социологическая идея, постулирующая, что общественное развитие определяется взаимодействием многих факторов: экономики, науки, техники, религии, морали и т.д.; в разные периоды развития общества ведущим является какой-то один из таких факторов или их группа. Напр., в Средние века социальная жизнь определялась прежде всего религией и традицией; в индустриальном обществе ведущим фактором является развитие науки и техники. Ф.т. сложилась в кон. 19 — нач. 20 в. как реакция на неудачные попытки объяснить общественное развитие решающим воздействием какого-то одного, остающегося постоянным фактора (географического, экономического, геополитического, демографического, расового и др.). Но если, напр., экономический детерминизм был теорией, то Ф.т. социальной теорией не является, а представляет собой только общую, быть может, небезынтересную, рекомендацию по построению теории социального развития. Не будучи научной теорией, Ф.т. не способна служить основанием ни для объяснения (предсказания) социальных явлений, ни для их понимания.
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
социологическая концепция, объясняющая общественное развитие воздействием тех или иных равноправных факторов: экономики, техники, культуры, религии, морали и т. п. В социологии известны попытки объяснить это развитие воздействием одного какого-либо фактора (географического или геополитического, психологического, демографического и др.), но подобные стремления кончались неудачей, и потому в кон. 19 -нач. 20 в. ряд социологов (М. Вебер, Г. Моска, M. M. Ковалевский и др.) выдвинули теорию равноправных взаимодействующих факторов, играющих важную роль в истории общества. В тех случаях, когда анализ влияния этих факторов не сводился лишь к их описанию и субъективистскому толкованию, сторонникам данной теории подчас удавалось достичь в известной степени удовлетворительных результатов. Особенно это относится к настоящему времени, когда ряд современных теорий общественного развития (теория "стадий роста" У. Ростоу, теории индустриального и постиндустриального общества Р. Арона, Д. Белла, 3. Бжезинского и мн. футурологические теории) за определяющие факторы взяли развитие техники и промышленности, а также связанный с научно-техническим прогрессом подъем социально-экономических и духовных процессов.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Факторов теория
позитивистская социологическая концепция, получившая большое распространение на Западе и в России с конца 19 в. (Макс Вебер, Моска, М. Ковалевский, Н. И. Кареев). Гл. особенностями теории факторов является отрицание монизма в социологии, единой основы истории и об-ва и признание механического взаимодействия множества различных равноправных факторов (экономика, религия, мораль, техника, культура и др.). Будучи выражением плюрализма в социологии, Ф. т. отвергает единство исторического процесса и об-ва, объективные законы общественного развития, внутренние необходимые связи между социальными явлениями. Стремясь возвыситься над материализмом и идеализмом, Ф. т. в действительности нередко скатывалась на позиции субъективного идеализма, преувеличивая роль субъективных факторов в истории. Сторонники Ф. т., будучи не в состоянии выработать научную теорию об-ва, осн. задачей социальной и исторической науки считали описание социальных факторов в их взаимодействии. Отмечая некоторые положительные моменты этой теории (попытка конкретного анализа фактов социальной реальности), Ленин, Плеханов, Лабриола показали ее полную теоретическую несостоятельность, механицизм и неспособность проникнуть в сущность социальных явлений.
Источник: Философский словарь. 1963
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
(лат. factor — делающий, производящий) — получившее распространение в буржуазной социологии учение о множественности факторов (причин, условий), определяющих общественную жизнь. Возникла в кон. 19 в. как отражение идей позитивизма в социальной науке и направлена против материалистического понимания истории, к-рое, по мнению ее сторонников, носит якобы односторонний характер, не учитывает всей сложности общественной жизни. С их точки зрения, в обществе в одинаковой мере важны самые различные явления (экономические, идеологические, биологические и т. д.). Поэтому задачу социологии они видят не в выявлении основы жизни общества, а в изолированном анализе отдельных равнозначных факторов либо, в лучшем случае, в прослеживании их взаимосвязи. Под кажущейся всесторонностью Ф. т. в действительности к-роется эклектическая точка зрения, не идущая дальше того, что лежит на поверхности общественных явлений. При этом многие ее представители оказывают явное предпочтение факторам духовного порядка. Отказываясь видеть материальную основу общества, они, по существу, сводят социальные отношения к индивидуальным психологическим мотивам деятельности людей. Марксистская социология не отрицает того, что в обществе взаимодействуют самые разнообразные факторы. Однако она подчеркивает необходимость выделения тех из них, к-рые оказывают решающее влияние на общественное развитие. Именно это дает возможность понять общественный процесс в его целостности, единстве. «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии... тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь» (Энгельс).
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
термин, традиционно используемый для обозначения социологич. концепций, пытающихся объяснить обществ. развитие воздействием ряда «равноправных» факторов: экономики, религии, морали, техники, культуры и т. п.
В истории социальной мысли известно неск. попыток объяснения механизма развития общества к.-л. одной причиной. К их числу относится географич., демографич., психологич., в кон. 19 в.- технологич. и др. виды детерминизма. Однако всякий раз такой подход приводил к ситуации (к-рую Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что явление, используемое в качестве фактора, прежде, чем стать причиной - было следствием (см. «К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю», гл. 2). Попыткой преодолеть это противоречие было выделение неск. «равноправных» факторов. Однако в результате Ф. т. свелась лишь к описанию этих факторов и постулированию их нек-рого взаимодействия. При этом преувеличение роли субъективных факторов в истории нередко приводит сторонников такого подхода к субъективному идеализму.
В кон. 19 - нач. 20 вв. ряд бурж. социологов (М. Вебер, ?. ?. Ковалевский и др.), отрицая историч. монизм вообще, неправомерно изображали марксизм как экономич. детерминизм, т. е. одну из прочих однофакторных теорий. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин отвергали эти и любые другие попытки вульгаризации марксизма (см. Экономический материализм, Вульгарный социологизм), подчеркивая, что марксизм рассматривает общество как развивающуюся систему и это позволяет «...изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами)» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 37), в к-ром определяющую роль играет способ производства.
Хотя употребление термина «Ф. т.» вошло в традицию, он является неверным, ибо «претендует» на наличие разработанной теории. Однако такая теория (к-рая должна была бы содержать типологию факторов, принципы их выделения и др.) на практике отсутствует.
В истории социальной мысли известно неск. попыток объяснения механизма развития общества к.-л. одной причиной. К их числу относится географич., демографич., психологич., в кон. 19 в.- технологич. и др. виды детерминизма. Однако всякий раз такой подход приводил к ситуации (к-рую Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что явление, используемое в качестве фактора, прежде, чем стать причиной - было следствием (см. «К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю», гл. 2). Попыткой преодолеть это противоречие было выделение неск. «равноправных» факторов. Однако в результате Ф. т. свелась лишь к описанию этих факторов и постулированию их нек-рого взаимодействия. При этом преувеличение роли субъективных факторов в истории нередко приводит сторонников такого подхода к субъективному идеализму.
В кон. 19 - нач. 20 вв. ряд бурж. социологов (М. Вебер, ?. ?. Ковалевский и др.), отрицая историч. монизм вообще, неправомерно изображали марксизм как экономич. детерминизм, т. е. одну из прочих однофакторных теорий. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин отвергали эти и любые другие попытки вульгаризации марксизма (см. Экономический материализм, Вульгарный социологизм), подчеркивая, что марксизм рассматривает общество как развивающуюся систему и это позволяет «...изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами)» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 37), в к-ром определяющую роль играет способ производства.
Хотя употребление термина «Ф. т.» вошло в традицию, он является неверным, ибо «претендует» на наличие разработанной теории. Однако такая теория (к-рая должна была бы содержать типологию факторов, принципы их выделения и др.) на практике отсутствует.
Источник: Советский философский словарь
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
позитивистская социологическая концепция, получившая распространение на Западе и в России с конца 19 в. (Вебер, Г. Моска, Ковалевский, Н. Кареев). Гл. особенности Ф. т.— отрицание монизма в социологии, единой основы истории и об-ва и признание механического взаимодействия множества различных равноправных факторов (экономика, религия, мораль, техника, культура и др.). Ф. т. отвергает объективные законы общественного развития, внутренние связи между социальными явлениями, скатывается на позиции субъективного идеализма. Сторонники Ф. т., будучи не в состоянии выработать научную теорию об-ва, осн. задачей социальной и исторической науки считали описание социальных, технических, культурных и др. факторов в их внешнем взаимодействии. Отмечая нек-рые положительные моменты в этой теории (попытки конкретного анализа фактов социальной, научно-технической, культурной реальностей), Ленин, Плеханов, Лабриола и др. показали ее теоретическую несостоятельность: механицизм в методологии, а отсюда — неспособность проникнуть в сущность социальных явлений. В видоизмененной форме Ф. т. существует и в настоящее время. Нек-рые представители совр. социологии на Западе среди факторов общественного развития признают определяющими технику и промышленность (напр., т. наз. “теория культурного отставания” У. Ф. Огборна, “индустриальная социология” или “индустриальная цивилизация” Арона, У. Ростоу, теория “постиндустриального общества” Белла, нек-рые футурологические концепции) или экономику в целом (т. наз. “экономическая цивилизация” К. Шепарда). С т. зр. этих ученых, именно данный выделяемый ими фактор является определяющим. Появление новых понятии в рамках Ф. т.— следствие признания роли таких важных сторон материального производства, как техника, промышленность, а в наши дни также конкретных социально-экономических и духовных процессов, связанных с научно-техническим прогрессом. Однако действие этих факторов неправомерно преувеличивается. Совр. разновидности Ф. т. своими гносеологическими корнями восходят к неопозитивистскому и вульгарно-материалистическому взглядам на об-во.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
термин, традиционно используемый для обозначения социологич. концепций, пытающихся объяснить изменение состояний общества каким-либо явлением, воздействие к-рого признается единств. фактором, определяющим изменение этих состояний, и потому по необходимости абсолютизируется. Гносеологич. основой таких концепций является характерная для материализма 17–18 вв. абсолютизация причинности. В истории социальной мысли известно неск. попыток такого объяснения механизма развития общества. К их числу относится географич., демографич., психологич., в конце 19 в. – технологич. и др. виды детерминизма. Однако всякий раз эти попытки приводили к ситуации (к-рую Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что явление, используемое в качестве фактора, прежде, чем стать причиной, – было следствием (см. "К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю", гл. 2). Для снятия такой ситуации оказалось необходимым причинный подход дополнить системно-структурным и историч. подходами, к-рые были применены марксизмом к самым разным социальным объектам: обществу в целом, капиталистич. формации, семье, гос-ву и др. Эти подходы позволяют "...изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами)" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 37). Специфика такого подхода состоит в том, что объект рассматривается как система, изменение состояний к-рой означает ту или иную перестройку мн. элементов его структуры, а не какого-либо одного из них. По отношению к такому подходу однофакторный (причинный) подход может занимать лишь подчиненное положение: рассматривать причинные зависимости внутри системного объекта можно только при сознат. абстрагировании от всей системы связей и понимании того, что выводы, получаемые при изучении причинной пары, нельзя экстраполировать на целое. Энгельс в письмах 90-х гг. резко возражал против попыток интерпретации марксизма как однофакторной концепции, а именно, экономич. детерминизма, противоречащей его и Маркса пониманию историч. процесса (см. также"Нем. идеология", там же, с. 19). Системный подход противостоит не только однофакторному, но и такому многофакторному подходу, при к-ром взаимодействие ряда факторов только постулируется, но они не заданы как элементы структуры, В таком случае имеет место лишь механич. соединение факторов. Хотя употребление термина Ф. т. вошло в традицию, он является неверным, ибо "претендует" на наличие теории факторного подхода. Однако такая теория (к-рая должна была бы содержать типологию факторов, принципы их выделения и др.) на практике отсутствует. В связи с этим вместо термина Ф. т. логичнее было бы употреблять термин "факторный подход". Проблема однофакторного или многофакторного подходов возникает не только применительно к глобальному обществу (по отношению к к-рому она активно обсуждалась в конце 19 – нач. 20 вв.), но и при изучении локальных объектов, в практике конкретных социальных исследований и гл. обр. при изучении социальных процессов (таких, как миграция населения, текучесть кадров, динамика обществ. мнения и др.), где принципы системного подхода еще не получили широкого развития и где факторный подход в настоящее время широко используется. В простейших случаях методика факторных исследований может основываться на методах установления причинных связей, разработанных в индуктивной логике (метод единственного сходства и др.). Однако необходимо различать практич. использование факторного подхода в эмпирич. исследованиях – с одной стороны, и методологическую проблему соотношения факторного и системно-структурного подходов в науке, возможностей каждого из этих подходов – с другой. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Письма 90-х г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Кон И. С., Позитивизм в социологии. Л., 1964; Timasсhеff N., Sociological theory. Its nature and growth, 3 ed., ?. ?., 1907.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.