверждениями, фиксирующими эмпирическую данность. В случае возникновения между ними противоречия следует говорить о наличии т. н. контрпримеров по отношению к проверяемой гипотезе. С позиций т. н. примитивного, или догматического, фальсификационизма существование контрпримеров однозначно свидетельствует о ложности гипотезы. Однако такая однозначная фальсификация правомерна только в очень простых ситуациях, когда эмпирически фиксируемый контрпример непосредственно входит в условия истинности проверяемого утверждения, т. e. по существу по отношению к обобщениям чисто регистрирующего типа. Уже в случае эмпирических обобщений, предполагающих некую концептуализирующую типологизацию, альтернативой фальсификации на основе контрпримера может выступать известная модификация подобной типологизации. Напр., альтернативой широко известному из учебников логики примеру фальсификации эмпирического обобщения «все лебеди — белые» после открытия черных лебедей могло бы быть концептуально-терминологическое решение об ограничении биологического таксона «лебеди» только белыми лебедями, тогда как для обозначения птиц черного цвета был бы введен новый таксон. Примитивный фальсификационизм, так же как и конкурирующий с ним в философии науки неопозитивизма верификационизм, является проявлением эмпиризма, сводящего научное познание к фиксации эмпирически данного и игнорирующего своеобразие концептуально-теоретического мышления, которое способно снимать противоречия между эмпирическими контрпримерами и своими конструкциями не путем фальсификации последних, а в процессе сложного и многоступенчатого процесса совершенствования и развития гипотез и теорий. При этом с опытом сопоставляется не отдельное научное утверждение или их совокупность, а теоретическая система в целом (см. Интерпретация, Оправдание теории. Теория), каждое из звеньев которой может подвергнуться совершенствованию с целью устранения несоответствия теории и опыта (т. н. принцип Дюгема—Куайна). Негативный вердикт в отношении теории, исследовательской программы, «парадигмы» и т. д. может выноситься только на основе их системной многофакторной оценки, включающей сопоставление их творческого потенциала с другими возможными способами научного моделирования реальности (см. также ст. Гипотетико-дедуктивная модель, Фальсифииируемость).
В. С. Швырев

Источник: Новая философская энциклопедия

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
от лат. falsus - ложный, facio - делаю)
-процедура, устанавливающая ложность теории или гипотезы в результате эмпирической проверки. Понятие Ф. является фундаментальным в методологической концепции К. Поппера, который обосновал важность этой процедуры для развития науки.
С логической точки зрения процесс Ф. описывается схемой модус толленс. Из проверяемой теории Т дедуцируется некоторое эмпирическое предложение A, Т. e. согласно правилам классической математической логики имеет место Т -- A. Посредством эмпирических методов познания (наблюдения, измерения или эксперимента) предложение А сопоставляется с реальным положением дел. Выясняется, что A ложно и истинно предложение ~А (не-А). Из Т -> A и ~А следует ~ Т, т. е. ложность теории Т.
Когда речь идет об изолированном предложении или гипотезе невысокого уровня общности и абстрактности, фальсифицирующий вывод часто оказывается полезным и помогает отсечь ложные предложения. Однако если мы рассматриваем сложную, иерархически упорядоченную систему предложений - теорию, то дело обстоит вовсе не так просто. Процедура Ф. обнаруживает только столкновение теории с фактом, но не говорит нам, какой член противоречия ложен - теория или факт. Почему мы обязаны считать, что ложной является именно теория? Быть может, ложным является факт, который установлен в результате "грязного" эксперимента, неправильно истолкован и т. п.?
К этому добавляется еще одно соображение. Из одной теории обычно нельзя вывести эмпирического предложения. Для этого к теории нужно присоединить специальные правила, дающие эмпирическую интерпретацию терминам теории, и предложения, описывающие конкретные условия эмпирической проверки. Т. о., эмпирическое предложение А следует не из одной теории Т, а из Т плюс правила эмпирической интерпретации плюс предложения, описывающие конкретные условия. Если учесть это обстоятельство, то сразу же становится ясным, что из ложности предложения А мы не имеем права делать вывод о ложности теории Т. Ложная посылка может входить в добавляемые правила или предложения. Вот поэтому в реальной науке, обнаружив столкновение теории с некоторым фактом, ученые вовсе не спешат объявлять теорию ложной. Они еще и еще раз проверяют чистоту экспериментов, предпосылок, на которые опираются истолкование экспериментальных результатов, звенья фальсифицирующего вывода и т. д. Только тогда, когда таких фактов накопится достаточно много и появится гипотеза, успешно их объясняющая, ученые начинают склоняться к мысли о том, что их теория, возможно, ложна.
Несмотря на все трудности применения, процедура Ф. используется в качестве одного из критериев научности гипотез и теорий. Всякая гипотеза или теория должна допускать возможность своего опровержения - только в этом случае она заслуживает серьезного рассмотрения. Если некоторая гипотеза в принципе неопровержима, то это означает, что она ничего не говорит о мире и не может прийти в столкновение с фактами. Следовательно, она ненаучна. Поэтому при выдвижении новых гипотез и теорий следует указывать, при каких условиях можно будет считать, что они опровергнуты. Если такие условия сформулировать нельзя, нет смысла рассматривать предложенную гипотезу или ставить эксперимент для ее опровержения.

Источник: Словарь по логике

фальсификация
(от лат. Falsum – ложный, facere – делать) – способ опровержения каких-либо теоретических положений путем обнаружения опытного (эмпирического) факта, противоречащего им. Учение о ф. Как критерии научности развил к. Поппер, противопоставив его аналогичному учению позитивистов о верификации. Согласно попперу, лишь та теория научна, которая в принципе может быть опровергнута фактами. Теория, которая ничего не запрещает (скажем, если в теории есть утверждение вида «все а есть в», то обнаружение объекта из класса а, не обладающего свойством в, фальсифицирует эту теорию; множество таких принципиально возможных объектов образует класс потенциальных фальсификаторов данной теории), которая способна объяснить любой поворот событий (такими теориями по программным заявлениям их создателей поппер считал фрейдизм в психологии и марксизм в социальных науках), вообще не является научной. История науки по попперу – история выдвижения смелых, революционных теорий, история того, как они выдерживают специально устраиваемые им проверки (теперь долг ученого – искать не подтверждающие теорию инстанции, как было в верификационизме, а, наоборот, опровергающие, ставить рискованные для теории эксперименты, ведь если она их не выдержит, значит «туда ей и дорога, хорошо, что сразу и вовремя это обнаружили», а если выдержит, - это сильный аргумент в пользу того, что данная теория лучше всех других на данный момент), история того, как рано или поздно теория все-таки фальсифицируется, отбрасывается и на ее место приходит новая, которая способна объяснить то, что не могла ее предшественница и т.д. Крайности фальсификационизма поппера (теория должна быть отброшена сразу же после обнаружения ее несоответствия тем или иным эмпирическим данным) смягчил в своей доктрине «эволюции научно-исследовательских программ» и. Лакатос. Он подчеркнул, что сам этот процесс смены теории при обнаружении «контрафакта» происходит долго и постепенно, сначала теорию пытаются модифицировать изнутри, чтобы «косметическими» средствами примирить ее с «неудобным» фактом. В структуре теории лакатос предложил выделить два основных уровня – «жесткое ядро» (куда входят фундаментальные постулаты и «парадигмальные» принципы теории, определяющие ее собственную суть как таковой теории и потому не подлежащие ни пересмотру, ни уточнению, ни модификации) и «защитный пояс» (состоящий из вспомогательных допущений, теоретических обобщений меньшей степени общности и т.д., посредством которых содержание «жесткого ядра» связывается с эмпирическим уровнем). При обнаружении факта, противоречащего теории, ученые стремятся каким-либо образом так модернизировать содержание «защитного пояса», чтобы, с одной стороны, сохранить в целостности и неизменности содержание «жесткого ядра», а с другой, теоретически осмыслить и объяснить открытый факт. В теорию (в ее «пояс») при этом могут быть внесены новые элементы, гипотезы и т.д. Иногда случается так, что для сохранения жесткого ядра приходится прибегать к постулированию особых гипотез, которые позволяют объяснить исключительно данный, «неудобный факт» и которые, таким образом, не могут быть сами, в свою очередь, проверены на других фактах. Очевидно, эвристическая ценность таких гипотез (называемых «ad hoc» - «применительно к данному случаю») равна нулю и их появление в структуре теории – симптом ее слабости в решении задачи удовлетворительного и эффективного объяснения эмпирических данных, симптом кризиса данной теории. Собственно, лакатос говорит уже не о теории, а о комплексе взаимосвязанных такими модернизациями теорий, которые в целостности образуют «научно-исследовательскую программу». И лишь тогда, когда такая программа окончательно исчерпает свой эвристический потенциал, когда появится ее более успешная в объяснении фактов «конкурентка», она фальсифицируется и отбрасывается окончательно. См. Также кумулятивизм.

Источник: Краткий философский глоссарий

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
от лат. falsus — ложный), или эмпирическое опровержение, — процедура установления ложности гипотезы или теории путем эмпирической проверки. Принято считать, что процесс Ф. описывается логической схемой modus tollens, или принципом Ф.: «если верно, что А имплицирует В, и неверно, что В, то неверно, что А». Устанавливается, что проверяемое утверждение (или теория) А имплицирует некоторое эмпирическое утверждение В; сопоставление последнего (путем наблюдения или эксперимента) с реальной ситуацией показывает, что оно ложно, т.е. истинно не-5; из этих посылок логически следует, что А также ложно. Например: «если все птицы летают, то страус летает; но страус не летает; значит, неверно, что все птицы летают». Принцип Ф. принимается, однако, не во всех теориях логического следования. В парафальсифицирующей логике данный принцип отсутствует, понятие Ф. ослабляется, так что операция Ф. становится, как и операция верификации (эмпирического подтверждения), не дедуктивной, а индуктивной процедурой.
Особый интерес к проблеме Ф. привлек К. Поппер, противопоставивший ее верификации. Его позиция, получившая наименование фал ьсифи кац ио -н и з м а, складывалась в полемике с неопозитивистами, считавшими, что наука развивается путем осторожного обобщения результатов наблюдений и что сами обобщения обоснованы тем лучше, чем больше имеется подтверждающих их факторов. Характерную черту науки неопозитивисты видели в ее обоснованности и достоверности, а отличительную черту ненауки (например, алхимии или метафизики) — в ненадежности и недостоверности. Индукция и верифици-руемость оказывались, т.о., критериями отграничения науки от ненауки (см.: Демаркации проблема). По мысли Поппера, подтверждение теории еще не говорит о ее научности. Подтвердить опытом можно все что угодно, в частности, астрология подтверждается многими эмпирическими свидетельствами. Испытание теории или гипотезы должно заключаться не в отыскании подтверждающих ее данных, а в настойчивых попытках опровергнуть ее. «Интерсубъективно проверяемую Ф.» Поппер считает окончательной, если она хорошо обоснована: «именно в этом проявляется асимметрия между верификацией и Ф. теории». Согласно критерию фальсифицируемости, «т.е. по крайней мере асимметричной, или односторонней, разрешимости», высказывания или системы высказываний имеют эмпирическое содержание «только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, т.е. подвергать... проверкам, результатом которых может быть их опровержение». Логическая асимметрия между верификаций и Ф. оказывается у Поппера не только основой его концепции «эмпирического значения», но и ключом к проблемам индукции и демаркации. Решение проблемы индукции сводится к идее, что индукция попросту не существует. То, что принимается за нее, есть лишь движение в «индуктивном направлении» от следствий (или единичных высказываний) к аксиомам с помощью относящегося к дедуктивной логике принципа Ф. Отграничение рациональной науки от «различных форм предрассудков» также оказывается простым: наука, и только она, критично и систематически использует принцип Ф. для жесткой и бескомпромиссной проверки создаваемых теорий.
Критика фальсификационизма Поппера, опирающегося на асимметрию подтверждения и опровержения, показала, что приложимость принципа Ф. к разным частям исследовательской программы является разной: Ф. вообще не приложима к «жесткому ядру» такой программы, а только к ее периферии (И. Лака-тос). Ф. зависит также от этапа развития программы: пока последняя выдерживает натиск аномалий, ученый может вообще игнорировать их и руководствоваться не аномалиями, а позитивной эвристикой своей программы: «Ученые сплошь и рядом игнорируют данные, несовместимые с принятой системой научного знания, в надежде, что в конечном счете эти данные окажутся ошибочными или не относящимися к делу (М. Полани). Понятие Ф. предполагает, как это отмечает сам Поппер, существование (негативных) решающих экспериментов. Лакатос подчеркивает, что «решающий эксперимент» — это лишь почетный титул, который может быть пожалован определенной аномалии, но только спустя долгое время после того, как одна программа будет вытеснена другой.
Анализ фальсификационизма показал, что эмпирическое опровержение не совпадает с логической Ф., определяемой принципом Ф. Опровержение представляет собой сложную процедуру, зависящую от многих факторов, одним из которых, но далеко не всегда решающим, является Ф. следствий опровергаемой теории. Резкое противопоставление Поппером верификации и Ф., индуктивного метода и дедуктивной модели научной критики не является оправданным. Критика научной теории, не достигшая своей цели, неудавшаяся попытка Ф. представляет собой на самом деле только ослабленный вариант косвенной эмпирической верификации.
Последняя является индуктивным рассуждением, протекающим по схеме: «если верно, что если А, то В, и верно В, то, вероятно, верно А». Ф. на основе принципа Ф. включает два этапа: установление истинности условной связи «если А, то В», где В является эмпирически проверяемым следствием; установление истинности «неверно В (не-В)», т.е. ложности В. Неуспех Ф. означает неудачу в установлении ложности В. Итог этой неудачи — вероятностное суждение «Возможно, что является истинным не-не-В, т.е. В». Неуспех Ф. представляет собой, т.о., индуктивное рассуждение, имеющее схему «если верно, что если А, то В, и неверно не-В, то А». Последняя совпадает со схемой косвенной верификации: «если верно, что если А, то В, и В, то А». Неуспех Ф. является, однако, ослабленной верификацией: в случае обычной косвенной верификации предполагается, что посылка В есть истинное утверждение; при неудавшейся Ф. эта посылка является только правдоподобным утверждением. Т.о., решительная, но не достигшая успеха критика, которую Поппер противопоставляет в качестве самостоятельного метода верификации, является только ослабленным вариантом верификации.
О Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1980; Он же. Критический подход: решение проблемы индукции// Современная философия науки. М., 1996; Полани М. Личностное знание. М., 1985; Иван А.А. Основы теории аргументации. М., 1997; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998; Popper К. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach. Oxford, 1973; Philosophy of Karl Popper//La Salle, 1974. Vоl. 1. A.A. Ивин

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
216.92 кб

Наука: ученые, фальсификаторы и плагиаторы

Мухина Валерия
Обсуждаются: наука; условия развития интеллектуального потенциала цивилизационного общества; сущность научного знания; творчество как непрерывное рождение нового знания; творчество и творческий экстаз; открытия и переоткрытия в на
Читать PDF
200.28 кб

Псевдорационализм фальсификации

Нейрат Отто
Читать PDF
508.77 кб

Принцип фальсификации в горизонте «Учреждающей дискурсивности» М. К. Петрова

Бондаренко Екатерина Андреевна, Римская Ольга Николаевна, Римский Виктор Павлович
Подвергнуты критическому уточнению идеи М.К. Петрова, выдающегося отечественного учёного, внесшего большой вклад в историю философии, науковедение и культурологию.
Читать PDF
537.60 кб

Эпистемологическая критика фальсификаций научного атеизма, или метаморфозы «Религиозного ренессанса»

Юдин Кирилл Александрович
Статья посвящена эпистемологической экспертизе идейно-мировоззренческого климата постсоветской России.
Читать PDF
9.10 мб

Что общего между марксистской "диалектикой познания" и "утонченным фальсификационизмом" Лакатоса?

Порус В.Н.
В статье показано, что марксистская диалектика и социальная философия науки, влияние которых очевидно в ранних философских опытах Имре Лакатоса, в зрелом периоде его творчества претерпевают значительное переосмысление.

Найдено книг по теме — 12

Похожие термины:

  • ПРИОРИТЕТ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

    один из этических и ценностно-содержательных аспектов экзистенциальной проблемы научных открытий и приоритета. Приоритет в науке имеет такую силу, что порой толкает исследователей на заведомое
  • ВЕРИФИКАЦИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

    понятия, широко используемые неопозитивистами и постпозитивистами. Предположим, что теория уже имеется в наличии и ставится вопрос о ее достоверности. Речь идет о методологической процедуре, кот
  • Фальсификации принцип

    см. Фальсификация) — принцип (критерий) распознаваемости научного знания, научной истины, предположенный английским философом Карлом Поппером. Критерием научности теории является ее фальсифицир
  • Фальсифицируемость (Принцип Фальсификации)

    Неологизм, предложенный Карлом Поппером для проведения демаркационной линии между эмпирическими науками, с одной стороны, и метафизическими, псевдонаучными или относящимися исключительно к обл
  • Фальсификационизм

    от лат.falsifico – подделываю) – учение К.Поппера о научной процедуре, устанавливающей ложность гипотезы (теории) или подтверждающей ее истинность в результате экспериментальной или теоретической пр
  • Фальсификационизм К. Поппера

    Карл Раймунд Поппер родился в 1902 г. в Вене. После окончания в 1924 г. Венского университета преподавал физику и математику в школе и в Венском педагогическом институте. В 1934 г. на немецком языке была о