Факторы антропосоциогенеза
Факторы антропосоциогенеза
(совместный процесс развития человека (антропогенез) и общества (социогенез) – антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, процесс происхождения и эволюции человека. В нем рассматриваются морфология человека, физиологические, биологические и генетические факторы, связанные со строением и развитием человеческого организма, а также образование человеческих рас, факторы, способствующие выделению человека из животного мира, к которым относят трудовую деятельность, развитие членораздельной речи и понятийного мышления, а также совершенствование семейно-брачных отношений, переход от эндогамии к экзогамии и запрет близкородственных семейно-брачных отношений (инцест Эндогамия (гр. endon – внутри + gamos – брак) – брачные отношения внутри определенной социальной группы в первобытнообщинном обществе. Обычно эндогамной группой было племя. Однако эта эндогамия сочеталась с экзогамией внутри родов. Экзогамия – запрет браков внутри рода на фоне эндогамии племени. Инцест (или кровосмешение) – половая связь между кровными родственниками, которая была запрещена внутри рода. Следовательно, формирование, становление человека, выделение его из животного мира неразрывно связано с развитием общества, т. е. социогенезом. Исследователи отмечают, что трудовая деятельность (особенно изготовление орудий труда при помощи других орудий) началась на 1–1,5 миллиона лет раньше, чем появились речь и мышление, еще в стаде гоминидов. В результате совместной трудовой деятельности, повлекшей за собой развитие языка и понятийного мышления, формирование простейших норм, установлений и запретов, возникает социум. Переход от стада к обществу стал возможен в том числе и в результате совершенствования семейно-брачных отношений. Стадо основывается на эндогамии. Уже новые протосоциальные формы общности людей характеризуются экзогамией, предписывающей членам этого сообщества искать брачных партнеров в других сообществах, первоначально строго определенных. Этот переход ученые объясняют не тем, что представители сообществ понимали вред инцеста и сознательно избегали его под угрозой рождения денегеративного потомства. Наблюдение за жизнью примитивных сообществ показывает, что у их членов нет представления о связи между половым актом и рождением ребенка. Переход к экзогамии, очевидно, был обусловлен потребностью в сохранении внутристадного мира, в преодолении борьбы между самцами за главенствующую роль в гареме самок. Это возможно только в результате запрета эндогамных отношений. Сторонники этой доктрины подчеркивают, что переход к экзогамии мог быть связан с тотемическим культом. Каждая общность людей поклонялась тотему-прародителю (крокодилу, черепахе, змее и т. п.). Все члены этого сообщества считались едиными со своим тотемом, которому поклонялись; нельзя было его обижать, есть, убивать, а также делать объектом половой связи. Сформировался соответствующий нравственный запрет, нарушение которого каралось так же, как и нарушение других нравственных запретов (например, убийство соплеменника каралось смертью). Род – это не биологическая, а протосоциальная данность. Переход к экзога мии способствовал образованию стабильных семейно-брачных отношений, соответствующих родственных связей между родителями и детьми и т. д., а соответствующие понятия – отец, мать, сын, дочь, дед и пр. – стали первыми полноценными понятиями, употребляемыми людьми